Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:44, шпаргалка
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Следовательно, мы можем рассматривать общение как восприятие, общение как коммуникацию и общение как взаимодействие. Деловое общение включает в себя все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникация - в узком смысле слова это обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция - их взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция - процесс взаимного восприятия и познания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания. Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последоват..
Обратное правило: процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией.
Пересекающиеся трансакции возникают, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.
Пример 5. Подчиненный руководителю: «Давайте начнем разработку нового направления деятельности». Руководитель:«Мне еще дополнительных хлопот не хватало! А кто будет выполнять? Не лезьте не в свои дела!». В этом случае подчиненный выполняет ход Взрослого, предлагающего серьезное дело, а руководитель выступает в ответ в роли Родителя.
В ходе анализа трансакций недостаточно только констатировать факт пересечения векторов. Необходимо еще выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодействие. Например, если второй участник трансакции на обращение Взрослого к его взрослому состоянию реагирует детским состоянием Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены в такое состояние, при котором дальнейшие трансакции могут стать параллельными. Это можно сделать двумя способами: либо став Родителем и дополнив проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрослого.
Анализировать трансакции весьма трудно, но опытный менеджер должен уметь это делать. Иногда на предприятие может приглашаться специалист — психотерапевт. Делается это в том случае, если конфликты становятся постоянными и деструктивными.
Простейшими являются дополнительные и пересекающиеся трансакции. Кроме них существуют двухуровневые трансакции — угловые и двойные, при которых один уровень видимый — то, что произносится (Э. Берн называет его социальным), а второй — скрытый, или психологический, — то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция — от Ребенка к Взрослому или от Ребенка к Ребенку. Скрытые трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний Я.
Вернемся к примеру 5. В ответ на реплику руководителя подчиненный мог бы сказать: «А почему Вы кричите на меня? Кто Вам дал такое право?» Такой поворот событий влечет за собой конфликт, ссору.
В жизни аналогичные
На социальном уровне происходит разговор между взрослыми о книгах, в то время как на психологическом уровне — это разговор Ребенка со Взрослым, и его содержание — сексуальные взаимоотношения. Э. Берн анализирует подобные игры: «На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз».
Типичные скрытые трансакции часто возникают в жизни алкоголиков. Придя на работу утром с похмелья, такой сообщает окружающим: «Ох, и врезал я вчера. Голова раскалывается». Начальник: «У каждого бывает».
Перед нами видимая трансакция Взрослый—Взрослый. На самом деле, трансакция гораздо глубже. Детское состояние Я алкоголика ищет снисхождения у родительского состояния Я-начальника. Как правило, он и получает в ответ доброжелательный смешок и снисходительную реплику. Кто-то может, рассмеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий», Этот смех над чужим несчастьем, так часто встречающийся в жизни, иногда называют «трансакцией виселицы».
Психологические игры. Третьим этапом метода Э. Берна, как уже указывалось выше, является анализ игр.
Э. Берн игрой называет серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией.
Психологические
игры имеют три обязательных признака:
1) скрытые мотивы, с помощью которых можно манипулировать
партнером по игре; 2) благовидность трансакций
в социальном плане; 3) выигрыш — «купоны»,
являющиеся целью игры. Отрицательным
моментом является то, что психологические
игры препятствуют честным и искренним
взаимоотношениям между людьми. Виды негативных
психологических игр: игры алкоголиков,
несущие саморазрушение; игры убийц, в которых выигрыш
— убийство другого человека; деструктивные
семейные игры, ведущие к распаду семьи;"
игры политиков, в которых выигрыш — власть
и сопутствующее собственное благополучие
и благополучие семьи, а не декларируемая социально-
Следует выделить
такую форму трансакций, которую нельзя
определить как игру. Речь идет об искренности.
Искренность — один из самых глубоких уровней
человеческих отношений. Она лишена потребности в получении
Сценарии. Наиболее
трудным для понимания является четвертый этап
метода Э. Берна — анализ
сценариев.