Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:53, контрольная работа
Цель работы изучение типологии культуры А. Тойнби и О. Шпенглера.
Задачи:
- изучить этнографическую типологию культуры;
- рассмотреть типологию культуры О. Шпенглера и А. Тойнби;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика типологических моделей культур……………………..5
Этнографическая типология культур……………………………………5
1.2 Типология культуры О.Шпенглера………………………….………......8
Глава 2. Историко-этнографическая типология культуры………………………11
2.1 Типология культур А.Тойнби…………………………………………..11
2.2 Цивилизационный подход………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………...20
О.
Шпенглер полагает, что культура в
рамках историко-культурного типа существует
изолировано от других, ничего не воспринимая,
не заимствуя от них, следовательно,
культурный диалог невозможен.2
ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
2.1 Типология культур А.Тойнби
Арнольд Тойнби – известный английский ученый (1889–1957). Свои взгляды на культуру и человеческую историю А. Тойнби подробно изложил в работе «Постижение истории», основной целью которой является выявление "смысла человеческой истории. Поскольку мировая история есть история человечества, человек выступает главным деятелем истории. Тойнби рассматривает историю как систему вызовов и ответов.
История культуры есть история взаимодействия идей и мнений: нет никакой единой истории как непрерывного линейного поступательного процесса; даже в пределах одного конкретного общества различные группы людей по-разному реагируют на вызов: благодаря чему они либо выживают, либо вымирают. Правильным представлением о Всемирной истории является дерево, корни которого – это примитивные общества, которые были ограниченны территориально, малочисленны, и поэтому часто погибают насильственной смертью. Ветви этого дерева – локальные цивилизации, устойчивые общности людей, объединенных духовными традициями и территорией их проживания. Причиной неустойчивости примитивных обществ является их ориентация на старшие поколения и авторитет уже умерших предков. В этом Тойнби видит социальную смерть общества, которая ведет за собой распад и разложение общества.3
Цивилизации разделяются на первичные, вторичные и третичные. Критомикенская цивилизация первична по отношению к Греции, а христианская третична по отношению к античности. Вторичные и первичные цивилизации похожи на первичную, как дети на собственных родителей, т. е. наследуют некоторые признаки. Основной критерий для выделения локальных цивилизаций – общность религий. Так как Тойнби проповедовал христианские ценности, то и упор в своих теориях делал именно на них. Человеческая история началась с грехопадения, когда человек ослушался святой воли Господа и в результате этого стал смертным. Первый акт свободного выбора закончился для человека трагично, он потерял свою общность с Богом. Поэтому Тойнби считает, что в основе истории лежит именно взаимодействие мирового закона – Бога (вызова) и человека (ответа). Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из которых ныне существует только семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная, иранская, арабская. Остальные культуры больше не существуют, так как они прошли все стадии развития (становление, рост, надлом и распад) и потом умерли. Тойнби отвергает решающую роль в становлении цивилизации расы и внешней среды. Расовое объяснение человеческих поступков либо некорректно, либо ложно. Географические условия – лишь одна из причин зарождения самобытной культуры.
Основная
причина зарождения цивилизаций
– энергетический импульс, позволяющий
той или иной общности ответить на
вызов истории. Среди таких импульсов
Тойнби выделяет: суровые естественные
условия, требующие усилия для создания
и поддержания цивилизации; наличие
неизведанных земель, стимулирующих
попытки их освоения; положение народа
либо на грани, либо в подавленном
состоянии также является вызовом.
История любой цивилизации
2.2 Цивилизационный подход
Естественным
путем развития было бы появление
односоставного культурно-исторического
типа, развивающегося по пути общественно-экономического
прогресса. Однако, германо-романская
цивилизация, будучи двусоставным элементом,
стала развиваться в политико-
Особое место, в этой классификации занимает формирующийся славянский культурно-исторический тип. Как и первичные (аутохтонные) культуры он включает в себя все четыре разряда деятельности человечества. Однако не следует их смешивать. Древние цивилизации являются смешанными, то есть каждый разряд деятельности незримо растворен в другом. Славянский же тип имеет под собой полное четырехосновное основание.
О.
Шпенглер указывал на неразрывную связь
конкретного типа научного знания с
особенностями культуры, к которой
принадлежит это знание. О.Шпенглер
во многом предвосхитил подходы современной
социологии науки. При этом весьма важное
место в философии О.Шпенглера
занимало стремление продемонстрировать
историко-культурную обусловленность
научных концепций, выделить исторический,
подвижный элемент картин мира. Формированию
таких взглядов на науку во многом
содействовала научная
Шпенглер
выделяет восемь «великих культур»: 1)
египетскую; 2) индийскую; 3) вавилонскую;
4) китайскую; 5) греко-римскую (аполлоновскую);
6) византийско-исламскую; 7) западноевропейскую;
(фаустовскую) 8) культуру майя. В качестве
новой культуры, по Шпенглеру, грядет
русско-сибирская культура. Каждому
культурному «организму»
В основе культуры, по Шпенглеру, лежит прасимвол, из которого можно вывести весь язык ее форм, все ее проявления. Так, прасимвол египетской культуры – дорога. Египетская душа видит себя шествующей по предначертанной ей жизненной тропе. Мощные стены храмов, торжественные ряды статуй, длинные ленты рельефов и рисунков, аллеи сфинксов – все это подчеркивает идею дороги. Пирамида – гигантский треугольник стрелки, указывающий конец пути, «выражение отважной души». Дорога – символ движения не только в пространстве, но и во времени. Египетская культура проникнута идеей долговечности: прочность пирамид, процедура мумифицирования, выбор гранита и мрамора в качестве архитектурного материала и т.д. – все это свидетельствует, что египетская душа предрасположена к истории и ощущает прошлое и будущее как неотъемлемые части своего мира.
Прасимвол античной культуры – ограниченное материальное тело. Греки не стремились строить гигантские сооружения, их постройки невелики, обозримы и сравнимы по масштабам с человеческим телом. Греческую душу (аполлоническую) не влекут далекие путешествия. Они не строят дорог, боятся перспектив убегающих аллей, их государства – полисы крохотны по сравнению с владениями египетских фараонов. Даль времен столь же мало привлекает греков, как и пространственная даль. Греки не испытывают интереса к прошлому и не проявляют заботы о будущем: тела мертвых они просто сжигают. Антиисторичность греческой души нашла символическое выражение в дионисийском культе фаллоса – знака сиюминутного настоящего. Греки не вели точного отсчета времени, плохо ориентировались в исторической хронологии, не заботились о сохранении документов, не писали летописей и мемуаров. Греки хотели мифа, а не истории. Они восхищались гомеровской «Илиадой», но не имели даже в мыслях найти Трою, как это сделал Шлиман через два тысячелетия.
Прасимвол арабской культуры – мир пещера. Если античный храм строился с расчетом на внешних наблюдателей, то базилика с купольным сводом задумывалась как внутреннее пространство. Замкнутый внутренний мир пещеры представляется полным тайн и загадок, он возбуждает фантазию и мистические настроения. Арабское время в соответствии с прасимволом «пещеры» тоже замкнуто. История течет в нем циклично, как бы вращаясь внутри заданного круга. Отсюда убеждение в фатальности происходящего в истории, в существовании мистических связей настоящего с прошлым и будущим, в возможность магического с помощью чисел раскрытия прошлого и пророчества будущего. Шпенглер полагает, что душа арабской культуры – магическая душа.
Прасимвол
западноевропейской культуры – бесконечность,
«чистое» безграничное пространство.
Европейская душа устремлена в даль.
Ей нужна воля, свобода, выход за
пределы видимого горизонта, всякие
границы стесняют ее. Отсюда – обуревающая
европейцев жажда путешествий, поиска
новых земель, новых впечатлений,
нового приложения сил.
Стремление к бесконечному проявляется
также в религии и науке. Христианский
Бог бесконечен и вечен. На идее бесконечности
строится и европейская наука. В сознании
западного человека проблема бесконечности
пространства связана с бесконечностью
времени – фаустовская душа.
Неизменные черты родовой природы человека составляют, по мнению А. Тойнби, основу единства истории, просматривающегося в многообразии локальных цивилизаций. К их числу он относит присущие человеку сознание, волю, способность к различению добра и зла, религиозность. Именно религия и задает возможность сплочения людей в истории, их единства в поиске финального смысла бытия.
Цивилизация,
избираемая Тойнби в качестве единицы
членения исторического процесса, отождествляется
с состоянием общества, при котором
появляется творческая элита, свободная
от вовлеченности в
Первоначально
Тойнби полагал, что античная история
дает единственно уникальный образец,
выявляющий все грани процесса, проходимого
локальной цивилизацией. Позднее
под огнем критики он выдвинул
еще две классические модели цивилизационного
развития – китайскую и диаспорическую.
Хотя эти цивилизационные модели
и рассматриваются как
В
поздний период своей деятельности
Тойнби подчеркивал, что тенденция
единения различных цивилизаций
преобладает над
Заключение
Подведем краткие выводы данной работы: Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества.
Тип культуры – это обобщенные по принципу сходства культурные единицы. Как метод научного познания позволяет упорядочить и классифицировать многообразие культурных форм.
Для типологии культур характерно: во-первых, перечисление в этом виде связей обычно исчерпывает себя. Иначе говоря, в определенном направлении количество признаков культурной системы или каких-то факторов оказывается строго определенным. Скажем, А.Тойнби предлагает типологию управления — традиционный, научный и харизматический типы. В данном концептуальном контексте вряд ли можно добавить здесь еще один определитель. Многообразие типов социального управления действительно в известном смысле выглядит самодостаточным. Во-вторых, типология имеет всегда единое базовое основание. Иначе говоря, у признаков должен быть обнаружен единый фундамент.
Информация о работе Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби