Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:06, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение и изучение темы: «Золотой век русской культуры». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности золотого века русской культуры;
Изучить развитие культуры XIX века во всех ее областях;
Закрепить теоретические знания и т.п.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ОСОБЕННОСТИ ЗОЛОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ…………….5
2 РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА………………………………………...7
2.1 Литература XIX века………………………………………………………7
2.2 Музыка XIX века…………………………………………………………..8
2.3 Архитектура XIX века…………………………………………………….9
2.4 Изобразительное искусство XIX века…………………………………..10
2.5 Театр XIX века……………………………………………………………11
2.6 Развитие науки и техники XIX века……………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………
Скульптура, особенно монументально-декоративная в стиле классицизма, в начале века пережила расцвет. Ее представляли такие блестящие имена, как И.П. Мартос памятник Минину и Пожарскому в Москве, ставший воплощением подъема народного духа после победы над Наполеоном; Ф.Ф. Щедрин скульптурная группа «Нимфы, несущие глобус» и др.
Для русской живописи XIX века был характерен, прежде всего, растущий интерес к человеческой личности. Романтизм отвергал неподвижные каноны и условные нормы и провозглашал свободу творчества. Новое понимание человека получило свое наилучшее выражение в романтических портретах Кипренского, передающих духовность, сложный внутренний мир человека («Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин» и др.).
Полно национального
Вторая половина XIX века отмечена безраздельным торжеством реалистической живописи, в большей или меньшей степени связанной с революционно-демографической идеологией. Глубина психологического и социального анализа отличает картины на темы народной жизни и портреты В.Г. Перова «Проводы покойника», «Тройка», «А.Н. Островский» и др.
В 1870 году было образовано «товарищество передвижных художественных выставок», члены которого обратились к правдивому, реалистическому изображению жизни и истории народа. Картины передвижников отличались глубоким психологизмом и мастерством социального анализа (И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин и др.) [2, с. 474].
Таким
образом, русская живопись, подобно
литературе и музыке, воплотила в
себе духовную мощь, сложный внутренний
мир человека, красоту родной природы,
и величие русского народа.
Свою ленту в общий духовный подъем народа внесли и театральные деятели. Реализм прочно утвердился и на театральной сцене. Славу ее составили такие великие актеры, как М.С. Щепкин, П.М. Садовский, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова. Конец века ознаменован началом реформаторской деятельности К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, основатель Московского Художественного театра. В этот период на сцене были воплощены творения Гоголя, Островского, Чехова.
Основным методом актерского творчества становится метод глубокого раскрытия психологического своеобразия героя путем внутреннего перевоплощения актера в изображаемое лицо. Реалистическая школа получает широкое распространение, становится ведущим направлением в русском театре уже к середине XIX век [4, с. 106].
Таким
образом, на протяжении XIX века театр в
России вырастает в важнейшую общественную
силу. Гоголь называл театр «кафедрой,
с которой можно много сказать людям добра».
Островский сравнивал Малый театр по его
прогрессивному значению в национальной
культуре с Московским университетом.
2.6
Развитие науки и техники XIX века
В условиях становления капиталистического уклада и начавшегося промышленного переворота все большее значение приобрели научные открытия, имевшие теоретическое и прикладное значение.
Великий русский математик Н.И. Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти двух тысяч лет работали ученые всего мира. Один из первых российских электротехников В.В. Петров создал ряд физических приборов, раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества.
Во второй половине XIX века в стране возникли новые научные центры: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии; Общество русских врачей; Русское техническое общество. При всех российских университетах были созданы физико-математические общества.
Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева. Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.
Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев. Он доказал внутреннюю силу между всеми видами химических веществ. Ученые Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров – основоположники органической химии. В середине XIX века Зинин открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины.
Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова. 25 апреля 1895 года на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» - радиоприемника, нашедшее очень скоро практическое применение.
Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского, одного из пионеров космонавтики. Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым, который доказал и измерил давление света. Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов.
Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению средней и Центральной Азии и Уссурийского края Н.М. Пржевальского, впервые описавшего природу этих регионов. П.П. Семенов-Тян-Шанский – руководитель Русского географического общества, исследовал Тянь-Шань, инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию, издал в соавторстве с В.И. Ломанским труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» [7 с.473- 475 ].
Таким
образом, несмотря на факторы, сдерживающие
научный прогресс, вторая половина
XIX века – это период выдающихся достижений
в науке и технике, позволивших русскую
научно-исследовательскую деятельность
ввести в мировую науку. Российская наука
развивалась с тесной связи с европейской
и американской наукой. Русские ученые
принимали участие в экспериментальных
и лабораторных исследованиях в научных
центрах Европы и Северной Америки, выступали
с научными докладами, публиковали статьи
в научных изданиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разнообразие и богатство духовной исканий России XIX века выдвинули ее культуру в ряд величайших достижений развития человечества, во многом определявших содержание и направленность науки, искусства и философии последующего периода.
Русская культура XIX века развивалась отнюдь не в тепличных условиях. Драматичны, а порой и трагичны были судьбы многих ее создателей. Но она развивалась в ограниченной связи с жизнью великой страны, жила радостями и горестями своего народа.
Выйдя
на передовые рубежи культурного развития
человечества, она с необычайной щедростью
пополнила сокровищницу мировой культуры,
превзойдя в некоторых областях достижения
европейских мастеров. Отразившие с небывалой
полнотой свое время, шедевры этой культуры
принадлежат вечности. Они бессмертны,
пока живо само человечество. Таким образом,
в данной контрольной работе рассмотрены
все необходимые сведения для рассмотрения
и изучения темы: «Золотой век русской
культуры».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Гуревич, П.С. Культурология [Текст]: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 280 с. – ISBN 5-8297-0048-4;
2.
Карпушина, С.В. История
3. Кондаков, И.В. Культурология: история культуры [Текст]: Курс лекций. – М.: ИКФ Омега-Л, 2003.- 616 с. – ISBN 5-901386-61-2;
4. Кравченко, А.И. Культурология [Текст]: Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во проспект, 2006. – 288 с. – ISBN 5-98032-978-1;
5.
Романов, Ю.И. Культурология [
6. Культурология [Текст]: Учебное пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 384 с. – ISBN 978-5-377-01488-1;
7.
Культурология. История