Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:53, контрольная работа
Цель работы изучение типологии культуры А. Тойнби и О. Шпенглера.
Задачи:
- изучить этнографическую типологию культуры;
- рассмотреть типологию культуры О. Шпенглера и А. Тойнби;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика типологических моделей культур……………………..5
Этнографическая типология культур……………………………………5
1.2 Типология культуры О.Шпенглера………………………….………......8
Глава 2. Историко-этнографическая типология культуры………………………11
2.1 Типология культур А.Тойнби…………………………………………..11
2.2 Цивилизационный подход………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………...20
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Характеристика типологических моделей культур……………………..5
1.2
Типология культуры О.Шпенглера………………………….……….....
Глава 2. Историко-этнографическая типология культуры………………………11
2.1
Типология культур А.Тойнби…………
2.2 Цивилизационный подход………………………………………………13
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Введение
Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры.
Тип
культуры – это сходство, общность,
то, что объединяет культурные единицы
в одно множество культур и
отличает это множество культур
от других. Метод научного познания,
с помощью которого все многообразие
существующих культур упорядочивается,
классифицируется, группируется в различные
типы культур, называется типологизацией.
Как научный метод, используемый
в культурологи, типологизация есть
расчленение социокультурных
Культура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней. Однако современная наука использует данное понятие в нескольких аспектах. Так, антропологи используют понятие культуры в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает «цементирующим» воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества.
Таким образом, понятие культуры в широком смысле можно определить как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результат его использования. Это понятие отражает объект, которые включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано, делается и будет сделано человеком в будущем. В более узком смысле, культура представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей данного общества в данный отрезок времени.
Актуальность: возможность сплочения людей в истории, их единства в поиске финального смысла бытия.
Цель работы изучение типологии культуры А. Тойнби и О. Шпенглера.
Задачи:
- изучить этнографическую типологию культуры;
-
рассмотреть типологию
Структура
работы состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ КУЛЬТУР
Одной из исторически первых сформировавшихся классификаций культуры по типам является историко-этнографическая типология, сложившаяся в рамках этнографии — науки о происхождении и этнической истории народов, что вполне не случайно, если вспомнить, что становление и выделение культурологии как самостоятельной области знания начиналось в лоне этнографии. В основе историко-этнографической типологии культуры основным критерием является выделение общих для той или иной группы культур особенностей образа жизни во всей полноте его проявления у различных народов и этносов.
Поскольку современное понятие этноса включает в себя, с одной стороны, характеристику формы существования человека как природного существа, специфика которого определяется влиянием природных факторов, а с другой стороны, характеристику человека как конкретной историко-социальной системы, постольку этнография в качестве оснований для характеристики типов культур пытается охватить многообразные проявления форм жизни человека, его культурной среды: принадлежность к расе (природный фактор), хозяйственно-бытовые формопроявления, язык и др. В этой связи в практике этнографической типологизации культуры можно выделить три важнейшие группы основополагающих критериев (оснований) и соответственно три разновидности этнографических типологических построений. Во-первых, выделяют антропологическую типологию культур, главными критериями которой является принадлежность к разным расам (родство по происхождению), физические (естественно-природные) признаки и территориальная общность.
Вторая
разновидность историко-
Начало социального расслоения, создание государства как органа политической власти и др. В рамках же хозяйственно-бытовой историко-этнографической типологизации культур выделяют тип хозяйственно-культурной жизни, основанный на пашенном земледелии, общим признаком которого и его отличительной особенностью является соединение усовершенствованных орудий труда с тягловой силой одомашненных животных.
Социокультурный
мир выступает перед
Типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно - историческом процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Эти термины происходят от древнегреческих приставок – «через» и «сейчас» и слова «время». Означают: 1) диахронный - подход к предмету через «временные ряды» (или исторический); 2) синхронный - рассмотрение предмета в «остановленном мгновении», «сейчас», в абстрагировании от генезиса, истории и т.п. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что общность всех культурных единиц, всех субъектов, носителей культуры в рамках того или иного хозяйственно-бытового историко-этнографического типа культуры ограничивается, как правило, общностью именно хозяйственного уклада, то есть общностью хозяйственно-бытового элемента социокультурного пространства. А что касается других элементов культуры, духовного освоения мира, то у народов с одним и тем же хозяйственно-культурным типом наблюдают существенные различия в нравственных нормах, политических, психологических, эстетических и других ценностях. И это свидетельствует о том, что хозяйственно-культурная этнографическая типология является весьма односторонней, пригодной для весьма узких, ограниченных исследовательских задач экономического плана, и не исчерпывает всего культурного богатства.
Третья
разновидность типологических построений
в рамках этнографической классификации
культур связывает поиск
Другой лингвистический тип культур — морфологический, в котором общность языковая устанавливается не на основе родства языков по происхождению, а на основе их структурного сходства и функционального подобия. По этим признаком выделяют романские народы и соответственно романскую культуру, англосаксонскую, славянскую, арабскую, тюркскую, латиноамериканскую и др.
Подчеркнем,
что, как и первые две разновидности
этнографической типологии
Также рассматривая культуру как единый организм, немецкий историк культуры Освальд Шпенглер (1880 — 1936) делает дальнейший шаг вперед, показав в своей работе "Закат Европы", что каждый культурный организм является не постоянным, а динамичным. Но динамика эта находится в границах определенного цикла: рождение, расцвет, смерть, как у любого биологического организма. Особенно важно то, что культурную сущность такого организма Шпенглер видел во внутреннем строе души того или иного народа. Таким образом, Шпенглер оказался в рамках трактовки психологической сущности культуры.
Выстраивая
свою типологию культуры, О.Шпенглер,
так же как и Н.Я.Данилевский, дает
отрицательный ответ на вопрос, есть
ли единая общечеловеческая культура.
Но в отличие от Н. Я. Данилевского,
исходившего в поиске ответа на этот
вопрос из разной функциональной роли,
которую в истории играет каждая
индивидуальная культура, благодаря
доминированию в ней какого-
Жизненный
цикл культур, по мнению Шпенглера, —
это жизненный цикл любого живого
организма. Смерть каждой культуры и
ее изолированность от других культур
не могут обеспечить единства культурной
и в целом исторической жизни
человечества. В этом плане О. Шпенглер
выделяет 8 типов культур, достигших
своего завершения: китайская, вавилонская,
египетская, индийская, античная (греко-римская),
арабская, западноевропейская, майя. На
стадии возникновения, по его мнению,
находится русско-сибирская
Информация о работе Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби