Языческая символика как система мировосприятия древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:39, реферат

Описание

Тема язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения, прежде всего "патриотические", пытаются эксплуатировать ее в своих целях.
Экстремальность современного состояния нашей цивилизации требует от нас нового осмысления действительности, понимания ее взаимообусловленности всей историей человечества и взаимосвязанности с масштабами Вселенной. Именно сейчас необходим комплексный, философский подход к пониманию пути развития человечества, а также нашего государства, и, в связи с этим, изучение истории мировой культуры, в том числе мировосприятия наших предшественников - языческих славян.
Целью моей работы является не только изучение основных представителей мифологического мира восточных славян, нашедшее выражение в знаках и символах, но и исследование древнерусской культуры в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
I.Роль символа в язычестве……………………………………………...
II.Символика союза двух начал…………………………………………
II.1 День и Ночь, Свет и Тьма……………………………………
II.2 Мужское и женское начало…………………………………..
II.3 Доля и Недоля…………………………………………………
II.4 Юг и Север, правый и левый, Правда и Кривда…………….
III ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ……………………………………………..
III.1 Солярная символика…………………………………………
III.2 Солнце………………………………………………………...
III.3 Свастика………………………………………………………
III.4 Крест…………………………………………………………..
III.5 Хляби небесные………………………………………………
III.6 Огонь…………………………………………………………..
III.7 Вода……………………………………………………………
III.8 Воздух и пространство……………………………………….
IV АЛАТЫРЬ…………………………………………………………….
V ЖИВОТНЫЙ МИР……………………………………………………
V.1 Птицы……………………………………………………………..
V.2 Звери и прочие твари…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Языческая символика.docx

— 184.92 Кб (Скачать документ)

Слово «правый» получило значение нравственного, хорошего, справедливого, и от него пошли слова «правда», «право», «правило». Кривизна же служила для обозначения всякой неправды и той кривой дороги, по которой ходит человек увертливый, несправедливый. Слово «лукавый» означает — «хитрый», «злобный». В буквальном смысле «лукавый» значит - «согнутый» и происходит от слова «лук» —дуга, с которой и люди, и Перун выпускают свои стрелы.[4, стр. 6]

 

III ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ

III.1 Солярная символика

Солярная символика  – символика солнечной стихии, солнца, солнечных светлых богов. Боги солнца в славянском язычестве — Даждьбог, Сварог, Хоре. Они — светлые, то есть представляющие силу Прави боги. Солярная символика — одна из самых светлых в славянской традиции. Среди солярных знаков, пожалуй, нет ни одного, приносящего вред. Наоборот — все знаки связаны с приобретением как материальных, так и духовных благ, приумножением их. Солнце в язычестве также и всевидящее око, именно поэтому, если была нужда, совершали преступление ночью — авось боги Прави не заметят; поэтому же ночью активизируется нечисть и темные волшебники. В солнечное же время суток, наоборот, преобладают светлые силы.

III.2 Солнце

Во всем декоре русских изб XVIII - XIX вв., на всем обширном пространстве двенадцати северных губерний России солнечные знаки, изобилующие в этом декоре, никогда не помещались выше небесно-водной зоны, т. е. не нарушали древних славянских представлений о «верхнем небе» (смотрите далее). Зоной движения солнца со времен энеолита было среднее небо, отделенное твердью от небесно-водной зоны верхнего неба.

С удивительной строгостью соблюдалась  эта древняя картина мира в  системе архитектурного убранства: путь солнца по среднему небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски — «полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз.

Положения светила при восходе  и закате обозначались помещением солнечных знаков у нижнего торца обеих причелин, и они оказывались таким образом в общей композиции узора ниже той части причелин, на которой изображались «хляби небесные».

Рядом с символом солнца почти всегда соседствует тот или иной символ земли, поля. Знак, обозначающий землю, это — древний, еще энеолитический символ поля и плодородия в виде ромба или квадрата, поставленного на угол и разделенного на четыре части. Он устойчиво бытовал несколько тысячелетий и хорошо отражен в русском средневековом прикладном искусстве, в церковной декоративной росписи и представлен в этнографическом материале, преимущественно в узорах свадебной одежды невесты, что еще раз свидетельствует о связи с идеей плодородия.[4, стр. 134]

 

Охранные символы  солнца и земли:

 

а) «Полотенца» утреннего, полуденного и вечернего комплексов с охранными знаками;

 

б) Полуденный комплекс изображения всего суточного солнца (три дневных солнца и два ночных и белого света — в центре);

 

в) Утренний охранный комплекс узоров: символ ночного солнца на «полотенце» и восходящего — на причелине;

 

г) «Полотенце» с изображением белого света;

 

д) «Полотенца» полуденного комплекса с двумя солнцами и крестом




Символы земли в различных  вариантах





 

Вторая группа знаков изображает вспаханную землю в виде большого прямоугольника или ромба, прочерченного вдоль и поперек.

Комплексы знаков четко группируются по суточным позициям солнца — в одну группу входят комплексы, отвечающие восходящему и заходящему солнцу, а в другую — полдневные, изображающие солнце в зените.

 

III.3 Свастика

Пожалуй, основополагающий знак солярной символики. Впервые этот символ, наряду с некоторыми другими символами германского язычества, присвоил для своего фашистского государства Адольф Гитлер. С тех пор и повелось, если свастика — значит, речь идет о фашизме. На самом же деле, свастика не имеет никакого отношения к безобразию, называемому фашизмом. Знак этот есть изображение солнца, обращение к светлым богам; он приносит благо и справедливость в мир Яви, несет в себе огромный заряд светлой магической энергии.

Классическое санскритское название этого символа происходит от индоевропейского корня «su/swa», что означает «связанный с благом». Вспомним птицу Матерь Сва (покровительницу Руси), бота Сварога, Сваргу — место обитания светлых богов славянских мифов. К этому же корню относится слово «свет». У славян свастику называли коловрат или солнцеворот. Однако коловрат все же начинается с шести лучей. Так как коло — это круг, кольцо, колесо, колодец, колобок. [4, стр. 8-10]

Также некоторые  авторы связывают его с единством статики и динамики. Причем динамический смысл имеет только вращающаяся свастика. Если она вращается по часовой стрелке (вправо), то символизирует стремление ко всему связанному с жизнью, с положительными качествами и активным мужским началом; вращение же против часовой стрелки, напротив, указывает на умирание, на отрицание всего положительного и пассивность поведения. Абсолютно наоборот трактуют направление вращения своей свастики греки.[3, стр 159]

 

III.4 Крест

Крест - тоже свастика, только без отходящих в сторону лучей. Крест стал одним из самых известных христианских символов. И не только. Например, католические миссионеры, проповедовавшие в Китае, видели кресты, изображенные на статуях Будды, учение которого возникло примерно на шесть веков раньше христианства, а испанские конкистадоры были свидетелями почитания креста североамериканскими индейцами - язычниками как слияния Небесного огня и огня Земного.

Слово «крест» происходит от общеевропейского корня cru, что значит «искривленный». Этот корень мы можем наблюдать в словах круг, кривой, крутой. В латинском языке crux — «крест». Есть еще версия, что слово «крест» происходит от славянского корня «крес» — «огонь» (сравните: кресало — инструмент для разжигания огня).[2, стр. 97-102] 

Археологические данные свидетельствуют  о том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите. Крест — символ жизни, неба и вечности. Правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Также кресты разделяют на прямой, т. е. имеющий горизонтальную и вертикальную черты, и косой, имеющий две диагональные черты, причем прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой — более мягкое творческое начало. [3, стр 57-59]

 

III.5 Хляби небесные

Магическая система защиты от духов  зла предусматривала изображение не только солнца и его пути по небу, но и самого неба как вместилища дождевой воды, необходимой для роста всего живого.

Итак, верхний контур двускатного  фронтона славянского дома представлял собой небосвод, по которому солнце совершает свой дневной путь от левого нижнего конца кровли вверх к щипцу кровли, к ее «коньку» и далее вниз к правому нижнему концу кровли.

Небосвод состоял из двух небес  — водного и солнечно-воздушного, разделенных прозрачной «твердью небесной». Что же касается дождя, то древние славяне считали, что дождевая влага берется из небесных запасов воды, хранящихся на верхнем небе, находящемся над средним небом, по которому движутся солнце и луна. Запасы воды на небе носили в древнерусском языке наименование «небесных хлябей». Сильный дождь, ливень определялся фразой: «разверзлись хляби небесные».  

Небесные хляби верхнего неба на причелинах домовых кровель изображались практически всегда. Самым частым является волнистый орнамент или  узор из городков, которые на расстоянии тоже воспринимаются как волны. Обычно волны избяного «небосвода» идут в 2 — 3 ряда, как бы подчеркивая глубину водного неба. [6, стр. 193-196]

Причелины с изображением волнистых  струй известны в Новгородской области, в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Ульяновской, Горьков- ской, в русских  селах Карелии и в ряде других мест Средней России и Севера.

 

III.6 Огонь

Огонь для язычника — это не просто химический процесс, это сакральное явление. С этим явлением напрямую связаны понятия об огне жертвенном (земной огонь). «Существовало поверье, что сожженный уносится в рай-вырий (ирий, арий; отсюда древнее название арийцев) немедленно, наглазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом…».[4, стр.4] Также существует огонь небесный — огонь небесной кузни Сварога. Тора — одна из основных творческих сил.

Также существует огонь  Нави, здесь мы проведем аналогии с христианскими культом, в котором грешников, пребывающих в аду, жарят черти на кострах. Это примитивное поверие имеет корни в более широком и обоснованном языческом представлении о навском огне. Навь у язычника ассоциируется с подземным огненным царством (вспомним греческий Аид) — и никто, кстати, там не жарится, просто подземный огонь понимается как стихия. Здесь будет уместно вспомнить об огнедышащих драконах и змеях — они тоже дети Нави

 

III.7 Вода

Вода, одна из творческих стихий, очень интересна с языческой точки зрения, у нее очень много сакральных аспектов, что не может не отражаться на ее символике. Во-первых, вода для язычника — это то, что дает жизнь всему живому. При помощи животворящей небесной воды зеленеют травы и леса весной, созревает урожай, все цветет, плодоносит и колосится. Согласно древнему мифу, из воды родилась земля, принесенная в клюве Мировой Уточки. Вода несет в себе сакральный смысл очищения. Язычник, моющийся в бане, смывает с себя не только грязь физическую, но и грязь духовную — оболочку порока, тьмы, ненависти. Омовение совершалось перед важными делами — жрец обязательно должен помыться в бане, чтобы совершить обряд, человек должен помыться, например, перед свадьбой — прежде всего не для красоты, а для того, чтобы ритуалу не помешали темные силы. Воин же всегда мылся и перед битвой, и после нее, дабы на сражение не повлияли все те же силы. И третий по счету, но далеко не последний аспект значения воды для язычника — это ее течение. Все знают пословицу, что два раза в одну и ту же реку не войти. Для язычника река — это поток воды — вода утекла, и река другая. То есть течение воды — это своего рода показатель времени. Недаром говорят: «сколько воды утекло с тех пор».

Существует множество удивительных преданий о волшебных реках — это Ирийская молочная река, вытекающая из-под камня Алатыря (что на острове Буяне), — символизирует она не что-нибудь, а Млечный Путь. Молочная река — это поэтическое представление окраин нашей галактики. С Млечным Путем и молочной (Белой) рекой связано множество преданий, большинство — с рассказами о жизни после смерти. Однако в этих рассказах фигурирует еще одна река, — Смородина, огненная река. Она разделяет явский мир и «великие просторы Нави» (высказывание — «Навий Шлях», община «Бор»). Стережет границы Нави знакомая многим, если не всем, Баба Яга.

 

III.8 Воздух и пространство

Воздух — одна из стихий мироздания (как и земля, вода, огонь); сфера пребывания душ и невидимых демонических существ. В народных верованиях сближаются представления о воздухе и дыхании, дуновении, ветре. Пространство, заполняемое воздухом, обширнее, чем земля; на воздухе «покоится» или «висит» небо.

Воздух служит проводником, средой, через которую насылается порча, распространяется болезнь. Появление злого, нечистого воздуха связывают с моментом полного затишья, затмением Луны и т. д. Людям, оказавшимся в такое время под открытым небом, предписывается упасть лицом вниз на землю, чтобы «не ухватить этого воздуха».

 

  1. АЛАТЫРЬ

 Есть такая легенда. Бел-горюч  камень Алатырь был явлен в  начале времен. Его подняла со  дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Уточка хотела скрыть его в своем клюве. Но Сварог произнес волшебное слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел-горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора. Это священный камень, средоточие знания Вед, посредник между человеком и Богом. Он и «мал и весьма студен», и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он — непознаваем: «...и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять». Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги. На Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь — также алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нем Всевышний Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь.

 

 V  ЖИВОТНЫЙ МИР

V.1 Птицы

 Особый смысл имеют знаки,  обозначающие птиц, ибо птицы  — существа для древних загадочные, магические. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун — в орла или ворона, Волхв — в Финиста - Сокола. Интересен общий для всех птиц знак — «птица клевучая». Она символизирует небо, наследие светлых богов, в какой-то степени самих богов.  Существуют также свастикоподобные символы «птицы», например знак ворона. Если присмотриться к русскому гербу, к орлу, распростершему крылья, — на нем можно увидеть очертания свастики. Так,           К. Штейнен в своей работе показывает, что свастика считается изображением птицы. [2, стр. 122]

Можно также посмотреть на русские  вышивки — на них тоже часто  фигурируют птицы. Но птицы эти уже  не явские, а волшебные — известные  всем по сказкам и песням Сирин, Алконост, Гамаюн. Изображаются они не так схематично, как другие, но их изображения носят в основном эстетический характер.

Посмотрим на некоторых, наиболее любопытных, «экспонатов»…

Алконост (Алконос, Алконост, Алкион, Аколностъ, Алканостъ, Алконотъ, Алкуностъ, Альконостъ, Антоностъ) — райская птица, представляемая полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осененной короной и ореолом, в котором иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоста есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью.

Информация о работе Языческая символика как система мировосприятия древних славян