Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:49, реферат
Стремление человека закрепить себя в мире извечно: он строит, обустраивает, приобретает, изготавливает и творит с такой одержимостью, что безудержное производство и накопление неисчислимого культурного «инвентаря» постепенно превращает отношение с ним в социальную проблему. Человек постоянно ищет опору, при этом, каждую минуту рискует быть обманутым: опора какой бы прочной она не оказалась, обязательно подведет, но воля строить, как на «камне», остаётся неистребимой и ищет все новые и новые возможности для своего проявления. Вещи создают вокруг нас тот обитаемый мир, в котором мы чувствуем себя защищенными.
Введение…………………………………………………………………1
Понятия имя и имя вещи………………………………………....2
Вещь………………………………………………………...2–3
Понятие "предмет" и "вещь"……………………………....3–4
Имя…………………………………………………………..4–5
Как понимал Аристотель человека……………………………….5
Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом……………………………………………………...6
Человек как мера всех вещей……………………………………..7
Взаимодействие вещи с человеком………………………………8–11
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………...13
К общекультурным свойствам вещи можно отнести ее материальность, чувственное воздействие, объективность, неразрывную связь вещи с человеком, с контекстом и ситуацией как условиями реализации вещи в человеческой жизни. Смысловая наполненность вещи базируется, с одной стороны, на ее культурной принадлежности, с другой - на индивидуальных особенностях воспринимающего ее человека. Вещь становится текстом, содержащим информацию для человека лишь в том случае, если он знает и понимает ее культурную основу. Содержание «текста» вещи, ее смысл наполняется по мере развития способности человека к ее прочтению.
Знаковый характер вещей
определяется с учетом их свойств
отражать в человеческом сознании объективные
связи и отношения между
Движение от предметной природности
в сторону культурной вещественности
отражает преобразующий характер человеческой
деятельности. И это закономерно,
поскольку вещь хранит, транслирует
и генерирует программы деятельности,
поведения и общения людей. Вещи
влияют на многообразие форм социальной
жизни, видов деятельности, создают
предметную среду - вторую природу. Вещественный
слой универсума есть нечто большее,
чем сумма составляющих его элементов.
Вещь предстает в современном
сознании не только и не столько
в процессуальном плане, а как
живая форма деятельности людей.
Как известно, жизнь - это абсолютная
форма для всего живого. Однако
в определенных культурных условиях
возможно возникновение жизни вещи
за счет ее контакта с человеком. Под
влиянием прагматизма и утилитаризма
отношение людей к вещам
Вещь является сложным понятием, включающим в себя как перцептуалъные (непосредственно воспринимаемые), физические свойства, так и ее культурные, метафизические смыслы. Культурология, которая в последние десятилетия сделала вещь предметом своих размышлений, в своих исследованиях концентрируется на эстетической, методологической, антропологической, эпистемологической проблематике, на проблемах философии повседневности, а также на новых теоретических вопросах, которые несет с собой проблематика онтологии человеческих творений. В культурологических текстах вещная среда традиционно рассматривается как результат человеческой деятельности, как объект потребления. Но в системе отношений человека и вещи, как элемента материально-духовного мира повседневности, первый выступает не только как субъект, формирующий свою жизненную среду, но и как объект, изменяющийся под ее воздействием. «Личная» вещь как неотъемлемый элемент жизни человека выражает, с одной стороны, внутренний мир, духовную сущность ее обладателя, с другой - отражает его общественное положение, статус, отношение к окружающим людям, к обществу в целом.
Человек и вещь у К. Маркса
оказываются в сущности одним
и тем же, и каждая из сторон является
условием осуществления другой. Соответственно,
меняется и представление о «полезности»
вещи: если вещь становиться предметным
человеческим отношением к самой
себе и к человеку, пользование
ею утрачивает свою эгоистическую природу,
вещь теряет свою «голую» полезность
и становится человеческой пользой.
При этом К. Маркс, говоря о возможности
чувственного присвоения человеком
человеческой сущности, предметного
человека и человеческих произведений,
подчеркивал, что такое присвоение
надо понимать не в смысле обладания.
Обоснование принципиального
Такое последовательное «доведение» вещи до собственно Я обнаруживает обычно тщательно скрываемую неискренность исходного стремления увидеть в вещи Другого. Отношение коммуникативного равенства с вещью есть идеал для романтически настроенной личности или модель для теоретика. Вещь никогда не сможет быть Другим, как никогда она не сможет ответить на вопрос «Кто?». Исходить следовало бы из этого факта, но человек устроен так, что до тех пор, пока в нем не угаснет воля к жизни, он не устанет питать иллюзии о сооружении из вещей опоры бытию и никогда не поверит в безнадежность своего предприятия.
Определенность вещи как
Другого увязана с ее способностью
вступать с человеком в диалог,
представая носителем слова или
самим словом, то есть она должна
быть обращаема в смысл. Отсутствие
такого диалога помещает человека в
пустыню мертвой «
Диалогичность – первая важнейшая характеристика отношения человека к вещи как к Другому, и она возможна, поскольку и человек, и вещь способны представать друг для друга смыслом. Далее посредством чего человек и вещь взаимно наделяются смыслом, можно выделить вторую особенность исследуемых отношений человека и вещи – их способность оформлять друг друга, очерчивать, давать друг другу границу. Ибо бытие в своем становлении, в непрестанной устремленности обретает цельность, законченность изнутри, а извне, не от себя, а от Другого. Если человеческое бытие не есть данность, если оно есть становление, «просвет» то искра этого бытия высекается от соприкосновения Я с Другим. То же самое справедливо и в отношении вещи, это оформление взаимное: человек оформляет вещь, а вещь оформляет человеческое бытие, человек очерчивает границы вещи как целого, и вещь очерчивает границы человеческого бытия как целого.
Человек и вещь, вступая
в отношения Я и Другого, в
результате наделения друг друга
смыслом (то есть оформляя, ограничивая,
очерчивая, друг друга как целое)
взаимно уничтожат др. друга. Они
приходят к Ничто, которое не есть
ни уничтожение сущего, ни итог какого-
то отрицания, а представляет собой
возможность раскрытия сущего в
своей полноте для
«Выдвинутое в Ничто наше присутствие в любой момент всегда заранее уже вступило за пределы сущего в целом… В Ничто человеческого присутствия сущее в целом впервые только и приходит к самому себе сообразно своей наиболее собственной возможности, то есть конечным образом»…
В ходе рассмотрения меняющегося
на разных этапах развития культуры отношения
человека к вещи становятся заметны
следующие закономерности: вещи в
культуре создают механизм передачи
и наследования опыта жизнедеятельности
во всей его полноте; отношение человека
к вещи воспроизводит отношение
к себе другому, зависит от само осознания;
в силу этого сущность вещи может
«затемняться» социальными, политическими,
религиозными обстоятельствами; в истории
культуры прослеживается тенденция
все более
Заключение
Культура в современном
ее значении является уже не только
совокупностью элементов
Список литературы