В прикладном искусстве
Византии в меньшей мере, чем
в архитектуре и живописи,
определилась ведущая линия
развития византийского искусства,
отражающая становление средневекового
миросозерцания. Живучесть античных
традиций здесь проявлялась как в образах,
так и в формах художественного
выражения. Вместе с тем и
сюда проникали постепенно художественные
традиции народов Востока. Здесь, хоть
и в меньшей мере чем в Западной
Европе, сыграло свою роль воздействие
варварского мира.
Музыка занимала особое
место в византийской цивилизации.
Своеобразное сочетание авторитарности
и демократизма не могло
не сказаться на и на характере музыкальной
культуры, которая представляла сложное
и многоликое явление духовной
жизни эпохи. В V-VII вв. происходило
становление христианской литургии, развивались
новые жанры вокального искусства.
Музыка обретает особый гражданский
статус, включается в систему репрезентации
государственной власти. Особый колорит
сохраняла музыка городских улиц,
театральных и цирковых представлений
и народных празднеств, отразившая
богатейшую песенно- музыкальную практику
многих народов, населявших империю.
Каждый из этих видов музыки имел
свой собственный эстетический и социальный
смысл и в то же время, взаимодействуя,
они сливались в единое и неповторимое
целое. Христианство очень рано оценило
особые возможности музыки как искусства
универсального и в то же время, обладающего
силой массового и индивидуального
психологического воздействия, и включило
ее в свой культовый ритуал. Именно
культовой музыке было суждено занять
доминирующее положение в средневековой
Византии.
Система образования также
наследует греко-римские традиции, основываясь
на принципе (семи свободных искусств.
Два уровня образования:
- Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.
- Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
В жизни широких
народных масс по-прежнему огромную
роль играли массовые зрелища.
Правда, античный театр начинает
клониться к упадку - античные
трагедии и комедии все чаще
заменяются выступлениями мимов,
жонглеров, танцовщиков, гимнастов,
укротителей диких животных. Место
театра занимает ныне цирк
(ипподром) с его конными
ристаниями, пользующимися огромной
популярностью.
Если подвести итог
по первому периоду существования
Византии, то можно сказать, что
в этот период сформировались
основные особенности византийской
культуры. Прежде всего к ним
следует отнести то, что византийская
культура была открыта другим
культурным влияниям, получаемым
извне. Но постепенно уже
в ранний период они синтезировались
главной, ведущей греко-римской
культурой.
Культура ранней Византии
была городской культурой. Крупные
города империи, и в первую
очередь Константинополь, были
не только центрами ремесла
и торговли, но и очагами высочайшей
культуры и образованности, где
сохранялось богатое наследие
античности.
2. Средний этап
в истории культуры Византии VII
- IX вв.
Важной составляющей
второго этапа истории византийской
культуры явилось противостояние
иконоборцев и иконопочитателей
(726-843 гг.). Первое направление поддерживала
правящая светская элита, а второе - ортодоксальное
духовенство и многие слои населения.
Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости
и непознаваемости божества, стремясь
сохранить возвышенную духовность христианства,
ратовали за отмену поклонения иконам
и прочим изображениям Христа, Богородицы
и святых, видя в этом превознесение плотского
начала и пережитки Античности. А поэтому
их требования сводились к нейтральным
картинам, отвлеченным символам, орнаментальным
и декоративным мотивам, пейзажам с изображениями
животных и птиц. В результате стены храмов
превратились, по образному выражению
одного из современников, в “огороды и
птичники”. В период иконоборчества (726-843)
была сделана попытка официального запрещения
икон. В защиту икон выступил философ,
поэт, автор многих богословских сочинений
Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона
принципиально отличается от идола. Она
является не копией или украшением, а иллюстрацией,
отражающей природу и сущность божества.
На определенном этапе
иконоборцы одержали верх, поэтому
в византийском христианском
искусстве некоторое время преобладали
орнаментальные и декоративные
отвлеченно-символические элементы.
Однако борьба между сторонниками
этих направлений велась чрезвычайно
жестко, и в этом противостоянии
погибли многие памятники раннего
этапа византийской культуры, в
частности первые мозаики собора
Святой Софии Константинопольской.
Но все-таки окончательную победу
одержали сторонники иконопочитания,
что в дальнейшем способствовало окончательному
сложению иконографического канона - строгих
правил изображения всех сцен религиозного
содержания.
Необходимо отметить
и тот существенный момент, что
иконоборческое движение послужило
стимулом к новому взлету светского
изобразительного искусства и
архитектуры Византии. При иконоборческих
императорах в архитектуру проникло
влияние мусульманского зодчества.
Так, один из константинопольских
дворцов Вриас - был построен по плану
дворцов Багдада. Все дворцы окружали
парки с фонтанами, экзотическими цветами
и деревьями. В Константинополе, Никее
и других городах Греции и Малой Азии возводились
городские стены, общественные здания,
частные строения. В светском искусстве
иконоборческого периода победили принципы
репрезентативной торжественности, архитектурной
монументальности и красочной многофигурной
декоративности, послужившие в дальнейшем
основой развития светского художественного
творчества. Достигает в этот
период нового расцвета искусство
цветного мозаичного изображения.
В IX-XI вв. реставрировались
и старые памятники. Возобновлялись
мозаики и в храме св. Софии. Появились
новые сюжеты, в которых находила отражение
идея союза церкви с государством.
В IX-X вв. существенно
обогатился и усложнился декор
рукописей, богаче и разнообразней
стали книжные миниатюры
и орнамент. Однако подлинно
новый период в развитии
книжной миниатюры приходится
на XI-XII вв., когда переживала
расцвет константинопольская
школа мастеров в этой области
искусства. В ту эпоху вообще
ведущую роль в живописи в целом (в иконописи,
миниатюре, фреске) приобрели столичные
школы, отмеченные печатью особого
совершенства вкуса и техники.
В VII-VIII вв. в
храмовом строительстве Византии
и стран византийского
культурного круга господствовала
та же крестово- купольная композиция,
которая возникла в VI в. и характеризовалась
слабо выраженным внешним декоративным
оформлением. Большое значение декор
фасада приобрел в IX-X вв.,
когда возник и получил распространение
новый архитектурный стиль. Появление
нового стиля было связано с расцветом
городов, усилением общественной роли
церкви, изменением социального
содержания самой концепции сакральной
архитектуры в целом и храмового строительства
в частности (храм как образ мира). Возводилось
много новых храмов, строилось большое
число монастырей, хотя они
были, как правило, невелики
по размеру.
Помимо изменений
в декоративном оформлении зданий,
менялись и архитектурные
формы, сама композиция строений.
Увеличивалось значение вертикальных
линий и членений фасада, что
изменило и силуэт храма.
Строители все чаще
прибегали к использованию узорной
кирпичной кладки. Черты нового
архитектурного стиля проявились
и в ряде локальных школ.
Например в Греции X-XII вв.
свойственно сохранение некоторой
архаичности архитектурных форм (не
расчлененность плоскости фасада, традиционные
формы небольших храмов) - с дальнейшим
развитием и ростом влияния нового стиля
- здесь также все шире использовались
узорный кирпичный декор и полихромная
пластика.
В VIII-XII вв. оформилось
специальное музыкально-поэтическое
церковное искусство. Благодаря
его высоким художественным
достоинствам, ослабело влияние
на церковную музыку музыки
фольклорной, мелодии которой
ранее проникали ранее даже
в литургию. В целях еще
большей изоляции музыкальных
основ богослужения от внешних
воздействий была проведена
канонизация лаотональной
системы - “октоиха” (восьмигласия).
Ихосы представляли собой некие мелодические
формулы. Однако музыкально-теоретические
памятники позволяют заключить, что система
ихосов не исключала звукорядного
понимания. Наиболее популярными жанрами
церковной музыки стали канон (музыкально-поэтическая
композиция во время церковной службы)
и тропарь (едва ли не основная ячейка
византийской гимнографии). Тропари
сочинялись ко всем праздникам,
всем торжественным событиям и
памятным датам. Прогресс музыкального
искусства привел к созданию нотного письма
(нотации), а также литургических
рукописных сборников, в которых фиксировались
песнопения (либо только текст, либо текста
с нотацией).
Общественная жизнь также
не обходилась без музыки. В книге
“О церемониях византийского двора”
сообщается почти о 400 песнопениях.
Это и песни-шествия, и песни
во время конных процессий, и
песни при императорском застолье,
и песни-аккламации, и т.п.
С IX в. в кругах
интеллектуальной элиты нарастал
интерес к античной музыкальной
культуре, хотя этот интерес
и имел по преимуществу
теоретический характер : внимание
привлекала не столько сама музыка, сколько
сочинения древнегреческих музыкальных
теоретиков.
Как итог ко второму
периоду можно отметить, что Византия
в это время достигла наивысшего
могущества и наивысшей точки
развития культуры. В общественном
развитии и в эволюции культуры
Византии очевидны противоречивые
тенденции, обусловленные
ее срединным положением
между Востоком и Западом.
3. Поздний этап
в истории культуры Византии X
- XV вв.
С Х в. наступает
новый этап истории Византийской
культуры — происходит обобщение
и классификация всего достигнутого
в науке, богословии, философии,
литературе. В византийской культуре
этот век связан с созданием
произведений обобщающего характера
— составлены энциклопедии по
истории, сельскому хозяйству,
медицине. Трактаты императора Константина
Багрянородного (913—959) “Об управлении
государством”, “О фемах”, “О церемониях
византийского двора” — обширная энциклопедия
ценнейших сведений о политической и административной
структуре Византийского государства.
В то же время здесь собран красочный материал
этнографического и историко-географического
характера о сопредельных с Империей странах
и народах, в том числе и о славянах.
В культуре полностью
торжествуют обобщенно-спиритуалистические
принципы; общественная мысль, литература
и искусство как бы отрываются
от реальной действительности
и замыкаются в кругу высших,
абстрактных идей. Окончательно
складываются и основные принципы
византийской эстетики. Идеальный
эстетический объект переносится
в духовную сферу, и она теперь
описывается с помощью таких
эстетических категорий, как прекрасное,
свет, цвет, образ, знак, символ. Эти категории
помогают освещению глобальных проблем
искусства и других сфер культуры. В художественном
творчестве получают преобладание традиционализм,
каноничность; искусство теперь не противоречит
догматам официальной религии, но активно
служит им. Однако двойственность византийской
культуры, противоборство в ней аристократического
и народного направлений не исчезают даже
в периоды наиболее полного господства
догматизированной церковной идеологии.
В XI—XII вв. в византийской
культуре происходят серьезные
мировоззренческие сдвиги. Рост
провинциальных городов, подъем
ремесла и торговли, кристаллизация
политического и интеллектуального
самосознания горожан, феодальная
консолидация господствующего класса
при сохранении централизованного
государства, сближение с Западом
при Комнинах не могли не отразиться
и на культуре. Значительное накопление
позитивных знаний, рост естественных
наук, расширение представлений человека
о Земле и вселенной, потребности мореплавания,
торговли, дипломатии, юриспруденции,
развитие культурного общения со странами
Европы и арабским миром — все это приводит
к обогащению византийской культуры и
крупным переменам в мировоззрении византийского
общества. Это было время подъема научных
знаний и зарождения рационализма в философской
мысли Византии.
Рационалистические тенденции
у византийских философов и
богословов так же, как и у
западноевропейских схоластов XI—XII
вв., проявлялись прежде всего в стремлении
сочетать веру с разумом, а порою и поставить
разум выше веры. Важнейшей предпосылкой
развития рационализма в Византии был
новый этап возрождения античной культуры,
осмысление античного наследия как единой,
целостной философско-эстетической системы.
Византийские мыслители XI—XII вв. воспринимают
от античных философов уважение к разуму;
на смену слепой вере, основанной на авторитете,
приходит исследование причинности явлений
в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской
схоластики византийская философия XI—XII
вв. строилась на основе античных философских
учений разных школ, а не только на трудах
Аристотеля, как это было на Западе. Выразителями
рационалистических веяний в византийской
философии были ‘Михаил Пселл, Иоанн Итал
и их последователи. Однако все эти представители
рационализма и религиозного свободомыслия
были осуждены церковью, а их труды преданы
сожжению. Но их деятельность не пропала
даром — она подготовила почву для появления
гуманистических идей в Византии.
В литературе обнаруживаются
тенденции к демократизации языка
и сюжета, к индивидуализации
авторского лица, к проявлению
авторской позиции; в ней зарождается
критическое отношение к аскетическому
монашескому идеалу и проскальзывают
религиозные сомнения. Литературная жизнь
становится более интенсивной, возникают
литературные кружки. Значительного расцвета
достигает в этот период и византийское
искусство.
Захват Константинополя
крестоносцами в 1204 г. привел
к распаду византийской империи
и кратковременному существованию
латинской империи (1204—1261) и владений
латинских баронов на земле
Византии. В сфере культуры этот
эпизод знаменует культурное
взаимодействие греческой и западной
цивилизаций. Католическая церковь
прилагала большие усилия для
распространения среди греков
латинской культуры и католического
вероучения. Уже в 1205 г. была
сделана попытка основать в
Константинополе католический университет,
а центром распространения католицизма
в Латинской империи стал монастырь
св. Доминика в Константинополе,
где в 1252 г. монахом Барто-ломеем
было составлено полемическое произведение
“Против ошибок греков”. Одновременно
византийская культура стала оказывать
влияние и на просвещенных людей, прибывающих
с Запада. Так, католический архиепископ
Коринара Гийом де Мэрбеке, человек широко
образованный, сведущий в латинской и
греческой философии, переводил на латынь
труды Аристотеля, Гиппократа, Архимеда
и Прокла. Эти переводы, по-видимому, оказали
влияние на формирование философских
взглядов Фомы Аквинского.