Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:41, реферат
В течение тысячелетий обширная территория древнерусского государства была зоной встречи и взаимодействия различных цивилизаций. На юге, по северным берегам Черного моря, жили главные соседи восточно-славянских племен - греки. На севере варяги: целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, "англяне". Далее на юго-востоке Русь входила в соприкосновение с хазарами, среди которых были и христиане, и иудеи, и мусульмане. Самые тесные контакты на огромных территориях Русь имела с финно-угорскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и др.). Мирные отношения складывались с мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами.
Зодчество
Новгорода отходит от
Византийские традиции
достаточно прочно сохранялись
в древнерусской архитектуре
в XI - первой половине XII вв. Но
со второй половины XII в. наметилось
явное ослабление
Исследования Б.А. Рыбакова показали, что зодчий Древней Руси обладали высокими математическими и техническими познаниями. Каждая постройка была воплощением строгой математической системы и сложных инженерных расчетов.
В древней русской живописи византийское влияние было более длительным и устойчивым. Византия не только ознакомила русских художников с техникой мозаики, фрески, темперной живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась православной церковью. Артели художников, в которые входили русские и греческие мастера, работали, обычно следуя византийским образцам, так называемым подлинникам.
На Руси в XI-XII вв. существовали две традиции в украшении храмов росписями. Одна, более строгая и торжественная, восходит к монументальной живописи Византии. Другая, более свободная и декоративная, сложилась уже на русской почве. Классическим памятником, воплотившим первую традицию, была София Киевская, где полностью выдержан византийский иконографический канон.
Мозаики и фрески этого храма создавались длительное время (1037-1067) совместно греческими и русскими мастерами. Декоративное убранство этого огромного храма поражает разнообразием и монументальностью. К сожалению, сведений о системе просвещения на Руси у нас слишком мало, чтобы составить по этому вопросу целостное суждение. Для окормления новообращенных христиан не хватало священнослужителей, прибывших из Византии, Болгарии, поэтому нужно было умножить число своих, русских священников, а для этого потребовалось распространение книжного учения. И княжеский двор нуждался в грамотных людях для ведения государственных дел; потребность в них ощущалась также в торговле и даже в быту. Однако известно, что Владимир Святославич вскоре после крещения организовал в Киеве школу для юношей. При князе Ярославе в Новгороде было сделано то же, что при Владимире - в Киеве: князь велел забрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам.
7.Античные традиции в литературе Руси.
Литература Киевской Руси поражает богатством как переводных, так и оригинальных произведений. Особое значение имела византийская литература, еще сохранявшая, пусть видоизмененными, античные традиции. Древняя Русь получила в свое распоряжение переводы многих библейских книг, составлявших основу мудрости в Средние века, сочинения православных отцов церкви - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. У них русские книжники почерпнули основы античной философии в соединении с библейскими представлениями. Вопросы о двух началах в человеке - духовном и телесном, о причинности в мире и в жизни человека - решались исходя из провиденциальности библейской концепции: на первое место ставилась воля Бога, но признавались и необходимость, судьба, счастье, случайность.
Оригинальная русская литература и культура в целом уже к началу XII в. сделала большие успехи. Прежде всего обратим внимание на летописи, это совершенно оригинальное явление древнерусской культуры, на их особый, неповторимый вклад в мировую культуру. Структура летописей определялась изложением событий по годам - "летам". В них даны развернутые повествования о событиях и людях, оценки их действий, весьма далекие от наивных представлений о беспристрастности летописцев. Летописи наполнены текстами документов, некрологами исторических деятелей, их завещаниями детям; в них живы отголоски устного народного творчества, народные сказания и предания.
Это своды, вобравшие в себя произведения не только других жанров, но и других, более ранних летописей. Летописи - не только памятники культуры и хранители исторической памяти, но и активная сила общественной и государственной жизни средневековой Руси.
В начале летописного дела на Руси, по-видимому, стоит так называемый Древнейший летописный свод конца X или самого начала XI в. В 1113 г. летописец Нестор создает "Повесть временных лет". Наряду с общерусским летописанием в XI в. появляется локальное. Особенно ярки Новгородские летописи, составителей которых интересовали прежде всего местные события: борьба с внешними врагами, стихийные бедствия, неурожаи, городские пожары, строительство храмов. Интересы летописцев владимиро-суздальской земли были шире, чем новгородских, но и здесь мы найдем яркие жизненные зарисовки. Литература Древней Руси не ограничивалась только церковными сюжетами10.
Вершиной древнерусской литературы стала эпическая поэма "Слово о полку Игореве". Неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. не был исключительным по своему историческому значению.
Но гениальный автор "Слова" смог увидеть в этом событии и в его последствиях то, что волновало русское общество: необходимость борьбы с половцами общими, а не разрозненными усилиями. Автор "Слова", писавший спустя семь десятилетий после Нестора, также обладал широким политическим и географическим кругозором, глубоким знанием исторического прошлого Руси.
Могущество и единство Руси в прошлом он противопоставлял времени княжеских усобиц, обескровливающих страну.
8.Отличие русской культуры.
Для русской культуры, как и для европейской культуры в Целом, христианство стало одним из главных ориентиров. Оно обеспечивало преемственность русской истории, духовной жизни Русского общества.
Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры.
Однако оно не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западноевропейского, у него был свой путь, свои особенности. Древнерусское искусство можно назвать искусством эпически-былинного склада.
Искусство
Древней Руси, как и современное
ему искусство Западной и
Искусство
Древней Руси многим было
Византийские
художественные традиции
В русском
средневековом искусстве нет
ни острого драматизма, характерного
для готики, ни ее разнообразия
композиций, мотивов, предметов
Русское искусство более устойчиво в своей иконографии - как всякий эпос, оно дорожило целостностью старинного предания и бережно его охраняло.
Светлые
начала, заложенные еще в эпоху
Киевской Руси, оказались стойкими,
прошли через века, выдержали
тяжелые испытания в период
зависимости Русского
Если в
готике образы святых и
9.Заключение
Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры.
1. Русская
культура - понятие историческое
и многогранное. Она включает
в себя факты, процессы, тенденции,
свидетельствующие о
2. Большая
часть территории России
3. Длительный
период развития русской
Вместе
с тем, влияние христианства на русскую
культуру - процесс далеко не однозначный.
По справедливому замечанию
4. Специфические
черты русской культуры
Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить их.
Список использованной литературы.
1. Бычков
В.В. Русская средневековая
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М., 1992.
3. Дмитриева НА. Краткая история искусств. Вып.1. - М., 1989.
4. Зеньковский
В.В. История русской
5. История русского искусства. В 8 т. - М., 1991. Т.1.
6. Карташев А.В. Очерки истории русской церкви: В 2 т. - М., 1991.
7. Как была крещена Русь. - М., 1990.
8. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1988.
9. Рыбаков Б.А. Древние славяне и античный мир: Природа. 1993. № 11. С.37-40.
10. Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. М., 1984.
11. Радугина А.А. «Культурология», курс лекций, изд. «ЦЕНТР», М. 2003
Содержание:
1.Введение
2.Истоки культуры Древней Руси.
3.Вклад Византии в формирование Русской Культуры. 2
4.Крещение Руси.
5.Русь- соперница Византии.
6.Влияние Византии.
7.Античные традиции в литературе Руси.
8.Отличие русской культуры.
9.Заключение
Список использованной литературы