Золотой век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:06, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение и изучение темы: «Золотой век русской культуры». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности золотого века русской культуры;
Изучить развитие культуры XIX века во всех ее областях;
Закрепить теоретические знания и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ОСОБЕННОСТИ ЗОЛОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ…………….5
2 РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА………………………………………...7
2.1 Литература XIX века………………………………………………………7
2.2 Музыка XIX века…………………………………………………………..8
2.3 Архитектура XIX века…………………………………………………….9
2.4 Изобразительное искусство XIX века…………………………………..10
2.5 Театр XIX века……………………………………………………………11
2.6 Развитие науки и техники XIX века……………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………

Работа состоит из  1 файл

Золотой век русской культуры 2009 ВятГГУ.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

         1 ОСОБЕННОСТИ ЗОЛОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ…………….5

         2  РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА………………………………………...7

           2.1 Литература XIX века………………………………………………………7

           2.2 Музыка XIX века…………………………………………………………..8

           2.3 Архитектура XIX века…………………………………………………….9

                 2.4 Изобразительное искусство XIX века…………………………………..10

                 2.5 Театр XIX века……………………………………………………………11

           2.6 Развитие науки и техники XIX века……………………………………..11

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...14

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

      Истории культуры России XIX век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и  т.д. Подъем русской культуры был на столь велик, что позволяет называет эту эпоху золотым веком русской культуры.

      Таким образом, тема  данной контрольной  работы – «Золотой век русской культуры» является актуальной и на сегодняшний день. Вопросы, поставленные русской культурой того времени до сих пор находятся в центре этических, философских размышлений современности, так как Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образа для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике.

       Объектом  исследования является русская культура XIX века.

       Предмет исследования – изучение и рассмотрение золотого века русской культуры.

       Целью данной контрольной работы является рассмотрение и изучение темы: «Золотой век русской культуры». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть особенности золотого века русской культуры;
    2. Изучить развитие культуры XIX века во всех ее областях;
    3. Закрепить теоретические знания и т.п.

     При написании контрольной работы были использованы анализ-синтез, эмпирический, научный методы исследования.

      Методологической  и теоретической основой при  написании работы послужили учебники и учебные пособия, научная и научно-методическая литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ОСОБЕННОСТИ ЗОЛОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 

      О загадочности и непостижимости русской  души писали как русские, так и  европейцы, как философы, так и  писатели. Наиболее полно характеризующим русскую идею и русское признание был, по мнению Н.А. Бердяева, XIX век, «век мысли и слова». Русская культура XIX века продемонстрировала миру мощный взлет, дав целую плеяду гениев и титанов. Чтобы убедиться в этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского в литературе, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова в музыке, Станиславского и Немировича-Данченко в театральном искусстве. Говоря о науке, достаточно упомянуть открытие неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевским, периодической системы элементов Д. И. Менделеевым, теорию условных рефлексов И.М. Сеченова. Столетия спустя, Бердяев, скажет о титанах русской культуры: «Это лучшие избранные люди страны, созидатели духовной культуры нации, творцы русской литературы, русского искусства, философии, науки, религиозные искатели, хранители общественной правды, пророки лучшего будущего» [2, с. 464].

      Начало  самостоятельной философской мысли  в России  XIX века связано со славянофильством, с именами И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. Славянофилы отрицали существование общих для всех народов законов социально-политического развития и верили в особый, принципиально отличительный от западно-европейского, путь исторического развития России, не знающий революционных потрясений и социальных конфликтов, чуждых, по их мнению, самому духу православного русского народа.

      Исконными началами русской народности славянофилы  считали православные традиции, общинность, мирское согласие, равнодушие к политике, глубокую религиозность и ненависть к революции. Залог такого развития они усматривали в существовании института крестьянской общины, в которой видели, в отличие от народников, не готовую или потенциальную ячейку социализма, а, напротив, инструмент, способный обеспечить «мирительное соглашение враждующих начал», т.е. прежде всего, крестьян и помещиков, и избавить Россию от появления в ней «язвы пролетариатства» и революции. Духовную основу такого особого пути русского развития они видели в православной вере.

      Однако далеко не все в России разделяли славянофильские идеи об уникальности исторического пути развития России. Многие считали, что ей предстоит пройти те же стадии общественного развития, что и другим европейским народам. Сторонников этой точки зрения иногда объединяли под общим названием западников.

      Самобытной  струей в истории русской культуры XIX века было творчество религиозного философа, поэта, публициста и критика В.С. Соловьева. Соловьев изучал пути освобождения материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства и преобразования его в нетленный космос красоты. Он был первым, кто создал систему христианской философии в духе идей Киреевского и Хомякова [3, с. 425-426].

      Таким образом, ХIХ век занимает особое место в истории русской культуры. Во-первых, это тот взлет духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Во-вторых, ХIХ век уникален, прежде всего, своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2  РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА  

      2.1 Литература XIX века 

      Одной из наиболее характерных черт русской культуры XIX века было выявившееся уже в XVIII веке доминирование литературы среди остальных форм художественного творчества.  Литература в жизни России приобрела совершенное исключительное общественное значение. Русская художественная литература пережила в XIX веке необычайный взлет и вышла на мировую арену.

      В.Г. Белинский назвал роман Пушкина  «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Эти слова можно отнести и к другим произведениям великих русских писателей XIX века. Так, жизнь русского общества нашла свое яркое отражение в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», задумав изобразить «всю Русь», создал, по мнению Герцена, страшную исповедь современной ему России. Реалистическое изображение жизни России и ее главных проблем мы находим в романах И.А. Гончарова и И.С. Тургенева, пьесах А.Н. Островского, произведениях Н.А. Некрасова и др. [4, c. 101].

      Главная отличительная особенность русской  литературы XIX века – ее этическая нравственность. Недаром Бердяев считал, что русская литература более чем вся литература мира, связана с моралью. Русскому писателю свойственна отзывчивость, чуткость к человеческой боли. Описывая несправедливость крепостничества, бесчеловечное отношение помещиков к крестьянам, городскую бедноту, писатель не может оставаться равнодушным к страданиям «униженных и оскорбленных».

      Необычайно  сильна в русской литературе XIX века была сатирическая трагедия. Большинство произведений русских писателей этого периода носило обличительных характер. Особенность русской сатирической традиции состоит в ее этической, гуманистической направленности. Едкая и язвительная сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина вскрывала самые глубинные социальные процессы. Это сатира положения, а не характера; в центре ее повествования – не судьбы отдельных личностей, а судьбы общества.

      Среди выдающихся русских писателей и  мыслителей XIX века особое место занимают Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Оба они острее других ощутили остроту социально-исторических и нравственно-психологических противоречий своего времени. Оба писателя поставили в центр художественного анализа проблему трудного, противоречивого развития человеческой личности [2, c. 469].

      Таким образом, произведения, созданные русскими писателями XIX века, не только встали в один ряд с шедеврами мировой литературы того времени, но нередко превосходили их благодаря глубочайшему осмыслению жизненных проблем в первую очередь нравственных.  

    1. Музыка  XIX века
 

      XIX век стал также временем становления и расцвета русской классической музыки. Рождение национальной школы в русской музыке связано, прежде всего, с именем М.И. Глинки, положившего основание двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме («Жизнь за царя» или «Иван Сусанин») и опере-сказке, опере-былине («Руслан и Людмила»). Опера А.С. Даргомыжского «Русалка» на пушкинский сюжет положила начало жанру психологической драмы в русском оперном искусстве [5, с. 98].

      Во  второй половине XIX века огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка», руководителем которого был М.А. Балакирев, а идеологом критик В.В. Стасов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер.

      По  сей день не сходят с оперной сцены  в России и  за рубежом, созданные в жанре народной музыкальной драмы оперы М.И. Мусорского «Борис Годунов» и «Хованщина» и опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», также получившее широкое международное признание, написаны на сказочные и легендарные сюжеты и развивают народные музыкальные традиции.

      В несколько ином направлении развивалось творчество гениального русского композитора П.И. Чайковского, создавшего величайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Его оперы – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка» и др. – написаны в лирико-драматическом ключе при тонкой психологической разработке характеров [2, с. 473].

      Таким образом, в ХIХ веке, наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. 

      2.3 Архитектура XIX века 

      XIX век – это также время расцвета изобразительных искусств. Блестящих успехов достигла архитектура русского ампира1. В это время складывался облик Санкт-Петербурга как единого художественного ансамбля. Этому способствовало сооружение таких шедевров русского зодчества, как здания Адмиралтейского архитектора А.Д. Захарова, Казанского собора А.Н. Воронихина, Биржи Жоржа Тома де Томона.

      По  прямому указу Николая I был разработан эклектический «русско-византийский» стиль, воплотивший в архитектуре идею: «православие, самодержавие, народность». Созданием его был К.А. Тон – автор проектов Храма Христа Спасителя, большого Кремлевского Дворца, Оружейной   палаты и других сооружений [7, 468].

      Таким образом, в XIX веке глубокие сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию новых течений в скульптуре и архитектуре. Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов; обширными ансамблями украшаются главные города России. 

   
    1.  Изобразительное искусство XIX века

Информация о работе Золотой век русской культуры