Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:08, реферат
Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей. Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:
Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или «базовая», культура – совокупность «алгоритмов» жизнедеятельности, поведения и общения, характерных для большинства социальных субъектов.
Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей.
Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:
Типы культуры по принципу
внутрикультурной иерархии: доминирующая
или «базовая», культура –
совокупность «алгоритмов»
1. Доминирующая культура может
быть этнической и
Этническая культура основана
на общности происхождения и
совместной деятельности, основной
способ передачи социокультурно
Национальная культура
Наряду с доминирующей, в
культурном пространстве
а) собственная, отличная от доминирующей, система ценностей и жизненных ориентиров;
б) особенности языка как средства общения (арго);
в) стиль жизни;
г) имидж и др.
К числу субкультур относятся молодёжная, тюремная, цыганская и другие виды культуры.
3. Контркультура – тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностных ориентаций доминирующей культуры. Контркультура, с одной стороны, характеризует направленность и соотносимость «базовой» и субкультур, а с другой стороны, отражает тенденции создания культурных инноваций в развитии культуры.
Элитарная - культура, ориентированная
на восприятие лучшей части
общества. Обладает особой
Маргинальная(от лат. marginales – находящийся на краю) – понятие, определяемое положением человека между культурными типами. К ней относят «культурные гибриды».[7]
Массовая (от лат. massa – ком,
кусок), которая является предметом
моего изучения и темой
По мнению значительного,
числа отечественных и зарубежн
А само понятие «массовая
культура» впервые появилось
в 1957 г. в США в сборнике
статей «Массовая культура»
Последняя треть XIX В. – это время, когда в западной цивилизации появляются первые признаки общества растущего массового потребления. Это было следствием множества технологических усовершенствований, позволивших ускорить производство продуктов массового потребления, обеспечить их доступность для всё более широких слоев населения.[1, c.37]
В сфере материальной
Всё более быстрое насыщение рынка однотипными товарами, сошедшими с конвейера, потребовало вариативности конструкций ради расширения числа покупателей.
В сфере массового спроса
происходит расслоение
Таким образом, культ
В таких условиях зависимость производства от спроса жёстко заявила о себе не только в материальной сфере. Множество продуктов интеллектуального, художественного, писательского труда и сами эти процессы становятся заложниками рыночных отношений. Именно идеология потребительства укрепила и размножила те ростки массовой культуры в области «свободных искусств».
Подавляющее число деятелей
искусства попадает в
Еще одним элементом массовой
культуры становится китч. Это
слово имеет корень с немецким
глаголом «verkitchen», что
С утверждением телевидения (середина XX в.) внедрение массовых эстетических стереотипов в общественное сознание стало особенно настойчивым и неотвязным. С появлением этого могущественного средства связи наступил «звездный час» для массовой культуры и массового искусства. Теперь их продукты способны проникнуть в жилище, завладеть вниманием практически любого человека.
Достоинства телекоммуникаций
перечислять нет смысла – они
общеизвестны. А вот негативные
последствия повсеместного
Не может не вызывать тревогу и то место, которое заняла массовая культура, по преимуществу транслируемая телевидением, в восприятии огромного большинства людей. Существовавшие и в дотелевизионную эпоху стандартизация и стереотипизация духовного продукта, того же китча, теперь становятся поистине всепроникающими. Их концентрацией к концу XXв. стала передача многочисленных, протянутых через месяцы и даже годы сериалов, сделавшихся успешными наследниками лубочной литературы.
На содержании, и на способах
доставки до аудитории
В связи
с этим можно говорить не
только о проектировании
Было бы крайне неверно характеризовать массовую культуру в виде однообразного мутного потока. Наоборот – это многокрасочное, изобилующее блестящими позументами и переливаниями цвета пространство, которое разделяется на сегменты применительно к различным группам населения и их специфическим интересам. «Упаковка продукта», как правило, разнообразна внешне и очень привлекательна. Однако содержимое в большинстве случаев должно соответствовать стандартам массового вкуса.
Обобщая вслед за многими
теоретиками наиболее
продукты массовой культуры создаются и распространяются с целью коммерческой прибыли по законам рынка;
массовую доступность и
изобразительная яркость и
содержательная экспрессия –
обязательные факторы
происходит теснейшее
Но было бы упущением представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать её в исключительно идеологическом ключе. Для того чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:
социальные процессы, способствующие появлению и развитию массовой культуры;
отличие массовой культуры от народной;
влияние технологической
фактор моды в
социальные и психологические механизмы массовой культуры;
роль мифологем.
Рассматривать различные
Некоторые исследователи
В другом подходе массовая
культура определяется как
Одним из наиболее интересных
и продуктивных следует
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Удачной является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:
индустрия «субкультуры
массовая общеобразовательная школа;
система национальной (государственной) идеологи
массовые политические
массовая социальная
индустрия развлечений и
досуга, которая включает в себя
массовую художественную
индустрия оздоровительного досуга;
система организации,
разного рода игровые
Итак, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
·кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
мид-культура
(так сказать, культура «
арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
В настоящее
время в сферу массовой