Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:39, реферат
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
1. Сущность культуры. Понятие культура
2. Генезис культуры
3. Формы культуры
4. Типы культуры
5. Виды культурных норм и их общественное назначение
На современном этапе
развития культурологического знания,
возможно, наиболее совершенной следует
назвать символическую
Не существует данных о том, почему природа так несправедливо обошлась с первыми людьми. Весьма возможно, что это лишь слепой выбор природы. Но в результате происшедших мутаций человек выпал из системы естественных взаимосвязей. Возникло то, что можно назвать первичным отчуждением. Отголоски этого процесса видны в мифе об изгнании Адама и Евы из рая. Выделившись из природного сообщества, отстранившись от всяческих запретов и ограничений, став ни на кого непохожим, человек в то же время лишился кардинальной программы развития. Он был обречен.
Однако ослабленность инстинктов имела одно положительное значение: она не ограничивала человека прежде всего поведенческими рамками своего вида. Подсознательный поиск каких-то позитивных путей развил в человеке способности к подражанию, что в принципе изменило формы и способы человеческой жизнедеятельности. Культура заменила в человеке инстинкты и способствовала созданию мира человека.
3.Формы культуры
В течение социальной истории люди освоили, сделали своим домом весь земной шар, вышли в космос, изобрели невероятное за количеством и качеством число способов деятельности. Если попробовать их сгруппировать за прикладными сферами, то можно выделить такие основные формы культуры, как материальная, духовная и физическая.
Материальная культура - превращение естественных материалов и энергии в соответствии с человеческими целями, созданием искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает средства их удовлетворения.
Материальная культура включает у себя такие элементы, как породы животных и сорта растений, почвы и естественные вещества (ресурсы), которые испытали обработку. В материальную культуру входят также: 1) здания и сооружения, 2) инструменты и оборудование для любых видов деятельности, 3) пути сообщения и средства транспорта, 4) связь и средства связи, 5) технологии.
Духовная культура - продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятие, представление, верование, чувство и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особенный мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура - это продукт общественного развития, ее основное назначение заключается в продуцировании сознания.
Благодаря закреплению в знаках, символах, организационных формах, компьютерной технике, духовная культура становится относительно самостоятельной от своего творца, человека. В ней будут объективироваться и выделяются особенные сферы духовного творчества. Духовное и духовно практическое освоение всей реальности оформляется в философии, искусстве, разнообразных науках. Духовно практическое освоение (включая регуляцию) общественной жизни осуществляется в политике, правые, морали. Универсальные духовные функции, как мировоззренческие, так и нормативно регулятивные, выполняют миф и религия. В будущем, возможно, состоятся революционные изменения духовной культуры в связи с развитием экологического сознания и освоением космоса.
Физическая культура - превращение естественного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков, умений и качеств человеческого тела.
В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, которая включает развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания и пищеварения). Иначе говоря, это решение такого ответственного задания, как учеба языка, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование отличий в поведении за половыми или вековыми признаками.
На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные, физические навыки и координированные движения, вроде балетного танца, движений рук хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько соответствующие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность, к совершенствованию у соответствия с теми или других профессиональных заданий.
4.Типы культуры
Социальные типы культуры. Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп — национальных, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультуры.
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая доминирующей культуре, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая ее. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, обычаями и прочим. Различия могут быть очень сильными, но субкультура все же не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Примерами субкультур могут быть сельская, городская, молодежная культуры.
Возможен вариант субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. В таком случае говорят о контркультуре. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты; идеология большевиков в начале XX в. в России; движение хиппи в 60—70-х годах XX в. на Западе.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, выделяют такие типы культуры, как элитарная, народная и массовая.
Элитарная (высокая) культура
создается и потребляется привилегированной
частью общества. Наиболее яркое выражение
она находит в изобразительном
искусстве, серьезной музыке и литературе.
Высокая культура, как правило, носит
поначалу экспериментальный, авангардный
характер, трудна для понимания
Народная культура возникла
в глубокой древности и существует
как историческое наследие, передающееся
из поколения в поколение. Авторами
народных творений являются простые
люди, не профессионалы. Они зачастую
неизвестны. Их произведения распространяются
как в письменной, так и в
устной форме, и поэтому существуют
обычно во множестве вариантов. Наиболее
ярким проявлением этого типа
культуры выступает народное искусство
(мифы, эпос, песни, сказки, легенды
и т. п.). К народной культуре относится
народная медицина (использование трав,
заговоры), народная педагогика, суть которой
часто выражается в пословицах, поговорках.
Народная культура развивается и
постоянно пополняется
Массовая культура утвердилась в середине XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Средства массовой информации не только позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, но формируют общие стандарты потребления, что объединяет людей, стирает различия между ними, хотя подчас и нивелирует их личности.
Примеры массовой культуры
— популярная эстрадная музыка,
цирк. Они понятны всем возрастам,
всем слоям населения независимо
от уровня образования. Массовая культура,
как правило, обладает меньшей художественной
ценностью, чем элитарная или
народная культура. Но у нее самая
широкая аудитория и она
Этнонациональные типы культуры. Человечество состоит из народов. Ученые-этнографы называют народ этносом. Этнос — это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей. Этнос может существовать в виде отдельного племени, небольшой народности, единой нации. Этнообразующими факторами и одновременно признаками этноса являются кровное родство (единство происхождения от общих предков), общность исторической судьбы, единство территории и языка, общая культура и традиции, общее самосознание (этническая идентификация, свое отличие от других этносов), устойчивая преемственность поколений. Культура этноса формируется и существует преимущественно на уровне обыденной жизнедеятельности, бытовом уровне. Она включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы права, постройки, домашнюю утварь, одежду, пищу, средства передвижения, знания, верования, фольклор, виды народного искусстза. Этническая культура тесно связана с ландшафтом, географическими и климатическими условиями жизни людей на определенной территории, поэтому ей присущ местный, «локальный» характер.
Более поздним историческим
образованием по сравнению с этносом
является нация. Нация — это общность
людей, имеющая не только единую территорию,
единый литературный язык, общие особенности
духовной жизни, культуры и характера,
но и единый хозяйственный организм
и вытекающую из него единую государственность.
В отличие от этноса, нация объединяет
людей, живущих на больших пространствах
и необязательно связанных
Несколько наций с родственными этносами и языками, обычно смежной территорией, переплетающейся историей, тесными хозяйственными связями, сходными культурами образуют региональную общность людей. По перечисленным признакам обычно выделяют следующие группы народов: романские, англосаксонские, славянские, скандинавские, арабские, тюркские, латиноамериканские, народы «черной» Африки и т. д. Под влиянием общих жизненных факторов у указанных групп народов складываются специфические региональные культуры.
В еще более общем плане человечество делится на западную (Европа и Северная Америка) и восточную (Центральная, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Северная Африка) цивилизации. Соответственно выделяют западный и восточный типы культуры, различия между которыми весьма существенны. Они отличаются общественно-экономическими и политическими структурами, основными мировоззренческими установками, ценностными ориентациями. Западная культура ориентирована на познание и преобразование окружающего мира, ценности технического и технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Она содержит идею значимости личности, приоритета инициативы и творчества.
Для восточной культуры,
в отличие от западной, характерны:
большая интроверсия, то есть сосредоточенность
на внутренней жизни человека; ориентация
не на преобразование природы, а на
приспособление к ней; поиск компромисса
между противоположностями, их органичного
синтеза (например, старого и нового);
идея общности, единства людей в
противоположность западному
В последнее время все отчетливее проявляется противоположность типов культуры по оси «Север — Юг». В культурологическом смысле понятие «Север» тождественно понятиям «Запад», «западный тип культуры». Понятие «Юг» частично пересекается с «Востоком» и обозначает социокультурный мир народов субтропического пояса — в первую очередь африканского континента, а также Меланезии, Океании.
В настоящее время под
влиянием заметно усиливающихся
интеграционных процессов происходит
формирование мировой цивилизации
и мировой культуры. Мировая культура
образуется не в результате слияния
и взаиморастворения
Исторические типы культуры. Историческими типами культуры называют сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Хронологически первым историческим типом культуры является первобытная культура. Это самая древняя и самая длительная эпоха в человеческой истории. Несмотря на то что жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного общества.
Информация о работе Сущность и генезис культуры, формы и типы культуры