Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, реферат
Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Природное бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его развития, поскольку оно было пассивным, непродуктивным.
Введение 2-3
Сущность культуры4-8
Предназначение культуры9-12
Заключение 13
Список литературы14
Культура создает стандарты, образцы, эталоны. Она задает цели и сама же помогает их достигать. В мире культуры возникают различные конфликты, которые именно она помогает преодолевать.
К культуре можно отнести то, что способствует развитию человека, особую роль она играет в процессе обучения, получения образования.
Культура как ценностно-
В рамках одной культуры люди говорят на одном языке, придают значение одним и тем же ценностям, придерживаются одних и тех же норм и верований, пользуются всем понятными символами. Культура потому является не просто общим признаком этих людей, а объединяющим их фактором. В определенной мере она создает саму социальную общность. Например, нацию невозможно представить без языкового единства, особых традиций, обычаев, верований, символов, поведенческих стандартов и т.п. Сама же культура, в свою очередь, превращается в более или менее единую систему взаимосогласованных элементов, главными среди которых являются ценности и нормы.
Культура и поведение
Культура, организуя общественную жизнь, поддерживает целостность и стабильность общества. Это отчетливо обнаруживается в ее воздействии на поведение людей. Собственно, содержание культуры в основном складывается из многочисленных образцов, стереотипов, моделей поведения людей. На это обращают внимание многие зарубежные исследователи.
К. Гиртц
называет культурой «систему
регулирующих механизмов, включающую
планы, рецепты, правила,
Культура и социализация
Пожалуй,
важнейшим способом или механизмом
передачи (трансляции) культуры является
социализация – процесс формирования
личности, приобщения человека к жизни
среди людей. Человек не рождается
с генетически
Культура,
с этой точки зрения, не только
тот социальный опыт, который
усваивают люди в ходе
Разрушение
этого свойства культуры, ее способности
транслировать социальный опыт (а
это чаще всего происходит
через разрушение таких
Культура и социальный контроль
Регулируя поведение людей, культура создает своеобразный механизм социального контроля. Его образуют устойчивые взаимосвязи между ценностями, нормами (правилами) и санкциями.
Смысл механизма контроля заключается в том, что культура ориентирует людей на определенные поведенческие стандарты, создает стимулы и мотивы их действий, поступков, считающихся в данном социальном сообществе нормальными, естественными, правильными и т.п. Тем самым культура «заставляет» людей удовлетворять свои потребности, достигать своих целей не какими-нибудь, а приемлемыми, допустимыми в данном сообществе средствами.
Контрольные функции культуры проявляются как в стимулировании «правильного» поведения с помощью позитивных санкций (уважение, престиж, денежное вознаграждение, власть и т.п.), формировании соответствующей мотивации, так и в предупреждении «неправильного» поведения с помощью негативных санкций (наказаний).
Культура - это вторая природа, все, что создано руками и духом человека. А значит, исключить ее из жизни человека не представляется возможным, как и исключить человека из культуры. Именно культура отличает человека от всех остальных существ. Культура – это специфический человеческий способ жизнедеятельности. Культура развита настолько, насколько развит человек, насколько он способен ее совершенствовать, модернизировать.
В настоящее
время наблюдаются тенденции
гуманизациии всех сфер деятельности
человека, в том числе и
Изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.