Сущность культуры и ее предназначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, реферат

Описание

Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Природное бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его развития, поскольку оно было пассивным, непродуктивным.

Содержание

Введение 2-3
Сущность культуры4-8
Предназначение культуры9-12
Заключение 13
Список литературы14

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 35.39 Кб (Скачать документ)

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения  высшего профессионального  образования «Национальный исследовательский  университет «МЭИ» в г. Смоленске

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

Студент II курса

группы: ЭС-11

Булычёва  Е.А.

 

 

СУЩНОСТЬ  КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

 

                                                                               Преподаватель: Янкина М.В

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2012

План

 

 

  1. Введение 2-3
  2. Сущность культуры4-8
  3. Предназначение культуры9-12
  4. Заключение 13
  5. Список литературы14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Человек существует не только в природе или  обществе, но и в культуре. Понимание  этого факта зародилось еще в  мифологические времена, однако его  глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Природное бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его развития, поскольку оно было пассивным, непродуктивным. Культурное же состояние начало оцениваться как более высокая ступень человеческой эволюции, на которой он представал творчески продуктивным существом.

Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания.  Выделению  культурологии в самостоятельную  область знания предшествовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накопление фактов и наблюдений над его духовной жизнью. В отличие  от других областей знания культурология  возникла совсем недавно — около  ста лет назад.

Для того чтобы выяснить природу культуры, остановимся сначала на ее понятии. Термин «культура» латинского происхождения  и первоначально он означал возделывание почвы. В Средние века им обозначали прогрессивные методы возделывания зерновых, таким образом возник ныне хорошо известный термин «агрикультура».

 В  XVIII – XIX веках культура интерпретируется  в аристократическом духе. Культурными  стали считать образованных, начитанных, «хорошо воспитанных» людей, обладавших  «хорошими манерами». Такое понимание  культуры, как видно, в некоторой  мере сохранилось и до наших  дней: мы, например, говорим о культурных  и некультурных людях, о бескультурье, связываем культуру с образованностью, интеллектуальным трудом и т.п. Это деление, таким образом, восходит к делению общества на культурных аристократов и некультурное простонародье.

 Впоследствии  под культурой стали понимать  всё, что создано человеком  в отличие от естественного  мира, природы. 

Отношение к культуре, ее понимание менялось на протяжении всего исторического  процесса развития человеческого общества. Одни противопоставляют культуру цивилизации, другие говорят об идентичности этих понятий, третьи наделяют культуру узко обыденным смыслом. Нельзя говорить о правоте или ошибке тех или  иных концепций, но можно смело утверждать, что любая трактовка, теория, понятие  культуры есть лишь одна грань этого  понятия. Выбирая различный угол зрения на культуру, можно изучать  ее с той или иной точки зрения, но нельзя изучить ее целиком и  полностью. Любое представление  имеет право на существование, если оно не опровергает все остальные, поскольку лишь совокупность всех мнений и представлений, формулировок и  теории и есть единое понятие культуры.

Культура  народа формируется и откристаллизовывается  на протяжении целых исторических эпох, она – прошлое, опрокинутое в  настоящее. Она - «память» о прошлом, зафиксированная в стереотипах  сознания и поведения, символах, обрядах  и обычаях. Это - наиболее глубинные  её пласты, которые тысячью нитей  связаны с более динамичными  и меняющимися поверхностными слоями, отражающими специфику конкретной исторической эпохи и часто несущими в себе новое и противоречащее традициям содержание.

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность культуры

Культура - это нечто такое, что создано искусственно и присуще исключительно человеку. Это все то, что создано в дополнение к природе, это «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфически человеческих способов (технологий) деятельности. Это особое воспитание в себе личности, которая руководствуется в поступках уже не биологическими предпосылками, а социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами поведения. Культура зарождается сама по себе, люди лишь развивают ее посредством обыденной, научной, творческой и прочей деятельности. Культура - совокупность всех достижений человека и всего общества, которые, пройдя длительные этапы существования, постепенно превратились в некие культурные традиции. Культура включает в себя и все новое, что создано за последнее время, что еще не успело пройти проверку временем и широко распространиться. Культура охватывает как прошлое, так и настоящее и даже заглядывает в будущее.

Культурные  ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и  опыта людей. Даже самые распространенные бытовые фразы о культурных и  некультурных людях тоже основаны на опыте, который мы получаем от жизни. Говоря о культуре как об общечеловеческом явлении, следует заметить, что мы не рождаемся с пониманием, что  есть культура. Знания о ней накапливаются  с годами, становясь все более  и более сложными и структурированными. Культуре мы обучаемся, нас обучают. Начиная с малолетнего возраста нас воспитывают, объясняют нормы  и правила, каков этот мир, как  в нем жить. Затем мы начинаем сами корректировать свое поведение, образ  жизни, мировоззрение. Затем накопленный  опыт мы передаем своим детям, чтобы  они переняли его и в последствии  дополнили своим. Так проходит культурная социализация личности. Более того, соотнесение себя с культурой  есть одно из основополагающих свойств личности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что особую роль в культуре имеет процесс образования.

Культура - единая система, целостность которой придает сумма ее продуктов, «язык» культуры. Культура является неотъемлемым условием развития человечества, и в то же время точкой отсчета его существования. Культура невозможна там, где нет человека, человек не возможен там, где нет культуры. Точнее, возможен биологический вид человека, но не развитая всесторонне личность. Отсутствие культуры опустит нас на несколько ступеней ниже на эволюционной лестнице.

Содержание  культуры многообразно и неисчерпаемо. Однако в нем можно выделить ряд  универсальных элементов, из которых  складывается фактически любая культура. Рассмотрим наиболее важные из них.

 Понятия, или концепты, в которых отражены представления людей о себе и окружающем мире. В них фиксируется социальный опыт людей, часто весьма специфичный для данного сообщества. Так, европейские культуры выражают свои представления об образовании через понятия школы, колледжа, института, университета и т.п. Но эти понятия вряд ли будут «понятны» представителям, скажем, африканского племени, где система передачи молодому поколению знаний, навыков и умений строится совершенно иначе. Еще более поразительным такое различие выглядит при сравнении близких культур. Так, используя, казалось бы, один и тот же термин «'свобода», мы и европейцы по сути дела оперируем разными понятиями. Для нас свобода означает, прежде всего, своеволие, фактически совпадающее с бесконтрольной и неограниченной властью, а для европейца свобода - мера прав и ответственности.

  Ценности. Любая культура придаёт высокую значимость одним поступкам, свойствам человека, целям и общественным явлениям, считает менее значимыми другие, отрицательно относится к третьим. Она, следовательно, вырабатывает принципиально важные для жизни людей ориентиры - ценности. Так, в одних культурах большое значение придаётся богатству, в других - воинской доблести, в одних - инициативности и предприимчивости, в других - лояльности и исполнительности. Ценности лежат в основе мировоззрений, характерных для представителей данной культуры; сопоставляя ценности с социальной реальностью, люди осмысливают её; ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека.

 Нормы. Свойства культуры упорядочивать, организовывать и регулировать общественную жизнь. Нормы часто подразделяются на формальные и неформальные. Иногда считают, что наиболее важны для сообщества именно первые, так как они закреплены в законодательстве, правилах распорядка, служебных инструкциях и т.п., а за их соблюдением следят специализированные органы, отступление от них влечет жесткое наказание. Однако не менее значимы и неформальные нормы, ибо они регулируют значительно больший объем человеческих поступков, а их соблюдение поддерживается уже самими взаимоотношениями и взаимодействиями между людьми.

 Следующий  элемент культуры - стереотипы сознания и поведения людей, которые можно определить как устойчивые схемы восприятия социальной действительности и типичные формы социальных действий и взаимодействий. Систему стереотипов восприятия, коллективных образов и представлений, свойственных социальным группам (особенно народам, нациям) и проявляющихся на бессознательном уровне и в обыденном сознании называют менталитетом. Со стереотипами сознания тесно связаны поведенческие стереотипы – образцы, модели, схемы действий в повторяющихся, типичных ситуациях, привычные и типичные в данном человеческом обществе способы поведения.

 Важное  место среди элементов культуры  занимают символы. Символ в самом общем виде можно определить как знак, обозначающий некий другой объект и несущий в себе значение. Знак – своеобразная и случайная форма значения, которое и выступает содержанием символа. Символы пронизывают всю культуру, являясь, без преувеличения, универсальной формой ее существования. Символами являются и многочисленные жесты, без которых невозможен процесс непосредственной коммуникации, - некоторые специалисты считают, что интонация, тон, мимика, жесты и т.п. несут в себе от 50 до 70% информации, передаваемой в акте коммуникации. Интегрирующая и обособляющая роль символов отчетливо проявляется в таких повседневных явлениях, как стиль одежды, прически, манеры говорить, жестикулировать, в жаргоне и т.п. Все это имеет не только утилитарное, но и символическое значение. Например, своей одеждой человек показывает, что он отождествляет себя с художественной элитой или же с некой молодежной группировкой.

 

Поскольку культурная деятельность детерминирована  не биологическими механизмами, а «сущностными силами человека», то и воспроизводство  этих сил достигается не природными средствами, а теми, которые возникают  в результате этой деятельности, даже если в их основе имеется природное  субстратное начало. Таким образом, культурная деятельность — это деятельность по созданию нового, того, чего не имелось  в природе и что не могло  бы возникнуть по ее собственным законам. Поэтому есть все основания толковать  культуру как творчество, освободив это понятие от иррационалистических и мистических привнесений. Творческое начало в человеческой деятельности представляет собой социокультурный механизм переработки и создания новых смыслов. Их овеществление ведет к созданию все более высоких в духовно-ценностном отношении предметов культуры. В каждой культуре сочетаются две тенденции: рутинная деятельность, т.е. воспроизводящая (репродуцирующая) уже достигнутый уровень культуры, и развивающаяся культура, отмеченная креативной, творческой, продуктивной способностью. Усиление второй тенденции определяет прогресс культуры.

Культурная  деятельность как способ реализации активности субъекта отличается еще  одной важнейшей особенностью: свободой. Вне свободы нет культурного творчества, в этом смысле она является сущностной характеристикой культуры.

Культурология призвана не только своевременно и  тщательно описывать и систематизировать  культурную реальность во всем многообразии ее процессов и явлений, но и раскрывать закономерности и тенденции культурных изменений, ведущих к созданию культуры будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Предназначение культуры

Культура - очень сложный, многогранный механизм, охватывающий все сферы жизни людей. Функции, которые она выполняет, являются важными, в какой-то мере даже основополагающими. В первую очередь, культура удовлетворяет духовные потребности человека, которые порой намного важнее природных, материальных потребностей.

Культура  одновременно делает общество статичным  и динамичным. Первую задачу она  решает с помощью традиций, которые  передаются от поколения к поколению, объединяют людей, включают их в историю. Динамика поддерживается с помощью постоянных творческих инноваций.    

Культуру  нельзя перенять биологическим путем, ей учатся, таким образом, культура выполняет воспитательную функцию. С самого детства мы познаем окружающий нас мир, приспосабливаемся к  нему, проходим различные жизненные  этапы, осваиваем что-то новое - так  индивид постепенно превращается в  личность, в процессе чего огромную роль играет именно культура. Поскольку  культура напрямую участвует в формировании личности, то в значительной мере она  способна регулировать их поведение. Опираясь на те или иные моральные устои, воспитание, нормы и ценности, мы делаем свой выбор, совершаем или не совершаем  какие-то поступки. Большинство оценочных  суждений основаны на культурных ценностях.

Как уже  было сказано, культура способна удовлетворять  духовные потребности человека. Абсолютно  каждый может найти в ней свое место. Несогласные с происходящим выбирают для себя контркультуру, проявляя таким образом свой протест. Этническая культура содержит нормы, ценности, ритуалы  и много другое, присущее какому-либо народу. Благодаря этому, эмигранты  могут поддерживать связь со своими корнями. Массовая культура удовлетворяет  потребности широкой публики. Она  по-своему стандартна, но это не основание  для отрицательного к ней отношения, на основе ее понятности, непринужденности нельзя поставить отрицательную  оценку. Если же человек выбрал для  себя не противопоставлять себя господствующей культуре, а просто выделяться из толпы, быть оригинальным, то ему по душе будет какая-либо из субкультур. Как видно, культура настолько многогранна, что люди любого пола, возраста, национальности, воспитания, мировоззрения могут найти себя. Произведения культуры способны развеселить, заставить задуматься о чем-то, способствуют отдыху и расслаблению, отвлекают от проблем, помогают их решать и т.д.

Информация о работе Сущность культуры и ее предназначение