Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 00:10, реферат
Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку1. Однако дело тут не в географии. Различие между Востоком и Западом интересует культурологию как различие между двумя типами культур. В том, что культура Востока и культура Запада имеют специфические особенности, сомневаться не приходится. Многим людям на Западе восточная культура кажется непонятной и экзотичной, а представители восточной культуры нередко смотрят на западную с недоумением и неодобрением.
Введение………………………………………………………………………3
«Восток и Запад» как географическое и социокультурное понятие. Единство и многообразие………………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………….11
Биографический список……………………………………………………14
Обладание и бытие выступают основными принципами моделирования базовых структур человеческой ментальности, доминирование которых определяет все, что человек чувствует, думает и делает. Обладание и бытие выступают фундаментальными экзистенциалами – смысловыми схемами, которые формируют тип ментальности – тип сознания, и, значит, тип личности определенной культуры.
Обладание является жизненным принципом существования цивилизации Запада. Западное индустриальное общество ориентировано на прогрессивное развитие человека, которое нацелено на удовлетворение материальных потребностей жизни и достижение власти и славы. При существовании человека по принципу обладания его отношение к миру выражается в стремлении превратить весь мир в объект владения и обязательного практического использования.
Ориентация на обладание, столь характерная для западной культуры, создает разрыв – пропасть отчуждения и дисгармонию в общении человека с миром и природой. Человек Запада стремится использовать природу для достижения собственной выгоды и пользы. Не случайно в западноевропейской культуре утвержден культ личности и любви к человеку, в то время как Восток ориентирован на основное правило жизни – любви ко всему миру. Индусы говорят так: «Все есть Брахман» – все в мире есть Бог и любое живое существо обладает собственным значащим путем и великим смыслом.
Западный человек, в отличие от человека Востока, не пытается сохранить естественную целостность и жизненность мира, он ориентирован на рациональное познание и использование мира. «Хирургический скальпель западного интеллекта» умертвляет мир – природу, разделяя его на части и затем искусственно соединяя их в общую мозаику. Для западного человека характерен диктат рассудка-разума и ущемление прав чувств и переживаний. Только через логический анализ и научное доказательство «инквизиторский дух Запада» обретает успокоение. Суть экзистенциальной установки обладания, характерной для западной культуры, заключена в потребительстве – в стремлении человека поглотить весь мир. Это – символическое инкорпорирование или уничтожение мира, разрушение естественной среды обитания человека.
Культура Запада была основана на ключевом принципе – «господство субъекта»: человек стал восприниматься как властелин мира. Власть, воля и готовность к активным, решительным действиям сформировали социокультурный идеал западной личности. Инициатива и физически выраженные волевые действия выступают основой уважения к человеку как к самодостаточному субъекту.
Бытие выступает способом существования культуры Востока. Это экзистенциальная ориентация, для которой характерны:5
а) альтруизм, жизнелюбие и подлинная причастность миру;
б) реализация истинной природы человека – духовной свободы, творчества и созидания.
Традиционное общество Востока ориентировано на сохранение витальной силы и коллективной памяти общины, которая хранит в себе основополагающие правила и жизненные истины человека. Одной из истин – духовных открытий Востока – выступает истина веры в подлинное единство всех форм и уровней существования мира. Мир для людей Востока одушевлен и каждые вещь-предмет и событие мира обладают собственным смыслом.
Жизненная ориентация на бытие в восточной культуре выступает ориентацией на гармоничное существование человека с миром и природой. Мистико-мифологическое сознание восточного человека создало поэтический образ мира, в рамках которого человек и природа являются двумя неотъемлемыми частями одушевленного Мироздания. Именно поэтому для человека был важен непосредственный витальный и эмоциональный контакт с миром: человек растворялся в мире и мир растворялся в человеке – «одно во всем и все в одном».
Мудрецы «дзен» и даосы говорили: чтобы познать цветок, нужно им стать – цвести, наслаждаться солнечным теплом и перестуком дождя. Мир раскроется человеку. Вместе с сокровенным постижением цветка мир раскроет человеку тайны Вселенной и тайны собственного «Я», которые в суете жизни ускользают от нас.
Стратегия бытия в культуре Востока – это творческое постижение, сохранение целостности природы и реализация внутренних психических и духовных сил человека. Бытие обозначает саму жизнь человека и мира, которая наделена внутренней активностью, жизнерадостностью и продуктивным творчеством. Это рождение и обновление человека. Причем условием любой подлинной активности выступает освобождение из плена обладания: это преодоление алчности и всех форм приверженности своему «Я», это отказ от эгоизма.
Не случайно основным принципом отношения человека к миру в культуре Востока выступает принцип «не-деяния» – «у-вей» (Китай). Это умиротворенное существование человека, которое выражается проявлением
доброты, искренности и смирения. Сила добра «дэ» (Китай) препятствует рождению гнева и честолюбия.
Принцип «не-деяния» – «у-вей» – это жизненный принцип внешне физически пассивного существования человека и созерцания сути вещей. Пассивное созерцание «у-вэй» является внутренне-напряженным психическим действием человека, которое выражает попытку понимания гармонии и смысла существования мира. Восточный человек стремится услышать и понять весь мир, не принося с собой разрушения и смерти природы. Философия жизни даосских мудрецов выражена ключевым правилом: «Не нарушай суетным деланием великий покой бытия».
На Востоке главной целью существования становится не реализация конкретных целей и практических задач, но постижение высшего сакрального смысла жизни и достижения мудрости и психического покоя человека. Человек – это Бог, который может спасти себя сам.
Психическая и физическая активность западного человека направлена не на самопознание или Богопознание, но на освоение и использование внешней реальности.
Богоборчество, бунт и тоталитаризм индивидуальной свободы обозначили развитие процесса культивирования «Эго» – «Самости» человека как своеобразного центра и оси различных проявлений мира. Подобная «гуманизация» жизни западных людей несла с собой семя – исток десакрализации культуры и самой личности.
Можем ли мы быть уверенными в том, что сущность восточного миропонимания будет сопоставима с нашим европейским образом действительности и западным типом мышления? Ответы на эти непростые вопросы можно обрести лишь путем взаимоуважительного, искреннего и насыщенного диалога культур, в параметрах которого гордость за свою собственную национально-культурную традицию будет соседствовать с благородным стремлением к взаимообогащению достижениями других культурно-исторических миров.
Бездна различий в мировосприятии и стиле
мышления людей Востока и Запада требует
кардинального переосмысления проблемы
понимания и возможностей осуществления
межкультурного диалога. Стратегической
задачей новейшего времени XXI в. является
не деструктивное отрицание западной
цивилизации и не бессмысленное механическое
копирование культурных форм Востока,
но творческое интегрирование культур
– цивилизационных ресурсов двух глобальных
миров Запада и Востока.
Заключение
Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур.
Под понятием «Запада» в
Западная культура
представляет собой культуру, ориентированную
на динамический образ жизни, ценности
технологического развития, совершенствование
общества и культуры, бурное развитие
всех сфер человеческой деятельности.
Приоритет инициативы, идея значимости
личности, творческое ее развитие лежат
в основе западного общества. Социальная
динамика западной культуры волнообразна
и неравномерна. Продвижение от старого
к новому протекает как ломка
устаревших систем ценностей, политических
и общественно – экономических
структур. Запад, являясь носителем
творческого начала, постоянного
поиска, бунта и перемен и, в
то же время, проявляя стремление к
постоянному, всестороннему познанию
окружающего мира и Вселенной
чаще занимает сторону земного
Нельзя не отметить важную черту западного менталитета – его склонность к научным методам познания и исследования окружающего мира. Наука запада направлена на создание сложных сетей методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она понимает его и его природу.
Восток, во многом в
противоположность Западу являет собой
воплощение спокойствия, непротивления.
Боясь разрушить хрупкую
Подводя итоги сравнения запада и востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.
Бурно развивающийся
запад с его стремлением к
новому, ломая и разрушая старое
как уже отработанный продукт
своей жизнедеятельности и
Эти культуры очень
различны, но с другой стороны они
дополняя друг друга образуют общую
мировую культуру, в которой мирно
существуют различные ценности и
менталитеты и гармонично связаны
эти два культурных ареала – Восток
и Запад.
Биографический
список
1) «Культурология»
под ред. Багдасарьян Н.Г., учебник для
студентов технических вузов, М., ВШ, 1998.
2) Кармин А. С., Культурология
. – СПб.: Издательство «Лань»,2001 – 832 с.
3) Конрад
Н.И., «Запад и Восток», М., Глав.ред.вост.лит.,1972.
4) Восток – Запад.
Исследования. Переводы. Публикации. М.:
Наука, 1989. Вып. 4.
5) Торосян В.Г., Культурология.
История мировой и отечественной культуры:/
учеб. Пособие для студентов вузов, под
ред. спец-м – М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС,
2005. – 798 с.