Сущность культуры и ее предназначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, реферат

Описание

Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Природное бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его развития, поскольку оно было пассивным, непродуктивным.

Содержание

Введение 2-3
Сущность культуры4-8
Предназначение культуры9-12
Заключение 13
Список литературы14

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 35.39 Кб (Скачать документ)

Культура  создает стандарты, образцы, эталоны. Она задает цели и сама же помогает их достигать. В мире культуры возникают  различные конфликты, которые именно она помогает преодолевать.

К культуре можно отнести то, что способствует развитию человека, особую роль она  играет в процессе обучения, получения  образования.

 

Культура как ценностно-нормативная  система 

В рамках одной культуры люди говорят на одном  языке, придают значение одним и  тем же ценностям, придерживаются одних  и тех же норм и верований, пользуются всем понятными символами. Культура потому является не просто общим признаком  этих людей, а объединяющим их фактором. В определенной мере она создает  саму социальную общность. Например, нацию  невозможно представить без языкового  единства, особых традиций, обычаев, верований, символов, поведенческих стандартов и т.п. Сама же культура, в свою очередь, превращается в более или менее  единую систему взаимосогласованных  элементов, главными среди которых  являются ценности и нормы.

Культура и поведение 

Культура, организуя общественную жизнь, поддерживает целостность и стабильность общества. Это отчетливо обнаруживается в ее воздействии на поведение людей. Собственно, содержание культуры в основном складывается из многочисленных образцов, стереотипов, моделей поведения людей. На это обращают внимание многие зарубежные исследователи.

 К. Гиртц  называет культурой «систему  регулирующих механизмов, включающую  планы, рецепты, правила, инструкции, которые служат для управления  поведением». Культура не только «облагораживает» потребности и интересы, предоставляя целый набор общепринятых способов удовлетворения и достижения их. Она сама создает, инициирует потребности и интересы, ориентируя людей на ценности и идеалы, эталоны и стандарты.

Культура и социализация

Пожалуй, важнейшим способом или механизмом передачи (трансляции) культуры является социализация – процесс формирования личности, приобщения человека к жизни  среди людей. Человек не рождается  с генетически запрограммированным  поведением; для того, чтобы включиться в социальные взаимодействия, жить в обществе, он должен освоить и  усвоить ту культуру, которая характерна для его социума, для его социальной среды. Человек обладает чрезвычайно  высокой степенью обучаемости и  пластичности поведения, поэтому он в принципе может овладеть любым  поведенческим кодом, адаптироваться к культуре любой страны и эпохи, если, конечно, формируется в их контексте. Таким образом, культура составляет содержание процесса социализации. Это  относится как к индивиду, так  и к молодым поколениям в целом, которые приходят на смену старшим. Причем этот аспект имеет значение не только для самого входящего в  жизнь поколения, но и – что  чрезвычайно существенно – для  общества в целом. Благодаря трансляции социального опыта обеспечивается преемственность в функционировании общества, следовательно, сохраняется  его качественная определенность, самобытность, и все это несмотря на постоянную смену поколений людей. Это означает, что культура поддерживает стабильность общества и в историческом плане.

 Культура, с этой точки зрения, не только  тот социальный опыт, который  усваивают люди в ходе социализации, но и способы, каналы передачи  такого опыта. Сама культура  часто рассматривается как гигантская  система коммуникации, с помощью которой общество «воспитывает» молодое поколение.

 Разрушение  этого свойства культуры, ее способности  транслировать социальный опыт (а  это чаще всего происходит  через разрушение таких институтов, как образование, религия, семья  или же – в тоталитарном  государстве – армия) фактически  означает болезненный «разлом»  самой культуры, ее омертвление.  В результате нарушается былая  слитность, органичность, интегрированность  общества, которая раскалывается  на «непонимающее» друг друга  слои, группы, кланы, поколения. 

Культура и социальный контроль

Регулируя поведение людей, культура создает  своеобразный механизм социального  контроля. Его образуют устойчивые взаимосвязи между ценностями, нормами (правилами) и санкциями.

Смысл механизма  контроля заключается в том, что  культура ориентирует людей на определенные поведенческие стандарты, создает  стимулы и мотивы их действий, поступков, считающихся в данном социальном сообществе нормальными, естественными, правильными и т.п. Тем самым  культура «заставляет» людей удовлетворять  свои потребности, достигать своих  целей не какими-нибудь, а приемлемыми, допустимыми в данном сообществе средствами.

 Контрольные функции культуры проявляются как в стимулировании «правильного» поведения с помощью позитивных санкций (уважение, престиж, денежное вознаграждение, власть и т.п.), формировании соответствующей мотивации, так и в предупреждении «неправильного» поведения с помощью негативных санкций (наказаний).

 

 

 

  1. Заключение

Культура - это вторая природа, все, что создано руками и духом человека. А значит, исключить ее из жизни человека не представляется возможным, как и исключить человека из культуры. Именно культура отличает человека от всех остальных существ. Культура – это специфический человеческий способ жизнедеятельности. Культура развита настолько, насколько развит человек, насколько он способен ее совершенствовать, модернизировать.

В настоящее  время наблюдаются тенденции  гуманизациии всех  сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во  главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности  отводиться теперь изучению культуры.

Изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы

  1. Введение в  культурологию: Учебное пособие /Под ред. Е. В. Попова. – М.: Владос,  1995 (А., ЧЗ)
  2. Драч, Г. В.  Культурология : учебное пособие для ВУЗов – Ростов н/Д; Феникс,2004. – с. 65-105
  3. Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с —
  4. Культурология:  Учебное  пособие   /   Составитель  и  ответств.  редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.
  5. Культурология. XX век. Энциклопедия.— СПб.: Университетская книга, 1998.- Т.1. - 447с.
  6. Мамонтов, С. П. Основы культурологии: Учебное пособие. -  М.: Знание, 1996
  7. Солонин, Ю. Н. Основы современной философии: Учебник для ВУЗов/Ю. Н. Солонин, - 3-е изд. – 2001. – с. 246-267
  8. Философия культуры. Становление и развитие. Оформление обложки. Олексенко, С. Шапиро. — СПб.: Лань, 1998. — 448 с.
  9. Хоруженко К. М.  Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997
  10. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А. А. Радугина. – М.:Политиздат,1997

 

 


Информация о работе Сущность культуры и ее предназначение