Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:39, реферат
Тема язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения, прежде всего "патриотические", пытаются эксплуатировать ее в своих целях.
Экстремальность современного состояния нашей цивилизации требует от нас нового осмысления действительности, понимания ее взаимообусловленности всей историей человечества и взаимосвязанности с масштабами Вселенной. Именно сейчас необходим комплексный, философский подход к пониманию пути развития человечества, а также нашего государства, и, в связи с этим, изучение истории мировой культуры, в том числе мировосприятия наших предшественников - языческих славян.
Целью моей работы является не только изучение основных представителей мифологического мира восточных славян, нашедшее выражение в знаках и символах, но и исследование древнерусской культуры в целом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
I.Роль символа в язычестве……………………………………………...
II.Символика союза двух начал…………………………………………
II.1 День и Ночь, Свет и Тьма……………………………………
II.2 Мужское и женское начало…………………………………..
II.3 Доля и Недоля…………………………………………………
II.4 Юг и Север, правый и левый, Правда и Кривда…………….
III ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ……………………………………………..
III.1 Солярная символика…………………………………………
III.2 Солнце………………………………………………………...
III.3 Свастика………………………………………………………
III.4 Крест…………………………………………………………..
III.5 Хляби небесные………………………………………………
III.6 Огонь…………………………………………………………..
III.7 Вода……………………………………………………………
III.8 Воздух и пространство……………………………………….
IV АЛАТЫРЬ…………………………………………………………….
V ЖИВОТНЫЙ МИР……………………………………………………
V.1 Птицы……………………………………………………………..
V.2 Звери и прочие твари…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………..
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
Волгоградский государственный технический университет
Кафедра истории, культуры и социологии
Реферат по дисциплине «Культурология»
на тему «Языческая
символика как система
Выполнил:
Студент группы Ф-469
Пустовалов А.П.
Руководитель работы:
старший преподаватель
Соловьева А. В.
Волгоград 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I.Роль символа в язычестве……………………………………………...
II.Символика союза двух начал…………………………………………
II.1 День и Ночь, Свет и Тьма……………………………………
II.2 Мужское и женское начало…………………………………..
II.3 Доля и Недоля…………………………………………………
II.4 Юг и Север, правый и левый, Правда и Кривда…………….
III ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ……………………………………………..
III.1 Солярная символика…………………………………………
III.2 Солнце………………………………………………………...
III.3 Свастика………………………………………………………
III.4 Крест…………………………………………………………..
III.5 Хляби небесные………………………………………………
III.6 Огонь…………………………………………………………..
III.7 Вода……………………………………………………………
III.8 Воздух и пространство……………………………………….
IV
АЛАТЫРЬ……………………………………………………………
V ЖИВОТНЫЙ МИР……………………………………………………
V.1 Птицы……………………………………………………………..
V.2 Звери и прочие твари…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Древнерусское язычество
прошло сложный многовековой путь от
архаических, примитивных верований
древнего человека до государственной
"княжеской" религии Киевской
Руси IX века. До эпохи христианизации
язычество было универсальной системой,
дающей обобщающую картину мира и
пронизывающей все сферы
После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Народная культура сохранила и донесла до нас богатое фольклорное наследие наших предков в виде песен, сказок, заговоров, а традиционный крестьянский быт сохранил символику вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древний языческий смысл. Даже христианство на Руси настолько впитало в себя языческую символику и обрядность наших предков, что еврейская и греческая составляющие постепенно отошли в нём на второй план. Это однозначно указывает на то, что изучение истории русского народа, познание его культуры и всех видов народного творчества невозможно без выявления их архаичной языческой подосновы. Изучение древнерусского язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа. В настоящей работе я предлагаю в качестве пути такого изучения выбрать путь языческой славянской символики.
В моей работе я затрагиваю
тему языческой символики как
отражения системы
Тема язычества в последнее
время стала чрезвычайно
Возросший в наше время интерес к данной тематике определяет и ее актуальность. Экстремальность современного состояния нашей цивилизации требует от нас нового осмысления действительности, понимания ее взаимообусловленности всей историей человечества и взаимосвязанности с масштабами Вселенной. Именно сейчас необходим комплексный, философский подход к пониманию пути развития человечества, а также нашего государства, и, в связи с этим, изучение истории мировой культуры, в том числе мировосприятия наших предшественников - языческих славян.
Целью моей работы является не только изучение основных представителей мифологического мира восточных славян, нашедшее выражение в знаках и символах, но и исследование древнерусской культуры в целом.
I.РОЛЬ СИМВОЛА В ЯЗЫЧЕСТВЕ
Религиозно-мифологические представления древних славян принято называть языческими. Язычество – это политеистические верования и обряды, предшествовавшие возникновению монотеистических мировых религий.
Языческие верования имеют долгую историю, начало которой восходит к эпохе индоевропейского единства, но проследить последовательно за их развитием чрезвычайно сложно. А.Н.Афанасьев отмечал, что память о старине, доносимая нам в устных преданиях и символических обрядах, сливает все частности воедино, и разом передает то, что должно было создаваться в течение многих лет [1, т. 1, с. 57].
В более широком смысле
под язычеством можно понимать принятый
в христианском богословии и частично
в исторической литературе термин,
обозначающий дохристианские и не христианские
религии. В Новом Завете под термином
«язычество» понимаются народы или
«языки», противопоставляемые
В язычестве обожествлялась природа; божествами признавались различные природные объекты: солнце, луна, звезды, огонь, вода, животные, растения, камни и т.д.
Огромное значение в языческие времена имел символ, именно он зачастую нес в себе основную смысловую нагрузку в магическом и жреческом искусстве. Ведь символ – это не просто значок или украшение на посохе волхва, идоле, обрядовой посуде или иной вещи, а совокупность сакральных смыслов, магических эффектов, многотысячелетних трудов древних гениев. Проще говоря, символ в язычестве славян несет в себе прежде всего магическую нагрузку, а уже только в самую последнюю очередь – эстетическую.
Символ применяется для воздействия на мир и его преобразования.
Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред носителю оберега; многие способны стереть грань между мирами, позволяющие, например, волхву (жрецу) совершать путешествия в темный мир (Навь) или светлый (Правь), некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы…
Жрецы Велеса (бога богатства, мудрости, музыки, поэзии, магии) владели искусством толкования символов. Символы (руны) вырезали чаще всего на деревянных или костяных пластинках. Волхв вбрасывал руны случайным образом на алтарь (принадлежность всякой магической мистерии), либо раскладывал их в определенном порядке. Знаки образовывали фразу — совет богов. Следуя ему, предпринимали те или иные действия не только на военном, но и на хозяйственном поприще, а также в сфере любви. Ведические символы размещались и на самом алтаре. По нему-то и перемещали изображения языческих кумиров или кукол, служащих для замещения своих реальных прототипов. Волхвы разыгрывали жизненную ситуацию, влияя на нее посредством этого ритуала.
Против злых духов, могущих помешать, применяли различные заговоры и носили амулеты — обереги; в народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растений, цветов.
II.СИМВОЛИКА СОЮЗА ДВУХ НАЧАЛ
Тема единения и конфликта двух диаметрально противоположных сил - один из главных, если не главный закон в язычестве, закон существования мира. Это и дуальная пара Правь - Навь, это и день с ночью, это, наконец, мужчина и женщина.
II.1 День и Ночь, Свет и Тьма.
Свет и тьма, добро и зло представлены в понимании древних славян понятиями Правь и Навь.
Правь - царство всепобеждающей правды, справедливости, царство светлых богов, в нем располагается прекрасный Ирийский сад с молодильными яблоками и молочной рекой, в нем живут волшебные птицы, туда попадают люди, жившие по Прави - справедливо, по совести (подобно саду Гесперид греческих мифов).
Навь - темное царство хаоса и разрушения, в нем живут темные боги и люди, живущие по законам Кривды. Конфликт между ними понятен — Навь пытается уничтожить мир, Правь пытается его сохранить, блюдет в нем свой порядок; единение же их в том, что ни одна из этих сил не может ни победить, ни проиграть, без них мир немыслим, их существование — условие существования мира, их единение мы наблюдаем в мире Яви, мире людей; человек, между прочим, также является олицетворением единения этих двух сил.
В «Слове о полку Игореве» говорится о славянах как о внуках Даждьбога — Солнца, подателя благ и плодородия. Богиней смерти, тьмы и ночи была Мара — Морена (или Моревна). Это имя родственно словам «смерть», «мрак», «морок», «мор», «мары», олицетворяющим нечистую, темную силу.
Между богами света и тьмы, тепла и холода идет нескончаемая борьба за владычество над миром. День и Ночь — это высшие бессмертные существа, причем День — первоначальное верховное божество света (Солнце), а Ночь — божество мрака. Они так же враждебны в преданиях, как и в самой природе. В народных загадках день и ночь всегда называются «раздорниками» (ссорящимися). «Двое стоячих (небо и земля), двое ходячих (солнце и месяц), два задорника (день и ночь)».
II.2 Мужское и женское начало
Дуальная пара — мужчина и женщина — это также союз двух начал. Считается, что у мужчины преобладает разумное начало, у женщины — чувственное. Здесь можно проводить аналогию с Правью и Навью, однако это все же несколько иной конфликт: мы не можем говорить о том, что мужчина — олицетворение Прави, а женщина — Нави, однако им могут быть присущи особенности как Прави, так и Нави (все зависит от человека). Человек, склонный к Прави, если это мужчина, будет «мыслить по Прави», подобно светлым богам, если же это женщина, она будет «чувствовать по Прави», как это делают светлые богини — Лада, Леля, Жива и другие. Однако если человек склонен к Нави, он будет подобен Вию, Кощею, змею Юше (Яше) или же Морене (если это женщина). Единение мужчины и женщины символизирует крест и ему подобные знаки. [4, стр. 13-14]
Еще одна дуальная пара — небо и земля. В традиционном представлении земля — мать, небо — отец. Небо оплодотворяет землю небесной водой, дождем, земля родит растения.
Что же касается символов подобных единений, то они представляют собой переплетенные прямые, в итоге срастающиеся в одну, перекрещивающиеся прямые.
Это противопоставление часто выражается наличием в мифах двух одноименных персонажей: Див — Дива, Род—Рожаница.[6, стр. 15] Конечно, мужской и женский род оказали влияние и на мифологические олицетворение предметов бесполых — земли, неба, воды, огня и т. д. Часто одно и то же понятие могло принимать форму и мужского, и женского рода. Это колебание заметно прежде всего в обращении к солнцу.
Свет, Жизнь, Солнце и добрые божества помещались наверху, внизу же жили темные боги и навьи — невидимые души мертвецов, летающие по свету в бурю, дождь и непогодь «на злых ветрах».
Однако русский человек не был так уж беззащитен перед злыми навьями — дом, защищенный соответствующими орнаментами, был для навий неприступной крепостью.
II.3 Доля и Недоля
Понятия «доля» и «недоля» связывались с живыми мифическими лицами, девами Судьбы (их называли также Рожаницами). По народным поверьям, счастье и несчастье зависят от добрых или недобрых действий Доли и Недоли.
Древние славяне считали так: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве потому, что за него трудится его Доля, а когда Доля покидает его, он впадает в нищету. Несчастный страдает, испытывает всевозможные лишения потому, что Доля его предается праздности, бражничает, веселится и не хочет знать никакого труда.
Деятельность Недоли всегда направлена во вред человеку: пока она бодрствует, беда у него следует за бедой, и только тогда становится легче человеку, когда засыпает его Недоля. Русская пословица звучит так: «Не буди Лихо, пока оно тихо».
Лихо, Горе-злосчастье и Недоля часто упоминались в народных сказаниях. Предания южных и западных славян говорят о злыднях - маленьких существах неопределенного облика. Люди верили, что дому, в котором поселятся они, грозит горе. Подобно марам, они, селясь в домах, живут невидимками и непременно за печкой.
В народных пословицах, песнях и сказках Беда выступает как существо живое, самостоятельное: она странствует по белу свету, ищет людей, обреченных на несчастье, идет к ним навстречу, гонится за ними.
II.4 Юг и Север, правый и левый, Правда и Кривда.
По движению солнца человек определял свое отношение к окружающему миру, в частности устанавливал понятия левого и правого. Для молитвы он всегда обращался к востоку, и, следовательно, с правой руки у него был полуденный юг, а с левой — полночный север. По этой причине в народных поверьях противоположность юга и севера сочеталась с правой и левой сторонами. «Трипольские жертвенники были ориентированы своими крестовинами по сторонам света» [2, стр.103]. Древние славяне были убеждены, что с правой руки человека стоит добрый ангел, с левой - злой черт. Отсюда и пошли народные суеверия: не плюй направо - попадешь в ангела - хранителя; налево плюнешь - попадешь в черта; вставать с постели надо с правой ноги, а встанешь левой - весь день будешь не в духе; надевать и снимать обувь следует начинать с правой ноги; кто, входя в дом, ступит сначала правой ногой, того ждет хороший прием, левой - плохой.
Информация о работе Языческая символика как система мировосприятия древних славян