Министерство сельского хозяйства Российской
Федерации
ФБГОУ ВПО «Орловский государственный
аграрный университет»
Контрольная работа
по культурологи
Тема: «Своеобразие
византийской культуры»
Выполнила: ст-тка 1 курса заочного
отделения
Факультета агробизнеса
и экологии
Спациальности «Агрономия»
Воробьёва А.Р
Номер зачётной книжки 100846
Проверил:
Орёл - 2012 год.
Содержание:
1. Введение
2. Ранний этап в истории культуры
Византии IV - VII вв.
3. Средний этап в истории культуры
Византии VII - IX вв.
4 Поздний этап в истории культуры
Византии X - XV вв.
5. Заключение
6. Используемая литература
ВВЕДЕНИЕ
Византия - государство,
которое внесло большой
вклад в развитие культуры
в Европе Средних веков.
В истории мировой культуры
Византии принадлежит особое,
выдающееся место. В художественном
творчестве Византия дала средневековому
миру высокие образы
литературы и искусства, которые
отличались благородным изяществом
форм, образным видением мысли,
утонченностью эстетического
мышления, глубиной философской
мысли. По силе выразительности
и глубокой одухотворенности
Византия многие столетия стояла
впереди всех стран средневековой
Европы.
Византийская империя
возникла на рубеже двух эпох
— крушения поздней античности
и рождения средневекового общества
в результате разделения Римской
империи на восточную и западную
части. После падения Западной
Римской империи концепция всемирного
римского владычества, титул императора
и сама идея мировой монархии,
а также традиции античной
образованности уцелели только
на Востоке — в Византийской
империи.
На берегу Босфора
императором Константином был
возведен Константинополь - "новый
Рим" - столица Византийского государства.
Сказочно красивой представлялась
она пришельцам с Запада,
Востока и Севера.
Географическое положение
Византии, раскинувшей свои владения
на двух континентах — в
Европе и Азии, а порою простиравшей
свою власть и на области
Африки, делало эту империю как
бы связующим звеном между
Востоком и Западом. Постоянное
раздвоение между восточным западным
миром, скрещение азиатских и
европейских влияний (с преобладанием
в отдельные эпохи то одних,
то других) стали историческим
уделом Византии. Смешение греко-римских
и восточных традиции наложило отпечаток
на общественную жизнь, государственность,
религиозно-философские идеи, культуру
и искусство византийского общества. Однако
Византия пошла своим историческим путем,
во многом отличным от судеб стран как
Востока, так и Запада, что определило
и особенности ее культуры.
Если пытаться отделить
византийскую культуру от культуры
Европы, Переднего и Ближнего
Востока, то наиболее важными
будут следующие факторы :
·
В Византии была языковая
общность (основным языком был
греческий);
·
В Византии была религиозная
общность ( основной религией было христианство
в форме
·
православия);
·
В Византии при всей многоэтничности,
существовало этническое ядро, состоящее
из греков.
·
Византийскую империю
всегда отличали устойчивая
государственность и централизованное
управление.
Это все, конечно,
не исключает того, что византийская
культура, оказывавшая воздействие
на многие соседние страны, сама
подвергалась культурному влиянию
со стороны как племен и
народов, населявших ее, так
и сопредельных ей государств.
В течение своего тысячелетнего
существования Византия сталкивалась
с мощными внешними культурными
влияниями, исходившими из стран,
находившихся на близкой ей
стадии развития, - из Ирана, Египта,
Сирии, Закавказья, а позднее латинского
Запада и Древней Руси. С другой
стороны, Византии приходилось
вступать в разнообразные культурные
контакты с народами, стоявшими
на несколько или на значительно
более низкой стадии развития
( византийцы называли их “варварами”
).
Процесс развития Византии
был не прямолинейным. В нем
были эпохи подъема и упадка,
периоды торжества прогрессивных
идей и мрачные годы господства
реакционных. Но ростки нового,
живого, передового прорастали
рано или поздно во всех
сферах жизни, во все времена.
Поэтому культура Византии
является интереснейшим культурно-историческим
типом, обладающим весьма специфическими
особенностями.
В истории культуры
Византии выделяют три этапа:
- ранний (IV - середина VII века);
- средний (VII - IX века);
- поздний (X - XV века).
Как известно, Византия
образовалась из восточной части
Римской империи. Центром нового
государства стал город Византия,
который был перестроен и получил
название Константинополь.
В истории европейской,
да и всей мировой культуры
византийской цивилизации принадлежит
особое место, для нее характерны
торжественная пышность, внутреннее благородство,
изящество формы и глубина мысли. В течение
всего тысячелетнего существования Византийская
империя, впитавшая в себя наследие греко-римского
мира и эллинистического Востока, представляла
собой центр своеобразной и поистине блестящей
культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия
по уровню развития образованности, по
напряженности духовной жизни и красочному
сверканию предметных форм культуры, несомненно,
находилась впереди всех стран средневековой
Европы.
1. Ранний этап в истории
культуры византии IV - VII вв.
Первые столетия существования
Византийского государства можно
рассматривать как важнейший
этап в формировании мировоззрения
византийского общества, опиравшегося
на традиции языческого эллинизма
и принципы христианства. В
ранней Византии новый расцвет
переживает философия неоплатонизма.
Появляется ряд философов-неоплатоников
- Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий,
Ареопагит.
Формирование неоплатонизма
совпадает с зарождением христианства,
с разложением и упадком Риской
империи. В целом для него
характерен глубокий пессимизм,
разочарование в земной жизни,
убеждение в испорченности человеческой
природы.
Важнейшими темами
богословских дискуссий на раннем
этапе развития этой культуры
были споры о природе Христа
и его месте в Троице, о смысле
человеческого существования, месте
человека во Вселенной и о
пределе его возможностей. В этой
связи можно выделить несколько
направлений богословской мысли
той эпохи:
- Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
- Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
- Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.
- Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.
Основные христианские
догматы, в частности Символ
Веры, были закреплены на I Вселенском
Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены
на II Вселенском Соборе в Константинополе
(381 г.).
Формирование христианства
как философско-религиозной системы
было сложным и длительным
процессом. Христианство впитало
в себя многие философские
и религиозные учения того
времени. Христианская догматика
сложилась под сильным влиянием
не только ближневосточных религиозных
учений, иудаизма, манихейства, но
и неоплатонизма. Догмат о троичности
божества, один из центральных
догматов христианского вероучения,
- это, по существу переосмысленная
триада неоплатоников. Однако
христианство, несмотря на
наличие общих с манихейством
и неоплатонизмом черт, принципиально
отлично от манихейского дуализма
и неоплатоновского монизма.
Само христианство являлось
не только синкретическим религиозным
учением, но и синтетической
философско-религиозной системой,
важным компонентом которой
являлись античные философские
учения. Это, может быть, объясняет
в некоторой степени и то,
что христианство не только
боролось с античной философией,
но и использовало ее в своих
целях. На смену непримиримости
христианства со всем что несло
клеймо язычества, приходит
компромисс между христианским
и античным миросозерцанием. В
самом неоплатонизме образовалось два
течения : одно - радикальное, настроенное
против христианства, другое -
более умеренное. Постепенно берут
верх сторонники компромисса
с христианством. Происходи
процесс отталкивания, обособления
и одновременно сближения, слияния
неоплатонической философии и
христианского богословия, который
завершается поглощением неоплатонизма
христианством.
В патриотической литературе
ранневизантийской эпохи, в трудах
Василия Кесарийского, Григория
Назианзина и Григория Нисского, в речах
Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент
средневекового христианского богословия,
мы видим сочетание идей раннего христианства
с неоплатонической философией, парадоксальное
переплетение античных риторических форм
с новым идейным содержанием. Каппа-Докийские
мыслители Василий Кесарийский, Григорий
Нисский и Григорий Назианзин закладывают
фундамент византийской философии. Их
философские построения уходят корнями
в древнюю историю эллинского мышления.
В центре патриотической философии находится
понимание бытия как блага, что дает своеобразное
оправдание космоса, а следовательно,
мира и человека. У Григория Нисского эта
концепция порой приближается к пантеизму.
Расцвет византийского
искусства раннего периода
связан с укреплением могущества
империи при Юстиниане. В Константинополе
в это время воздвигаются
великолепные дворцы и храмы.
Стиль византийской
архитектуры складывался постепенно,
в нем органично совмещались
элементы античного и восточного
зодчества. Главным архитектурным
сооружением был храм, так называемая
базилика (греч. "царский дом"), назначение
которой существенным образом отличалось
от других построек. Если египетский храм
предназначался для проведения жрецами
торжественных церемоний и не допускал
человека в святилище, а греческий и римский
храмы служили местопребыванием божества,
то византийские стали тем местом, где
верующие собирались на богослужение,
т.е. храмы были рассчитаны на пребывание
в них человека.
Отныне здесь стали
проводить императорские церемонии
и торжественные богослужения. Впервые
в нем была воплощена
идея грандиозного центрического
храма, увенчанного гигантским
куполом, на вершине которого
был изображен огромный крест,
обрамленный звездным небом. Храм,
расположенный в центре города,
на самом высоком холме, далеко
виден с Босфора.
Другой шедевр византийской
архитектуры - церковь св. Виталия
в Равенне - поражает изысканностью
и элегантностью архитектурных
форм. Особую славу этому
храму принесли его знаменитые
мозаики не только церковного,
но и светского характера,
в частности изображения
императора Юстиниана и императрицы
Феодоры и их свиты. Лица
Юстиниана и Феодоры наделены
портретными чертами, цветовая
гамма мозаик отличается
полнокровной яркостью, теплотой
и свежестью.
Мировую славу приобрели
мозаики Византии. Технология мозаичного
искусства известна еще с античности,
но только в Византии стали впервые применять
не естественные, а окрашенные минеральными
красками стеклянные сплавы, так называемые
смальты с тончайшей золотой поверхностью.
Мастера широко использовали золотой
цвет, который, с одной стороны, символизировал
роскошь и богатство, а с другой, был самым
ярким и сияющим из всех цветов.
Большинство мозаик располагалось под
разным углом наклона на вогнутой или
сферической поверхности стен, а от этого
только увеличивался золотой блеск неровных
кубиков смальты. Он превращал плоскость
стен в сплошное мерцающее пространство,
еще более сверкающему благодаря свету
горящих в храме свечей.
Мозаичисты Византии пользовались
широким красочным спектром: от нежно-голубого,
зеленого и ярко синего до бледно-лилового,
розового и расного различных оттенков
и степени интенсивности. Изображения
на стенах главным образом рассказывали
об основных событиях христианской истории,
земной жизни Иисуса Христа, прославляли
власть императора. Особую известность
приобрели мозаики церкви Сан-Витале в
городе Равенне (6 в.). На боковых нефах
апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены
мозаики с изображением императорской
четы - Юстиниана и его жены Феодоры со
свитами. Художник помещает персонажи
на нейтральном золотом фоне. Все в этой
сцене исполнено торжественного величия.
Обе мозаичные картины, расположенные
под фигурой восседающего Христа, внушают
зрителю мысль о незыблемости византийского
императора.
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется
специфически византийский образ,
очищенный от инородных
влияний. В основе его лежит
опыт мастеров Востока и
Запада, пришедших независимо
друг от друга к созданию
нового искусства, соответствующего
спиритуалистическим идеалам
средневекового общества. В
этом искусстве появляются уже
различные направления и школы.
Столичная школа, например, отличалась
великолепным качеством
исполнения, утонченным артистизмом,
живописностью и красочным
разнообразием, трепетностью
и переливчатостью цветов.
Одним из самых совершенных
произведений этой школы были
мозаики в куполе церкви
Успения в Никее.
Церковное богослужение превратилось
в Византии в своего рода пышную
мистерию. В полумраке сводов византийских
храмов сумеречно сияло множество свечей
и лампад, озарявших таинственными отблесками
золото мозаик, темные лики икон,
многоцветные мраморные колоннады, великолепную
драгоценную утварь. Все это должно
было, по замыслу церкви, затмить в душе
человека эмоциональную приподнятость
античной трагедии, здоровое веселье
мимов, суетные волнения цирковых ристаний
и даровать ему отраду в повседневности
реальной жизни.