Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:37, контрольная работа
На протяжении конца XX - начала XXI веков Россия переходит к рыночной экономике, многообразию форм собственности и хозяйствования. Происходит это в условиях изменения политической формации страны то есть, перехода от коммунистической направленности развития государства к демократической. Политические и экономические отношения являются основными среди всех видов общественных отношений. Они охватывают большую часть социальных групп и индивидов, являющуюся наиболее активным потенциалом общества.
1 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
2 ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ И СПОРЫ………………………………….. 3
2.1 История возникновения конфликтологии…………………………….. 3
2.2 Трудовые отношения как источник конфликтов и споров………… 5
2.3 Конфликты………………………………………………………………... 9
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………
Министерство образования и науки
ФГБОУ ВПО
Уральский государственный
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Конфликтология
по теме: Трудовые конфликты и споры
Исполнитель: студентка
Специальность «Экономико – правовая организация предприятия»
Группа ЭПБп – 08Р
Ф.И.О Разумова Полина Александровна
Екатеринбург
2011
Содержание
1 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2 ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ И СПОРЫ………………………………….. 3
2.1 История возникновения конфликтологии…………………………….. 3
2.2 Трудовые отношения как источник конфликтов и споров………… 5
2.3
Конфликты………………………………………………………
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
1 ВВЕДЕНИЕ
На протяжении конца XX - начала XXI веков Россия переходит к рыночной экономике, многообразию форм собственности и хозяйствования. Происходит это в условиях изменения политической формации страны то есть, перехода от коммунистической направленности развития государства к демократической. Политические и экономические отношения являются основными среди всех видов общественных отношений. Они охватывают большую часть социальных групп и индивидов, являющуюся наиболее активным потенциалом общества. В центре перемен, происходящих в обществе в посткоммунистический период, находится человек наемного труда и социальные группы, корпорации, классы, взаимодействующие не только в процессе создания продуктов труда, но и в процессе социализации общества и в политическом процессе. Условия возникновения трудовых споров становится конкретными причинами в конкретном трудовом споре.
Законодательство России ориентирует участников общественного процесса труда на установление между собой отношений социального партнерства, в условиях которых трудовые споры должны если не исключаться, то в значительной мере предотвращаться или смягчаться. В то же время реальная социально – экономическая обстановка в нашей стране показывает, что бесконфликтного развития трудовых отношений пока не наблюдается.
2 ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ И СПОРЫ
2.1 История возникновения
Механизм
регулирования социально-
- собственники средств производства;
- наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как – то обеспечить свое существование.
Уже на начальном этапе развития капиталистического товарного производства, при взаимодействии двух классов достаточно четко проявился противоположный характер их интересов. Главный интерес наемного работника состоял в том, чтобы собственник предоставил ему работу и платил как можно больше. Напротив, собственник (капиталист) был заинтересован в том, чтобы заданный объем работы выполнялся наименьшим числом рабочих и с наименьшей оплатой. Таким образом, уже само по себе наличие двух субъектов, интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадают, ставит вопрос о создании механизма их согласования, разработки системы процедур урегулирования конфликтов, которые неизбежно возникают в случае столкновения разнонаправленных интересов. Если в период становления капиталистических отношений рабочие не могли рассчитывать на поддержку государства, поскольку оно всецело находилось на стороне нарождающегося капитала, то в сложившейся системе капиталистического хозяйства они тем более не могли рассчитывать на государство, которое все громче заявляло о своем нейтралитете. Поэтому, для того, чтобы защитить себя, рабочие были вынуждены объединяться. Им приходилось не только противостоять капиталу, но и давить на государство, заставляя издавать такие законы, которые учитывали бы не только интересы капитала, но и интересы наемных рабочих на протяжении длительного времени во многих странах существовали законы, запрещающие профсоюзы. Только в конце XIX века профсоюзы легализовали свою деятельность. В конце XIX – начале ХХ вв. в индустриальных странах постепенно формируется трудовое законодательство.
В России, 15 ноября 1991 г., Президентом РФ был подписан Указ за № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» [8]. Позднее, 24 января 1992 г., вышел Указ Президента РФ за № 45 «О создании российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этого Указа и соответствующего постановления Правительства от 20 февраля 1992 г. № 103, в 1992 году была образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители правительства, профсоюзов и предпринимателей. Начиная с 1992г. в практику регулирования
социально – трудовых отношений, вошло заключение на трехсторонней основе Генерального соглашения. Принятые позднее:
- Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1 марта 1992г.) и дополнения к нему (20 октября 1995г.);
- Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (20 октября 1995г.);
- Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (8 декабря 1995г.), а также постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 «О службе по урегулированию коллективных споров»; восполнили существенные пробелы в правовой базе.
2.2 Трудовые отношения как источник конфликтов и споров
Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения. Социально трудовые отношения возникают между человеком и организацией – собственником средств производства. Одной из особенностей действующего трудового законодательства является то, что наемный работник, заключая трудовой договор, как правило, вступает в непосредственные трудовые отношения с организацией. Согласно трудовому Кодексу РФ (3, ст. 20) сторонами трудовых отношений являются работники и работодатели. Руководитель выступает в качестве представителя работодателя. Руководитель организации выступает в качестве представителя работодателя.
Термин «трудовой конфликт» появился в нашем законодательстве в 1989 г., когда был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Трудовой конфликт отличается от трудового спора. Так, к трудовым спорам относятся споры между работником (группой работников) и работодателем по поводу условий труда.
Трудовой конфликт – более широкое понятие. Кроме столкновения в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения заработной платы, но и улучшения снабжения продовольствием, а иногда и политическими требованиями. Поэтому трудовой конфликт может регулироваться как нормами трудового законодательства, так и другими правовыми и не правовыми средствами. В зависимости от того, какие стороны вовлечены в борьбу, можно выделить межличностные и межгрупповые трудовые конфликты. Первые обычно являются конфликтами «по вертикали». Исходя из особенностей сторон, выделяют трудовые конфликты между:
- трудовым коллективом и
- трудовым коллективом и
- администрацией и профсоюзным комитетом;
- трудовым коллективом и
- трудовым коллективом разных организаций;
- трудовым коллективом и
В социально-трудовой
сфере конфликты могут
Социальный
конфликт между работниками и
собственниками средств производства,
а также лицами, представляющими
их интересы, основан на противоречии,
исследованном и раскрытом
В период, когда
начались демократические
За период с 1992 года по настоящее время позитивных изменений, т.е. тенденций к уменьшению этих объектов, не отмечено. В данной сфере общественных отношений к перечисленным объектам добавились конфликты:
- связанные с проблемой признания профессиональных союзов и их органов в качестве представительных или наиболее представительных;
- связанные с проблемами проведения процедур банкротства (санации) организации и соблюдения гарантий для работников, закрепленных в коллективном договоре, отраслевом (тарифном) соглашении (19, с. 685).
Определенные
особенности переходного
В зависимости о того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, выделяют три предмета конфликта:
1) условия труда (технология, нормирование, режим, безопасность и т.д.).
2) система распределения ресурсов
(выплата заработной платы,
3) выполнение ранее принятых
договоренностей (взаимные
2.3 Конфликты
Трудовой конфликт в организации рассматривается так:
1) прямой вызов внутреннему порядку и стабильности трудового коллектива, позволяющий выявить интересы, разногласия, взаимные претензии и проблемы;
2) способ регулирования взаимоотношений, налаживания оптимального порядка в организации производства и трудовых отношениях;
3) необходимый этап в развитии трудового коллектива.
Причины трудовых конфликтов:
- бюрократическое отношение администрации к интересам работников;
- бездействие администрации в улучшении условий труда;
- попытки администрации
- незнание или игнорирование
работодателем норм
- девальвация ценностей
- снижение трудовых и
- низкая заработная плата,
- несвоевременная выплата
- нецелевое расходование