Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:33, контрольная работа

Описание

Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном раз¬витии позволяет обнаружить в ней общее, главное, присутствующее во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного отрезка времени.
Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, эле¬менты которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней ре¬альной практике.

Содержание

Введение
1. Зарождение социально-культурной деятельности на Руси в догосударственный период
2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках
3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века
5. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов
Заключение

Работа состоит из  1 файл

СКД.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Часы досуга богатые и знатные феодалы  посвящали и другим занятиям, бытовавшим еще в глубокой древности. И. Забелин, например, отмечает, что, кроме чтения, цари любили рассказы бывалых людей о дальних землях, об иностранных обычаях и старине, держали "бахарей", которые пели песни и рассказывали сказки, "домрачеев". Царя и его семейство забавляли разного рода потешники песнями, плясками, музыкой, танцеваньем по канату и другими эквилибристическими "действами". В дворовом штате царя состояли шуты и шутихи, карлы и карлицы. Для всяких веселых представлений во дворце была построена "Потешная палата". В числе царских забав была звериная и соколиная охота, наблюдение за боем охотников с диким медведем.

Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Византии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропитательниц». На Руси создавались аналогичные византийским христианско-педагогические и филантропические учреждения. Развивались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей.

В городах, по сравнению с деревнями и селами, устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городская площадь, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыкантов, плясунов, фокусников, дрессировщиков животных и др. Вследствие этого горожане чаще могли смотреть различные уличные представления.

Уже в XV в. в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения выполняли не только свою прямую функцию - предоставить посетителям еду и напитки - но еще и другую: служили местом общения и развлечения для городских жителей. Торговцы и ремесленники, закончив свой трудовой день, приходили в них, чтобы провести свободные часы.

 

3. Просвещение  и возникновение социально-культурных  общностей в XVIII веке

 

Всеобъемлющий характер приобретают  преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий.

Возникают необходимые предпосылки  для внешкольного образования, организованного  досуга народных масс. Реформируется  первая славянская азбука. Создается  новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки  создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение.

Энергичная деятельность Петра I в  области просвещения была выдержана  полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».

В XVIII веке единственная попытка реализовать  искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины II воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), организованный И.К.Бецким (1704-1795), который попытался воплотить в своей деятельности некоторые идеи Руссо.

Для развития российской науки и  просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который  способствовал созданию Московского  университета в 1755 году.

Происшедший в XVII веке раскол русской  православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства; проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей.

В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и т.д.

Сословная принадлежность накладывала  свой отпечаток на проведение свободного времени купечеством: с одной  стороны, прослеживается ориентация на досуговые формы развлечений  дворянства, а с другой - по-прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Возникают первые купеческие клубы.

Широка панорама досуговых развлечений  мещан: рождаются любительские театры, организуются общественные библиотеки, музеи.

Реформы Петра I коснулись и области  социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональное нищенство. Он фактически лишил церковь монополии на филантропию и социальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования социальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост образованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвысившись качественно, понизилась количественно»

Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине ХVIII века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности.

Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.

 

 

4. Общественно-просветительное  движение и досуг в России в XIX - начале XX века

Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным  преодолением сословной узости и  ограниченности в воспитании и образовании: было положено начало женскому образованию.

Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с огромным влиянием социокультурных, просветительных идей декабристов.

В последующий исторический период возрастает роль литературы в воспитательной, культурно-просветительской работе: литераторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в своих произведениях.

Новые особенности приобретает  в первой половине XIX века общественно-просветительное  движение: рождаются новые формы  призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; учреждаются первые благотворительные общества. В дело социального призрения и благотворительности большой вклад внесла императрица Мария Федоровна.

Во второй половине XIX века все большее  развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частного призрения в России. Одной из объективных причин этого явления стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огромной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.

В пореформенный период произошла  перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется  сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изученной была заслуга земства.

 

Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специальные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства, казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредоточенных по стране. Основные принципы их деятельности состояли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах существовали общедоступные библиотеки.

Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие известные деятели русской культуры.

Представители разночинной  интеллигенции, либеральной буржуазии  становятся пропагандистами различных  видов художественной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли. Культурно-просветительную деятельность вели многие выдающиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» - объединения русских композиторов.

Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио  и кинематограф. Все больше детей  и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Клубные учреждения не располагали литературными фондами, поэтому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине ХIX века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Все эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благотворителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.

Широкую известность  в России получила просветительная  деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; повсюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообразования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам. На волне массового клубного движения появляются первые легальные и подпольные рабочие и социал-демократические клубы.

Традиционное воздействие  церкви на содержание и формы досуга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным  испытаниям; нравственное влияние церкви постепенно слабеет.

 

5. Характеристика  социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов

 

Революционные события  России в начале XX века повлекли за собой изменения в социальной направленности культурно-просветительной  и досуговой деятельности.

Первая мировая война  сделала востребованным и актуальным социальный патронаж: мероприятия по социальной защите и оказанию помощи жертвам войны, беженцам, инфекционным больным и другим категориям населения, нуждающимся в поддержке.

После Февральской революции 1917 года увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи, органов печати. Временное правительство предпринимало попытки реорганизации управления социальной сферой, народным просвещением, внешкольным образованием.

С Октябрьской революцией в стране осуществляются первые мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы.

Идеология победившей власти реализовывалась в области просвещения, внешкольного образования, социально-культурной деятельности.

Декреты Советского государства  и документы партийных съездов, совещаний содержали массу выдержанных в духе новой идеологии руководящих указаний и директив по внешкольному образованию, ликвидации неграмотности, организации и деятельности политпросветов и мероприятий по их реализации на местах. Практически в сфере культуры и просвещения было положено начало долгосрочной эре установления идеологического диктата.

Гражданская война способствовала расширению идеологических запретов. Наблюдается процесс централизации  управления. В 1919-1920 годах при партийных органах создаются агитпропотделы, а в 1920 году - Главполитпросвет как центр всей политико-просветительной и воспитательной работы в стране.

Происходит постепенное  вытеснение «мягких форм централизации» (по выражению руководителей Наркомпроса) жесткими командными методами. Одновременно наблюдается огосударствление профсоюзных, кооперативных и других культурно-просветительных  учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.

По всей стране культивируются массовые формы «воспитания и  перевоспитания»: митинги, политико-агитационные кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, воскресники  и др. В эту систему идеологического воспитания органично вписывается деятельность агитпароходов, агитпоездов, агитвагонов, агитповозок, «красных юрт», «красных чумов» и др.

Осложняется экономическая  ситуация в сфере культуры: в связи  с нарастанием материально-финансовых трудностей, истощением дореволюционного национального золотого запаса, утверждением «остаточного принципа» финансирования образования и культуры резко сокращается количество школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений.

Информация о работе Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России