Своеобразие византийской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:48, контрольная работа

Описание

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Содержание

1. Введение
2. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
3. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.
4 Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв.
5. Заключение
6. Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

к.р. по культурологии.docx

— 47.00 Кб (Скачать документ)

 В прикладном искусстве  Византии в меньшей мере, чем  в архитектуре  и  живописи,  определилась  ведущая  линия   развития  византийского   искусства,  отражающая  становление  средневекового  миросозерцания.   Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в   формах  художественного  выражения.  Вместе  с  тем  и сюда проникали  постепенно художественные традиции народов  Востока. Здесь, хоть и  в меньшей мере  чем в Западной Европе,  сыграло свою  роль воздействие варварского мира.

 Музыка  занимала  особое  место  в  византийской  цивилизации.   Своеобразное  сочетание  авторитарности  и  демократизма  не могло  не  сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла  сложное и многоликое  явление духовной  жизни эпохи.  В V-VII  вв.   происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального  искусства.  Музыка  обретает  особый  гражданский статус, включается  в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка  городских улиц,  театральных и цирковых представлений и народных  празднеств, отразившая богатейшую  песенно- музыкальную практику  многих народов,  населявших империю.  Каждый из  этих видов музыки имел  свой собственный эстетический и социальный  смысл и в то  же время,  взаимодействуя, они сливались в единое и   неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время, обладающего силой   массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее  в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять   доминирующее  положение в средневековой Византии.

 Система образования также наследует греко-римские традиции, основываясь на принципе (семи свободных искусств. Два уровня образования:

  • Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.
  • Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

 В жизни широких  народных  масс по-прежнему огромную  роль  играли  массовые зрелища.  Правда, античный театр начинает  клониться к упадку -  античные  трагедии и комедии все чаще  заменяются выступлениями мимов,   жонглеров, танцовщиков, гимнастов,  укротителей диких животных. Место   театра  занимает  ныне  цирк  (ипподром)  с  его  конными  ристаниями,  пользующимися  огромной  популярностью. 

 Если подвести итог  по первому периоду существования  Византии, то  можно сказать, что  в этот период сформировались  основные особенности   византийской  культуры.  Прежде всего  к ним следует отнести то, что византийская  культура  была  открыта   другим  культурным  влияниям,    получаемым  извне.  Но  постепенно  уже  в  ранний период они синтезировались  главной,  ведущей  греко-римской  культурой.

 Культура ранней Византии  была городской культурой. Крупные  города империи, и в первую  очередь Константинополь, были  не только центрами  ремесла  и торговли, но и очагами высочайшей  культуры и образованности,  где   сохранялось богатое  наследие  античности.

 

2. Средний этап  в истории культуры Византии VII - IX вв.

 Важной составляющей  второго этапа истории византийской  культуры явилось противостояние  иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с изображениями животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников, в “огороды и птичники”. В период иконоборчества (726-843) была сделана попытка официального запрещения  икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией,  отражающей природу и сущность божества.

 На определенном этапе  иконоборцы одержали верх, поэтому  в византийском христианском  искусстве некоторое время преобладали  орнаментальные и декоративные  отвлеченно-символические элементы. Однако борьба между сторонниками  этих направлений велась чрезвычайно  жестко, и в этом противостоянии  погибли многие памятники раннего  этапа византийской культуры, в  частности первые мозаики собора  Святой Софии Константинопольской.  Но все-таки окончательную победу  одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона - строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания.

 Необходимо отметить  и тот существенный момент, что  иконоборческое движение послужило  стимулом к новому взлету светского  изобразительного искусства и  архитектуры Византии. При иконоборческих  императорах в архитектуру проникло  влияние мусульманского зодчества.  Так, один из константинопольских  дворцов Вриас - был построен по плану дворцов Багдада. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. В Константинополе, Никее и других городах Греции и Малой Азии возводились городские стены, общественные здания, частные строения. В светском искусстве иконоборческого периода победили принципы репрезентативной торжественности, архитектурной монументальности и красочной многофигурной декоративности, послужившие в дальнейшем основой развития светского художественного творчества. Достигает  в  этот  период  нового  расцвета  искусство  цветного мозаичного  изображения.  В  IX-XI  вв.  реставрировались  и  старые   памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые  сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.

 В IX-X вв. существенно  обогатился и усложнился декор  рукописей,  богаче и  разнообразней  стали  книжные миниатюры   и орнамент.  Однако  подлинно  новый  период  в  развитии  книжной миниатюры приходится  на  XI-XII  вв.,  когда  переживала  расцвет  константинопольская   школа   мастеров в этой области  искусства. В  ту эпоху вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы,  отмеченные  печатью особого совершенства  вкуса и техники.

 В  VII-VIII  вв.  в   храмовом  строительстве  Византии  и  стран  византийского   культурного  круга  господствовала  та  же  крестово- купольная композиция, которая возникла в VI  в. и характеризовалась   слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор фасада  приобрел   в IX-X  вв.,   когда возник  и   получил распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было  связано с расцветом городов,  усилением общественной роли церкви, изменением  социального   содержания  самой   концепции сакральной    архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира). Возводилось много новых  храмов, строилось большое число   монастырей,  хотя  они  были,   как  правило,  невелики  по   размеру.

 Помимо изменений   в декоративном  оформлении зданий,  менялись и  архитектурные  формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение  вертикальных  линий и  членений фасада, что   изменило и силуэт  храма. 

 Строители все чаще  прибегали к использованию узорной  кирпичной кладки.  Черты нового  архитектурного стиля проявились  и в ряде локальных школ.   Например  в Греции  X-XII  вв.  свойственно сохранение  некоторой архаичности архитектурных форм  (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь также все шире использовались  узорный кирпичный декор и полихромная пластика.

 В  VIII-XII  вв.  оформилось  специальное музыкально-поэтическое  церковное   искусство.   Благодаря   его   высоким   художественным    достоинствам, ослабело влияние  на церковную музыку музыки  фольклорной,  мелодии которой  ранее  проникали ранее даже  в литургию. В  целях еще  большей изоляции музыкальных  основ богослужения от внешних  воздействий была  проведена   канонизация  лаотональной   системы -   “октоиха” (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы.  Однако музыкально-теоретические памятники позволяют заключить, что система ихосов  не  исключала   звукорядного  понимания.  Наиболее популярными жанрами церковной музыки  стали канон (музыкально-поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли  не основная ячейка византийской  гимнографии). Тропари сочинялись ко  всем  праздникам,  всем  торжественным событиям  и памятным   датам. Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации),  а также литургических рукописных  сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией).

Общественная жизнь также  не обходилась без  музыки. В книге  “О церемониях византийского двора” сообщается  почти о 400 песнопениях.   Это и песни-шествия, и песни  во  время конных процессий, и  песни при  императорском  застолье,  и  песни-аккламации,  и  т.п.

 С  IX  в.  в  кругах  интеллектуальной  элиты нарастал  интерес к античной  музыкальной   культуре,  хотя  этот   интерес   и  имел  по    преимуществу  теоретический характер : внимание привлекала не столько сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков.

 Как итог ко второму  периоду можно отметить, что Византия  в  это время достигла наивысшего  могущества и наивысшей точки   развития культуры.  В  общественном  развитии  и  в эволюции культуры  Византии очевидны  противоречивые  тенденции,   обусловленные   ее  срединным   положением  между  Востоком  и  Западом. 

3. Поздний этап  в истории культуры Византии X - XV вв.

 С Х в. наступает  новый этап истории Византийской  культуры — происходит обобщение  и классификация всего достигнутого  в науке, богословии, философии,  литературе. В византийской культуре  этот век связан с созданием  произведений обобщающего характера  — составлены энциклопедии по  истории, сельскому хозяйству,  медицине. Трактаты императора Константина  Багрянородного (913—959) “Об управлении  государством”, “О фемах”, “О церемониях византийского двора” — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В то же время здесь собран красочный материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе и о славянах.

 В культуре полностью  торжествуют обобщенно-спиритуалистические  принципы; общественная мысль, литература  и искусство как бы отрываются  от реальной действительности  и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. Окончательно  складываются и основные принципы  византийской эстетики. Идеальный  эстетический объект переносится  в духовную сферу, и она теперь  описывается с помощью таких  эстетических категорий, как прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ. Эти категории помогают освещению глобальных проблем искусства и других сфер культуры. В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им. Однако двойственность византийской культуры, противоборство в ней аристократического и народного направлений не исчезают даже в периоды наиболее полного господства догматизированной церковной идеологии.

 В XI—XII вв. в византийской  культуре происходят серьезные  мировоззренческие сдвиги. Рост  провинциальных городов, подъем  ремесла и торговли, кристаллизация  политического и интеллектуального  самосознания горожан, феодальная  консолидация господствующего класса  при сохранении централизованного  государства, сближение с Западом  при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о Земле и вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром — все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. Это было время подъема научных знаний и зарождения рационализма в философской мысли Византии.

 Рационалистические тенденции  у византийских философов и  богословов так же, как и у  западноевропейских схоластов XI—XII вв., проявлялись прежде всего в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI—XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI—XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было на Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были ‘Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи. Однако все эти представители рационализма и религиозного свободомыслия были осуждены церковью, а их труды преданы сожжению. Но их деятельность не пропала даром — она подготовила почву для появления гуманистических идей в Византии.

 В литературе обнаруживаются  тенденции к демократизации языка  и сюжета, к индивидуализации  авторского лица, к проявлению  авторской позиции; в ней зарождается  критическое отношение к аскетическому  монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство.

 Захват Константинополя  крестоносцами в 1204 г. привел  к распаду византийской империи  и кратковременному существованию  латинской империи (1204—1261) и владений  латинских баронов на земле  Византии. В сфере культуры этот  эпизод знаменует культурное  взаимодействие греческой и западной  цивилизаций. Католическая церковь  прилагала большие усилия для  распространения среди греков  латинской культуры и католического  вероучения. Уже в 1205 г. была  сделана попытка основать в  Константинополе католический университет,  а центром распространения католицизма  в Латинской империи стал монастырь  св. Доминика в Константинополе,  где в 1252 г. монахом Барто-ломеем было составлено полемическое произведение “Против ошибок греков”. Одновременно византийская культура стала оказывать влияние и на просвещенных людей, прибывающих с Запада. Так, католический архиепископ Коринара Гийом де Мэрбеке, человек широко образованный, сведущий в латинской и греческой философии, переводил на латынь труды Аристотеля, Гиппократа, Архимеда и Прокла. Эти переводы, по-видимому, оказали влияние на формирование философских взглядов Фомы Аквинского.

Информация о работе Своеобразие византийской культуры