Анализ достижений и неудач России и Китая в формировании СЭЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание

Развертывание свободных экономических зон – задача не из легких. Их функционирование не только вызывает академические споры в журналах и на симпозиумах, но и становится предметом острых разногласий между политиками и бизнесменами, причем как в России, так и за рубежом.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только международно признанной эффективностью свободных экономических зон, но и необходимостью интеграции России в мировое сообещество прежде всего на основе использования свободных экономических зон.
Целью данной курсовой работы является анализ формирования и результатов свободных экономических зон в Китае и анализ возможности формирования свободных экономических зон в России.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты формирования свободных экономических зон
1.1 Свободные экономические зоны – сущность, основные понятия
1.2 Мировой опыт формирования свободных экономических зон
1.3 Основные достоинства и недостатки свободных экономических зон
2 Китайский и Российский опыт формирования свободных экономических зон
2.1 Формирование свободных экономических зон в Китае
2.2 Российский опыт формирования свободных экономических зон
Глава 3 анализ достижений и неудач России и Китая в формировании СЭЗ
3.1 Достижения и неудачи России в формировании свободных экономических зон
3.2 Достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зон
3.3 Анализ причин неудачного формирования свободных экономических зон в России
3.4 Анализ причин неудачного формирования свободных экономических зон в Китае
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Со сходной целью создавались  свободные экономические зоны и  в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей, создание СЭЗ увязывается с тремя основными задачами:

· стимулированием промышленного  экспорта и получением на этой основе валютных средств;

· ростом занятости;

· превращением зон в полигоны по требованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства1.

Выделяют несколько основных типов СЭЗ:

· по уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные  порты; промышленные и экспортные; научно-технологические  зоны, технополисы, технопарки, инновационные  центры;

· по размерам территорий: точечные (фирма, склад); территориально-масштабные (технопарки); особо крупные (регионы);

· по направлениям и сферам хозяйственной  специализации: предприятия отраслевые, преимущественно отраслевого профиля; секторского (добыча, обработка, услуги); функционального (банковская, коммерческая деятельность);

· по участвующим сторонам и особенностям распоряжения: международные, пограничные.

Оффшорные зоны или «налоговые гавани», как их иногда называют, стали организовываться в 1970-е гг. Оффшорные зоны привлекают клиентов благоприятными:

1) валютно-финансовым режимом;

2) высоким уровнем банковской  и коммерческой секретности;

3) лояльностью государственного  регулирования.

Деятельность оффшорных зон  специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.

В торгово-складских зонах иностранные  товары могут храниться и продаваться  без оплаты обычных таможенных пошлин. Для этих зон характерны следующие  особенности:

1) они создаются для обслуживания мирового рынка;

 

2) на них не распространяются  многие налоговые нормы и таможенные  ограничения, действующие на остальной  территории страны;

3)на них распространяется государственное  регулирование внешнеэкономических  связей.

Свободные таможенные зоны являются современной разновидностью беспошлинных торговых и складских зон. Этот тип зон относится к простейшим, их называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенного досмотра.

Свободные экономические зоны можно  охарактеризовать как часть территории государства с точно определенными  границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более  благоприятные, чем обычные, условия  осуществления предпринимательской деятельности (отдельных видов предпринимательской деятельности) или иной хозяйственной деятельности.

Конкретные виды зон зависят  от специфических задач и функций, особенностей условий деятельности, ее характера и объемов.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование свободной  экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью  открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название «налоговой революции». Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в  масштабах мирового хозяйства капиталов.

Организационно-функциональная структура  свободных экономических зон  достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на зоны замещения импорта, экспорте- замещающие и экспорто-импорто замещающие зоны.

 

1.2 Мировой опыт формирования  свободных экономических зон

Исторически первые и логически  наиболее простые СЭЗ, предусматривающие  создание благоприятных условий  для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов – торгово-складские зоны. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком (например, опыт Ирландии, где еще в 50-е годы впервые была создана Беспошлинная торгово-складская зона). В США в 30-е годы были распространены зоны внешней торговли, в Венгрии, Югославии, Болгарии – свободные таможенные и свободные беспошлинные зоны. Разновидностью данного рода зон являются зоны беспошлинной розничной торговли в крупных международных морских и аэропортах (Гамбург, Шереметьево, Хитроу).

Встречаются свободные экспортно-производственные зоны (СЭПЗ). В рамках СЭПЗ можно выделить зоны совместного предпринимательства (Болгария, Венгрия, Югославия), предпринимательские зоны (Англия), зоны свободного предпринимательства (США), специальные экономические зоны (КНР).

В последнее время все большее  распространение получают СЭЗ с научно-технологической, исследовательской ориентацией, призванные ускорить и удешевить разработку и внедрение технических новшеств, диверсировать производство, создать новые рабочие места – научно-технологические зоны. Это: технополисы (в Японии), технопарки (в США), научные парки, технологические и деловые центры.

Типичными становятся комплексные  СЭЗ многофункционального характера, сочетающие различные направления  деятельности. Они характеризуются  масштабами деятельности, большими объектами  привлекаемого капитала. Такими стали бразильский «Манаус», «Огненная земля» (Аргентина). К ним относятся и специальные экономические зоны в Китае.

При организации свободных экономических  зон в мировой практике используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона – это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Примером реализации первого подхода  являются свободные экономические  зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельным предприятиям (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).

Одной из простейших форм свободных  экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с 17 – 18 века. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах.

 

Зоны свободной торговли (ЗСТ) также  широко распространены в мире. Наибольшее развитие они получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия могут быть созданы одна или несколько внешнеторговых свободных зон.

 

В соответствии с действующим законодательством  США свободные таможенные зоны, действующие  на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

 

Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500 зон свободной торговли.

 

К числу простейших зон свободной  торговли можно отнести специальные  магазины «дьюти фри» в крупных международных  аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.

 

Промышленно-производственные зоны относятся  к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

 

Промышленно-производственные зоны создаются  на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в «новых индустриальных странах». Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

 

Технико-внедренческие зоны относят  к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

 

Наибольшее число технико-внедренческих  зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии – технополисами, в Китае  – зонами развития новых и высоких  технологий.

 

Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Валли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х годов в США функционировало около 150 технопарков. Родственных им образований, которые называли «инкубаторами бизнеса» в начале 90-х годов насчитывалось более одной тысячи. В Европе к концу 80-х годов было уже более 200 научных парков, причем они имелись практически во всех регионах.

 

В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Необходимо отметить, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

 

С 80-х годов к созданию научных  парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В результате в 90-х  годах в мире функционировало  более 7 тыс. научных парков, включающих собственно научные парки, регионы науки, технополисы и «инкубаторы бизнеса».

 

В настоящее время в мире насчитывается  более 300 оффшорных центров. Среди  них налоговых гаваней – около 70. К числу стран, где уже давно  функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Норманские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

 

Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в  оффшорных зонах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Информация о работе Анализ достижений и неудач России и Китая в формировании СЭЗ