Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:10, реферат
В ходе данной работы основной целью стало изучение восприятия исторической памяти культуры средствами досуга, на примере Бразилии. В связи с этим основными задачами становится: во-первых, выявление исторических тенденций бразильцев как этнической группы; во-вторых, рассмотреть карнавал как главный исторический элемент культуры.
Культура досуга Бразилии настолько великолепна, что для получения впечатления огромное количество туристов приезжают посмотреть и участвовать собственноручно. Скорее всего, ответ на данный факт следует искать в психологии бразильцев и в их добродушном характере, главным выражением которого стал исторический факт развития данной местности, и это заслуживает отдельного рассмотрения.
Введение 3
1. Бразилия как исторический этнос 4
2. Карнавал как главный исторический элемент культуры досуга бразильца 7
Заключение 12
Список литературы 14
Карнавальное шествие самых титулованных школ самбы каждый год посвящено какой-то определенной теме. В соответствии с ней в течение всего года школа шьет костюмы, готовит декорации, украшает платформы, ставит хореографию, пишет свою самбу, и все это делается только для того, чтобы лучше всех пройти 700 метров по "Самбадрому". В выступлении каждой школы участвуют обычно от трех до пяти тысяч человек, в том числе и знаменитые артисты и спортсмены, которые знают, что это обязательно добавит им популярности.
С 1984 г. карнавальные шествия идут по специально отведенной для этой цели аллее. Она построена на авениде Маркиза Сапукаи, длина которой 700 метров, а ширина 13 метров. Трибуны "Самбадрома" вмещают свыше 70 тысяч человек, причем 40 тысяч мест снабжены столиками и барами. Кульминация карнавала наступает в воскресенье и понедельник, когда проходят школы самбы первой категории. Открывает действо карнавальный марш "Расправь крылья", который специально для праздника написал еще в 1899 году Шкинья Гонзаго. Шествие каждой из школ занимает полтора часа, притом первой идет самая титулованная. Сначала идут лучшие танцоры, сотрудники школы и знаменитости в карнавальных костюмах, за ними - тысячи танцоров и сотни музыкантов, в числе которых, заплатив примерно 600 долларов, может быть любой желающий. А на повозках, рядом с аллегорическими фигурами, в дымке перьев, страз и блесток танцуют "destagues" - особо выделенные артисты. Возле них экстатически двигаются "пассистас", элитные танцовщицы почти без одежды. Все они разыгрывают свои собственные сюжеты, объединенные общей темой этого года, которая объявляется заранее.
Четырнадцать танцевальных школ "высшей лиги" выступают две ночи. Притом их шоу должно покорить не только сердца зрителей, но и судейскую коллегию, которая должна объявить чемпионов и проигравших этого года. Жюри учитывает все: музыку и слова песни, синхронность движений, сюжет постановки. Оценки обычно снижаются за "прорехи" в рядах танцоров, недостаточную экспрессию в танце или слабоватый отклик зрителей. Но "отдельная песня" бразильского карнавала – это, разумеется, одежда танцовщиков, хотя в некоторых случаях целесообразнее говорить об ее отсутствии. Обнажаться – это второй негласный закон карнавала в Рио-де-Жанейро. Однако полная нагота правилами запрещена, поэтому зрителям предлагаются бесконечные варианты пикантных костюмов, сводящих с ума не только неискушенных туристов туманной Европы, но и привыкших уже ко всему местных зрителей.
Ясно, что столь волнующий спектакль не может быть бесплатным, поэтому туристу, который хочет испытать свою выносливость концентрированной страстью, стоит приготовиться к тратам. Места для созерцания на "Самбадроме" обычно стоят от 250$, кресла за столиком - от 450 долларов и выше, размещение в VIP-ложах "Самбадрома" - от тысячи долларов. Гостиницы Рио-де-Жанейро обычно не особенно дороги, но вот в дни карнавала они всегда переполнены, и цены по сравнению с любым другим временем года взлетают вдвое.
Впрочем , приобщиться к духу бразильского карнавала можно и не в "сезон", посетив субботним вечером за десять реалов репетицию одной из школ самбы. Ведь самое главное – ощутить, что ваше сердце бьется в резонанс с ритмом этого страстного танца, так же, как у любого истинного кариоки.
Пока же отметим, что карнавал в Бразилии продолжается всю жизнь. Он и есть сама жизнь. Поэтому все бразильцы необычайно радушны и приветливы. Они жизнерадостны, беззаботны и обожают фотографироваться. Они с удовольствием поговорят с вами о жизни, выпьют кружку пива, просто улыбнутся без всякого повода. Их женщины очаровательны и влюбчивы.
В завершении, следует отметить, что культура любого народа представляет собой сложную систему ценностей, в которой находят проявление культурная деятельность и отношения ее носителей. Каждый элемент этой системы имеет определенный смысл для той или иной социальной общности. Процесс познания культуры при таком подходе представляет собой выявление ценностных значений соответствующих предметов, явлений, отношений. Результаты этой познавательной деятельности закрепляются в сознании людей в виде соответствующих смыслов. Смысл в свою очередь представляет собой элемент сознания индивида, в котором раскрывается сущность изучаемого предмета или явления, его свойства и формы культурной деятельности, его породившие.
Заключение
Интерес к социальным явлениям и процессам возник у человечества одновременно с появлением общества. Коммуникация, играющая одну из самых важных ролей в социализации на протяжении всей истории человечества, стала объектом научного интереса только в двадцатом веке. Однако, из глубины веков исходит традиция реализации коммуникативной функции через праздничную культуру.
Праздники существовали во всех обществах и культурах, они всегда были непрерывным спутником развития человечества и в качестве важнейшей составляющей жизнедеятельности социокультурной системы являлись необходимым условием социального существования. Праздники выступали важнейшей формой социальной интеграции и общественной солидарности, эффективным способом этнической социализации, инструментом идеологического влияния и действенным механизмом конструирования межкультурной идентичности. В связи с этим все исследования, посвященные обсуждению данной проблемы значимы. Праздничная культура предопределяет духовный базис нации, ее энергетику, а также совокупность созданных ею духовных ценностей, при этом это непрерывно продолжающийся процесс воспроизводства. Она отражает уровень жизни страны, а главное, ее качество, концентрируя в себе созидательные функции, обеспечивает сохранение и наследование национально-культурных традиций, передачу социального опыта, преемственность поколений. Ни что так не раскрывает механизм изменения самосознания личности, ведущей ее к пересмотру приоритетов имеющейся системы ценностей как ее стремление к освоению культурных ценностей. Одной из формы реализации культурологического материала в Бразилии является организация карнавалов.
Список литературы
1 Драмиков А. На пути к цивилизации Латино-Американский опыт.// Вестник Московского Университета. – сер 12 – 1993. - №1 – С.83-89
2 Косов А. Бразильцы — почти как русские,
только другие// http://www.spekulant.ru/
3 Бразилия: путеводитель туриста. / под ред. Стриженова К. Ростов – на Дону, 2001. – 415с – С117