Виды деятельности в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание

Цель изучения заключается в определении видов деятельности педагога в хореографическом коллективе.
Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом:
проанализировать литературные источники по теме;

Содержание

Введение ………………….………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА………………………...5
1.1. Деятельность, понятие и виды…………………………………………………5
1.2. Структура деятельности……………………………………………………….9
1.3. Хореографический коллектив как среда педагогической деятельности….12

Глава II. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ……………………………………………………………………...18
2.1. Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе…………18
2.2. Концертно-исполнительская деятельность………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Виды деятельности в ХК.docx

— 72.93 Кб (Скачать документ)

Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается  и формируется как отражение  тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к  современному человеку с учетом его  духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной  личности. Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А. С. Макаренко.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана  с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций  общественного развития и приводя  содержание, формы и методы деятельности в соответствие с потребностями  общества, они складываются в развернутую  программу поэтапного движения к  высшей цели - развитию личности в гармонии с самой собой и социумом [17, гл.2 п.1,2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Хореографический коллектив как среда педагогической деятельности

 

 

         Психология малой  группы имеет большое значение для  организации творческой деятельности. Это относится  к хоровым студиям, инструментальным классам, спортивным секциям и хореографическим коллективам.         

В работах А.С. Макаренко  не раз отмечалось, что отличительная  черта коллектива – объединение  людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.

Коллектив - в широком смысле - социальная организация, характеризующаяся совместной социально значимой деятельностью.

Коллектив - в узком смысле - группа совместно работающих лиц, в которой люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под его влиянием.

Коллектив - культурная ценность, он составляет культурную среду жизнедеятельности учащихся; в то же время он используется педагогом в качестве средства воспитания внутреннего мира личности.

Коллектив как среда обитания воспитанников и поле педагогической деятельности имеет много различных характеристик: традиции, режим, правила поведения и отношения, структуру и т.д.

Различают трудовые, общественно-политические, спортивные, воинские, бытовые и  другие коллективы.

Коллективы возникают  ради совместного достижения определенных целей.

 

 

 

Существует чёткое разделение коллективов по следующим признакам:

По структуре: Простой, сложный   

По половому признаку: Женский, мужской, смешанный

По возрастной категории: Детский, подростковый, взрослый, люди преклонного возраста, смешанный

В процессе творчества возникают  различные формы организации  коллективов. Наиболее распространённой из них является хореографический коллектив.

Хореографический  коллектив – это объединение, основанное на идейной, этической и художественно творческой общности, товарищеских отношениях, сотрудничестве, взаимопомощи и взаимовыручке. В центре интересов участников хореографического коллектива лежит единая, общая для всех потребность в реализации своего творческого потенциала, в приобщении к нравственно – эстетическим ценностям, которые заложены в искусстве.

Хореографический коллектив  имеет свои особенности внутренней организации и педагогического  воздействия на участников коллектива. Своеобразие характера его организации  основано в первую очередь на нравственно  – психологических мотивах, взаимозависимости  участников коллектива друг от друга, наличии общих творческих интересов, - все эти факторы требуют поиска иных взаимоотношений межу участниками  коллектива, а значит и иной педагогической методики руководства им.

По утверждению  Л.Д. Ивлевой  хореографический коллектив  – это  объединение людей занимающихся танцами и имеющее ряд признаков:

- Социально значимая общая  цель. Исполнительская деятельность, направленная на повышение эстетического  воспитания зрителя.

- Общая организация общественной  деятельности. Каждый член хореографического  коллектива должен активно участвовать  в совместной деятельности, неся  личную ответственность за ее  результаты.

- Отношения ответственной  зависимости. Специфические отношения  между членами хореографического  коллектива отражает не только  единство цели и деятельности, но и моральное единство.

- Установление демократических  отношений.

- Творческий процесс,  направленный на развитие творческих  способностей у участников коллектива [7].

Другими словами, отличительными признаками хореографического коллектива являются:

  • совместная деятельность;
  • наличие общих интересов, целей и задач, при этом цели их совместной деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл для каждого участника коллектива (например, участие в выступлении);
  • единая организация и управление;
    • непрерывность и усложнение деятельности (повышение профессионального уровня);
    • равноправие, наличие творческой позиции у каждого участника коллектива;
    • учёт личностного вклада учеников в процесс (от планирования занятий до оценки результатов);
    • постепенный рост общественной значимости коллектива (выступление для района, города, на российских и международных фестивалях и конкурсах, получение грамот, дипломов и т.д.);
    • направленность на развитие и самосовершенствование в профессиональном и общественном плане.

Но главное состоит  в том, что каждый участник может  определить для себя такое положение  в коллективе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность  выделить свою роль в общей деятельности,  в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

Хореографический  коллектив – это группа людей, объединенных общими интересами к тому виду хореографии, которой они занимаются в свободное от основной деятельности время; имеющие общую цель и желания добиться определенных результатов.

Классификация хореографических коллективов строится на основе ряда признаков: возрастных, жанровых  и  зависит от специфики учебно-тренировочной  деятельности, ее целей и задач.

При всём многообразии в  хореографическом исполнительском  искусстве сложились довольно чёткие типы коллективов, подразделяющиеся по следующим признакам:

  • организационным: кружок, студия, ансамбль, театр (редко встречается);
  • тематически - репертуарным: народного танца (одного народа, разных народов), классического, бального, эстрадного, спортивного.

Структуру коллективов по жанровой классификации можно представить  следующим образом:

  • народные, фольклорные хоры и ансамбли
  • народные театры и театральные студии
  • хореографические коллективы
  • академические смешанные и однородные хоры и ансамбли
  • музыкально-инструментальные коллективы
  • эстрадные вокальные коллективы, студии
  • хоры ветеранов войны и труда
  • коллективы изобразительного и декоративно-прикладного искусства
  • цирковые коллективы
  • клубы по интересам
  • ансамбли песни и танца

Главным оценочным критерием  работы коллективов является содержание их творческой деятельности.

Все их условно можно разделить  на 3 категории:

  • высокопрофессиональные, активно концертирующие коллективы (таких большинство в городах и крупных районных центрах),
  • школы-студии программного изучения исполнительского мастерства в конкретном виде искусства (чаще всего это детские хореографические коллективы и эстрадно - вокальные студии),
  • центры культуры, где главное не столько исполнительское мастерство, сколько организация досуга и массовое художественное творчество (это, преимущественно, сельские коллективы).

На практике в творчестве любительских коллективов чаще всего  наблюдается совокупность этих трех компонентов.

По видам хореографического  исполнительства:

  • Классическое;
  • Народное;
      • Спортивное;
      • Эстрадное;
      • Современная хореография;
      • Брейк-шоу

В хореографические коллективы принимаются физически здоровые дети в возрасте от 7 до 18 лет. Все  они объединяются обычно в три  возрастные группы:

  • старшую
  • среднюю
  • младшую

Система танцевальной подготовки, кроме решения непосредственно  творческих задач, предусматривает  всестороннюю физическую и психологическую подготовку и является комплексной воспитательной системой, которая включает:

  • обучение пластическому танцу
  • освоение элементов актерского мастерства
  • раскрытие индивидуальных способностей
  • обучение культуре самовыражения
  • эстетическое воспитание и формирование эстетического вкуса
  • приобщение к высокому искусству (танец, поэзия, музыка)
  • философское образование и формирование сознательного отношения к окружающему предметному миру
  • концертная деятельность

Исследовав широкое понятие  «коллектив», изучив особенности его организации, участников, описав классификацию коллективов, автор пришёл к выводу, что хореографический коллектив представляет собой многоплановую и сложную систему организации совместной деятельности, так как его участниками являются в основном дети различных возрастов, с разными физическими данными и типами характера.

Таким образом, коллектив  –  это организованная группа, в  которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом  и для каждого ее члена в  отдельности, где межличностные  отношения опосредствуются общественно  ценными и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Данное понятие полностью соответствует  и понятию хореографического  коллектива.

 

 

 

 

 

Глава II. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

2.1. Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе

 

С древнейших времен танец  существовал как излюбленная  досуговая деятельность в культурах  практически всех народов мира. В  настоящее время танцы являются не только приятным времяпрепровождением, но и выполняют функцию эстетического  и морального воспитания, раскрывают человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при  формировании нравственно-этических  ценностей подрастающего поколения. Воспитание детей средствами танцевального  искусства помогает всестороннему  развитию личности развития ребенка, учит его находить в танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.

Обучение детей языку  танца - это, прежде всего, обучение языку  человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реалии человеческой жизни. Изобразительно-выразительные  средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью  и условностью, раскрываясь в  единстве с музыкой и драматургией (Е.П. Валукин, 1992, Ю.В. Слонимский, 1988, Н.И. Тарасов, 1981, СВ. Филатов, 1993, С. Холфина, 1990) .

Учебно-воспитательная работа – составная часть и непременное  условие творческой деятельности хореографического  коллектива.

Целевой установкой хореографических объединений должно быть в первую очередь формирование личности, повышение  профессионального мастерства участников, овладение ими практическими  умениями, личными навыками исполнения танцев.

В современной литературе по вузовской педагогике все большее  внимание привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе:

  • Единство художественного и педагогического начал в воспитательном процессе;
  • Изучение и учет типологии участников и руководителей хореографического коллектива;
  • Влияние структуры педагогического процесса;
  • Психолого-педагогические аспекты руководства хореографическим коллективом;
  • Формирование репертуара в связи с учебно-воспитательной деятельностью.

Воспитание находится  в неразрывной связи с процессом  обучения и образования; это две  стороны единой педагогической деятельности по формированию личности. Педагог  В.А. Сухомлинский писал: «Учение –  это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди  многих лепестков, создающих красоту  цветка». В другой работе он подчеркивал: «…Разве можно сформировать мировоззрение  без обучения и образования? Разве  можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек  видит, узнает, познает, осмысливает  в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование  вне воспитания мировоззрения?».

Информация о работе Виды деятельности в хореографическом коллективе