Восприятие исторической культуры и сохранение исторической памяти средствами досуга в Бразилии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:10, реферат

Описание

В ходе данной работы основной целью стало изучение восприятия исторической памяти культуры средствами досуга, на примере Бразилии. В связи с этим основными задачами становится: во-первых, выявление исторических тенденций бразильцев как этнической группы; во-вторых, рассмотреть карнавал как главный исторический элемент культуры.
Культура досуга Бразилии настолько великолепна, что для получения впечатления огромное количество туристов приезжают посмотреть и участвовать собственноручно. Скорее всего, ответ на данный факт следует искать в психологии бразильцев и в их добродушном характере, главным выражением которого стал исторический факт развития данной местности, и это заслуживает отдельного рассмотрения.

Содержание

Введение 3
1. Бразилия как исторический этнос 4
2. Карнавал как главный исторический элемент культуры досуга бразильца 7
Заключение 12
Список литературы 14

Работа состоит из  1 файл

Восприятие исторической культуры и сохранение исторической памяти средствами досуга в Бразилии.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Начиная с 50-х  годов двадцатого столетия, в связи  с развитием научно-технического прогресса начинают проводится исследования в области досуга и свободного времени. Эти исследования доказывают огромную важность проблемы исследования досуга, так как сегодня рационально организованный досуг призван не только восстановить силы человека, но и придать ему новый импульс творческого развития. 

Досуг как явление целесообразно рассматривать на основе динамики его развития. В начале третьего тысячелетия в мире существует свыше З000 народов. При этом лишь девять народов насчитывают более 100 миллионов человек. Это китайцы (свыше миллиарда), хиндустанцы, арабы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы, бихарцы. Но в совокупности они составляют около половины всего населения мира. Некоторые же, народы имеют численность в несколько сотен и даже несколько десятков человек, но сохраняют свой язык и самосознание, и свою культуру досуга.

В ходе данной работы основной целью стало изучение восприятия исторической памяти культуры средствами досуга, на примере Бразилии. В связи с этим основными задачами становится: во-первых, выявление исторических тенденций бразильцев как этнической группы; во-вторых, рассмотреть карнавал как главный исторический элемент культуры.  

Культура досуга Бразилии настолько великолепна, что для получения впечатления огромное количество туристов приезжают посмотреть и участвовать собственноручно. Скорее всего, ответ на данный факт следует искать в психологии бразильцев и в их добродушном характере, главным выражением которого стал исторический факт развития данной местности, и это  заслуживает отдельного рассмотрения.

 

1. Бразилия как исторический этнос

Бразильцы - бразильенуш (самоназвание), народ, основное население страны. В современный период они достигли значительной степени консолидации, хотя бразильская нация включает в себя часть не растворившихся в ней этнических групп, которые являются её структурными элементами. Это, прежде всего некоторые группы индейцев, европейских иммигрантов, японцы. Эта часть бразильцев обладает двойственным этническим самосознанием. 

Характерная черта бразильцев — расово-этническое разнообразие. В процессе формирования бразильцев принимали участие индейцы (коренное население страны — тупи-тапуайя, араваки, караибы и др.), белые потомки португальских колонистов (с XVI века; в их число включаются значительные группы смешанного населения), негры (с середины XVI века). Связующим этническим компонентом между этими разнородными в расовом и культурном отношении группами на протяжении этнической истории бразильцев было смешанное население: мулаты (потомки негров-рабов и португальских колонистов), метисы (дети индианок и португальцев), пардо (потомки индейцев и африканцев). 

На протяжении колониального периода (начало XVI века — 1822) сложилась расово-социальная иерархия. Бразилия была последней страной на американском континенте отменившей рабство (1888 г.), здесь  никогда не было широкого черного движения за права человека, как это было в Соединенных Штатах, и отсутствуют расовые дебаты», - отмечал один из бразильских пользователей, рассуждая на тему прав чернокожих бразильцев.

Синтез европейских, африканских и индейских традиций определил специфику культуры бразильцев, так в их  фольклоре сочетаются мотивы индейских и африканских сказок, легенды о походах во внутренние районы Бразилии. На музыкальный фольклор сильно повлияла африканская музыка; бразильские песни (мод) восходят к португальским. Общенародный праздник — карнавал (с выборами «короля самбы» — главного танца карнавала и т. п.).

Примечательно, что такой свободы, которую можно наблюдать в Бразилии не найти нигде в мире. Свободы, непостижимым образом родившейся в стране, в которой еще 120 лет назад больше половины населения было рабами.

Во всех крупных городах - шумная и веселая ночная жизнь. Бразильцы любят танцевать в клубах и слушать живую музыку в барах и кафе. Лучшие концерты живой музыки проходят в барах и на концертных площадках Рио-де-Жанейро, Сан-Пауло и Сальвадора. В Рио-де-Жанейро путешественники смогут также посетить вечернее шоу, проходящее на театральной сцене «Платаформа 1». Одетые в яркие национальные костюмы танцоры продемонстрируют популярные национальные бразильские танцы (самба, босса нова и др.) и национальную борьбу капоэйра. Далее идет небольшое карнавальное представление высоких и стройных мулатов и мулаток, наряженных в красочные карнавальные костюмы с обилием перьев и блесток. 

Еще одна страсть бразильцев – это футбол. Эта игра стала популярной в 90-х годах XIX в., когда студент из Сан-Пауло Чарльз Миллер привез из Англии 2 футбольных мяча и книгу о правилах игры, организовав первую в Бразилии футбольную лигу. Бразилия - единственная страна, победившая на пяти Мировых Кубках (1958, 1962, 1970, 1994, 2002).

Бразилия — единственная страна, которая не пропустила ни одного финального этапа чемпионата мира. Она же единственная, кто добивался титула чемпионов пять раз. Помимо этого в их копилке два вторых места, два третьих и одно четвёртое. Футбольные спектакли в исполнении бразильских мастеров мяча заставляют российских болельщиков отдавать предпочтение страстной и открытой игре южноамериканцев в соперничестве с расчётливой тактикой европейцев. С 1995 Пеле - министр спорта Бразилии. Своей главной задачей считает - "сделать спорт достоянием народа, любимой формой досуга всех бразильцев. Особенно детей". 1 Поведение человека в обществе с самого первого дня жизни обусловлено законами той социальной среды, в которой он находится, культурными ценностями и верованиями либо идеологией общества. Эти ценности оказывают решающее влияние на мировоззрение, манеры, стиль коммуникации, особенности восприятия и способы получения информации, на представление о времени и пространстве, на отношение к власти и решение управленческих задач и т.п.

Опираясь на модель кросс-культурного анализа Ричарда Льюиса [1], попробуем провести сравнительный анализ двух культур и выяснить, чего же у нас больше: общего или отличительного.

Ричард Льюис выделяет следующие черты в португальской  культуре, лежащей в основе современной бразильской. 2

    • Разговорчивость.
    • Эмоциональность.
    • Гостеприимство.
    • Непунктуальность.
    • Любовь к музыке, танцам и вечеринкам.
    • Оптимизм.
    • Ориентация на будущее.
    • Сострадание, сочувствие.
    • Терпеливость.
    • Богатое воображение.

Нетрудно заметить, что  большинство этих качеств присущи и русским, однако существуют различия в степени их проявления.

В истории Бразилии важную роль играет кофе. Невозможно представить  себе жизни бразильцев без этого  напитка. Завтрак и обед сопровождаются чашечкой сладкого кофе - «кафезиньо», который подают в маленьких кружечках. Бразильские бизнесмены обязательно приглашают партнеров на кофе, за которым решаются важные вопросы, а хозяйки предлагают этот напиток гостям как символ гостеприимства. Сами бразильцы говорят, что любят кофе «крепкий как дьявол, горячий как ад и сладкий как любовь». Искусство приготовления кофе в Бразилии доведено до совершенства. Настоящий бразилец всегда очень точно отмеривает порцию кофейного порошка и никогда не позволит напитку закипеть. 

Необычным и приятным на вкус вам покажется напиток Коко (сосо). Это охлажденный кокосовый сок, который подается прямо в орехе. Верхушку кокоса вскрывают и предлагают выпить божественный нектар через трубочку. Затем Вам помогут разрубить орех на части и предложат насладиться нежной мякотью, зачерпывать которую придется осколком ореховой скорлупы.

Бразильскую культуру часто  называют реактивной, в связи с  тем, что  ее представители редко  сами начинают действие или дискуссию, предпочитая сначала выслушать  другую сторону и определить ее позицию и только затем реагировать и формулировать свою собственную.

 

 

2. Карнавал как главный исторический элемент культуры досуга бразильца

Карнавал в Бразилии - это такое событие, на которое миллионы людей мечтают попасть. Каждый год в конце февраля, перед началом Великого поста, вся Бразилия, охваченная непрерывным громом барабанов, отбивающих ритм зажигательной самбы, погружается в самый шумный, яркий и веселый праздник, грандиознейшее шоу на планете. Карнавал в Рио - самый организованный из них.

Истоки бразильского карнавала лежат в ритуальных плясках Черной Африки, пульсирующие ритмы которой, совпадающие с ударами сердца, были завезены в Бразилию вместе с миллионами черных рабов и рабынь. В середине 20 века образовались первые школы самбы. В 1916 году была написана первая самба специально для карнавала, она называлась «По телефону». 3

Как свидетельствуют ученые, в слове "карнавал" лежат два латинских корня – carno (мясо), и vale (прощай). Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост. Однако истоки карнавала лежат еще в языческих церемониях в честь древнеегипетского бога Осириса и в Римских Сатурналиях. Когда на смену язычеству пришло христианство, на многие традиции и праздники был наложен запрет. Попал под него и карнавал. Но прошли столетия, наступила эпоха возрождения, и в мрачную атмосферу запуганной инквизицией Европы свежим бризом ворвался настоящий праздник, во время которого люди забывали обо всем, отменялись чины и статусы, раздвигались жесткие рамки приличий и менялись порядки. 

Позже европейцы, расселившись по миру, привезли карнавал практически на все континенты планеты, и местные жители с удовольствием эту традицию переняли. Карнавалы в Бразилии, Гоа, Базеле и Ницце - у каждого из этих грандиозных праздников есть свой колорит и особая атмосфера.

Бразильский карнавал одно из самых знаменитых зрелищ мира – это экзотическая смесь европейской изысканности, древних индейских традиций и обычаев чернокожих рабов. Католическая церковь отыскала место столь "светскому" празднику в своем календаре, и с тех пор его отмечают ровно за семь недель перед Пасхой, за сорок дней до Страстной недели. В этом году бразильский карнавал откроется в субботу 1 марта, а завершится "парадом победителей" 8 марта. 

Многие спорят, что послужило началом карнавальной традиции. Говорят, в основе его лежит привезенный португальцами "Потешный день" - праздник, когда принято было дурачить друг друга всевозможными способами, обливать водой, обкидывать сырыми яйцами, кукурузой и фасолью. Девушки обычно метили с балконов прямо в головы понравившихся им парней, притом последние на это не только не обижались, но и воспринимали это как заигрывание. Празднество всегда сопровождалось песнями и плясками. Вскоре к народной португальской забаве с удовольствием присоединились африканские рабы, привнеся туда колоритные обычаи своей родины. Итальянские переселенцы, в свою очередь, привезли в Бразилию частицу сказочных венецианских карнавалов. Так с веками и сложился бразильский карнавал, который теперь каждый год манит в эту страну миллионы путешественников. 

Карнавал – это самое главное событие года для каждого бразильца, это праздник, который сконцентрировал в себе саму душу и менталитет этой страны. Миру наиболее известен карнавал в Рио - красивый, дорогой и сексуальный спектакль на мировую публику, но в глубинках в эти дни тоже веселятся. Народные праздники проходят вдали от туристических центров - в Салвадоре, Ресифи и Форта-лезе, притом вместо фривольных сюжетов здесь обычно разыгрываются исторические сцены. Но для любого кариоки – жителя Рио – "провинциальные" праздники не стоят и толики внимания, ведь все главное действо происходит здесь, в главном городе Его Величества Карнавала. В течение четырех официальных дней праздника (а неофициально страна празднует больше недели) здесь наступает время, когда город безоговорочно отдает себя во власть веселья, когда взор затуманен страстью, когда с легкостью забываются несчастные "любви" и находятся новые "пассии". 

Традиционно карнавал начинается с "официальной части" - символической передачи ключей от города мэром "королю карнавала". На четыре дня он становится полноправным хозяином города и наделяется правом издавать и отменять любые законы. Впрочем, главный закон известен: всем веселиться! И население выражает полную готовность повиноваться. Целую неделю никто не работает. Толпы полуодетых людей до отказа заполняют улицы, по которым не ездит ни одна машина. Эротический "тонус" участников карнавала и зрителей поднимается настолько, что, дабы избежать демографического взрыва, власти вынуждены каждый год бесплатно раздавать несколько миллионов презервативов. А как иначе, ведь вид смело обнаженных танцовщиц, танцующих в бешеном ритме, производит на зрителей просто нокаутирующее впечатление…

Изначально музыкальным сопровождением карнавала были португальские народные песни. Потом, следуя за модой того времени, они стали чередоваться с полькой, итальянскими карнавальными ритмами, а с 1870 году еще и с новым бразильским стилем музыки "maxixe". Вскоре появились так называемые "ранчос" - соревнования танцоров, воплощающих в танцевальных па сложные любовные перипетии. Именно от ранчос, как считается, самба взяла свой уникальный артистизм. А вот сами движения пришли из ритуальных африканских плясок, например из африканского обрядового танца "семба", который внешне походил на бешеную тряску животом. Кстати, изначально самба была именно формой самовыражения черного населения. 

В последствии на исконные африканские пляски здорово повлияли модные в то время полька и хабанера, танец стал меняться согласно велениям времени, и вскоре стал главной составляющей бразильского карнавала. В 1916 году была написана первая самба специально для этого праздника, а в 1928 году появилась и первая школа этого танца. Сейчас школы самбы – это уникальный "институт" в Бразилии, представляющий собой некие самодеятельные творческие объединения, которые существуют на субсидии, и главные задачи которых – подготовиться к карнавальному шествию и провести его так, чтобы все попадали от восторга. "Фабрики карнавала" работают круглый год, и ошеломительное карнавальное шествие, которое видят зрители – это итог долгих усилий нескольких тысяч человек. 

Информация о работе Восприятие исторической культуры и сохранение исторической памяти средствами досуга в Бразилии