Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:08, курсовая работа
Франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Механизм формирования системы франчайзинга………………………….. 4
1.1 Понятие и виды франчайзинга……………………………………………... 4
1.2 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга… 8
1.3 Правовое регулирование франчайзинга…………………………………... 12
2 Развитие франчайзингового рынка в России……………………………….. 17
2.1 Современное состояние франчайзинга на российском рынке…………… 17
2.2 Проблемы и перспективы франчайзинга в России……………………….. 28
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы………………………
С введением новых норм договор коммерческой концессии является ничтожным до момента регистрации в Роспатенте, что ограничивает заинтересованность использования такого вида договора в практике. Сейчас коммерческая концессия отличается, по сути, от лицензионного договора только объемом передаваемых прав.
В настоящее время во франчайзинговом сообществе не выработано единого мнения по вопросам законодательного регулирования франчайзинга. Но следует ожидать, что консолидированное предложение будет выработано.
Таким образом, франчайзинг представляет собой организацию бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги от имени этой компании.
Система отношений во франчайзинге носит взаимозависимый характер и формируется на основе поддержки и содействия франчайзера. Такой подход к формированию системы отношений не только помогает франчайзи добиться успеха, но и определяет получение франчайзером роялти.
Франчайзинг для многих начинающих предпринимателей может стать хорошей возможностью организации собственного дела и впоследствии способствует снижению количества рисков. Однако использование чужого товарного знака и методики ведения бизнеса предполагает одновременно и соблюдение определенных правил.
В ряде зарубежных стран существует специальное законодательство по франчайзингу. В российском же законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения. В России франчайзинговая деятельность регламентируется только коммерческой концессией. В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии.
2 РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВОГО
РЫНКА В РОССИИ
2.1
Современное состояние
франчайзинга на российском
рынке
В
России наблюдается возрастающий интерес
к развитию бизнеса с использованием концепций
франчайзинга. Количество организаций,
заявивших о своем развитии в формате
франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти
до 750 в 2010 г., что само по себе характеризует
востребованность этого формата в России.
Только в 2010 г. количество франшиз по сравнению
с 2009 г. возросло более чем на 40 % (см. рис.
2.1).
Структура рынка франшиз в 2010 г.
Рисунок
2.1
По всем указанным секторам в 2010 г. произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами; 27,3 % по продовольственной торговле; 30,1 % по сектору общественного питания и 25% по услугам.
Вместе с тем, в общей совокупности франшиз наблюдалось в 2010 г. некоторое снижение доли сектора услуг, что связано с опережающим ростом франшиз в секторе непродовольственной торговли, и соответственно увеличение доли непродовольственного сектора с 47 % в 2009 г. до 52 % в 2010 г.
Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать, что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая отсутствие какой-либо формы регулирования для отношений похожих на франчайзинг и экономическая ситуация в России в целом не давали ни малейшего шанса развитию франчайзинга в России. Поэтому на российском рынке структура франшиз по сроку предложения существенно отличается от структуры франшиз Европы и США, которые имеют значительно более длительную историю.
В
каждом государстве также существует
своя специфика, что связано с социально-экономическими,
культурно-психолгическими, правовыми
и другими факторами. Например, потребности
населения в определенных товарах и услугах
и тенденции развития той или иной отрасли
в общем влияет на общую структуру франчайзинга.
В качестве примера можно привести структуру
франшизных рынков России, Европы и США.
Понятно, что в региональном разрезе на
территории России структура будет отличаться
от общероссийской, аналогично в Европе
на территориях различных государств
и в США на территории различных штатов
(см. рис. 2.2).
Структура
рынка франшиз в 2010 г., % занимаемой доли
рынка
Рисунок
2.2
Сектор
торговли продуктами питания не занимает
ведущего места в структуре франчайзингового
рынка. Это связано в основном со спецификой
самого продукта, необходимостью установления
жестких стандартов логистики и обмена
данных, определенными трудностями исполнения
стандартов на местах и осуществлением
контрольной функции особенно в крупноформатном
и широко ассортиментом секторе. Наиболее
приемлемым для торгового франчайзинга
является сектор специализированной торговли
с ограниченным ассортиментом товаров
(например, чай, сыры, замороженные продукты
и др.). Этот вывод подтверждается не только
зарубежной практикой, но и перераспределением
в 2010 г. франшиз внутри продуктового сектора
в России в пользу специализированной
торговли (см. рис 2.3).
Розничная торговля (продукты питания)
Рисунок
2.3
Наибольшая активность наблюдалась в секторе розничной торговли непродовольственными товарами. Доля непродовольственного сектора в структуре франшиз составила в 2010 г. 52 %.
Общие тенденции в секторе непродовольственной розничной торговли по данным Федеральной службы государственной статистики статистике были положительными. Оборот непродовольственной розничной торговли в январе-ноябре 2010 г. возрос на 114,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (51 %). В 2010 г. по сравнению с 2009 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %, в торговле обувью на 84,6 %.
Это
связано как с общими тенденциями, происходящими
на рынке одежды и обуви в докризисной
ситуации, например, увеличение объемов
закупок импортных товаров, развитие собственного
производства, рост потребительской активности,
рост спроса и увеличение объемов продаж,
изменение тенденций в моде, ориентация
на фирменную торговлю, высокий уровень
конкуренции в данном секторе и т.д., так
и с меньшими затратами ресурсов и времени
на формирование сети (в отличие от других
секторов), а также наличием механизмов
осуществления контроля за работой участников
сети (см. рис 2.4).
Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в 2010 г.
Рисунок
2.4
В других секторах также происходил рост количества франшиз, при этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома.
В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием в России легального термина под франчайзингом понимают три основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. Отсутствие четких критериев франчайзинга приводит к недостоверности публикуемой правообладателями информации относительно концепции развития, и как следствие, к завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли. В 2010 г. сохранились тенденции разрыва между декларированием использования концепций франчайзинга и реальными продажами франшиз.
В 2010 г. в России активно развивался рынок общественного питания. Оборот общественного питания поданным Федеральной службы государственной статистики на ноябрь 2010 г. возрос по отношению к соответствующему периоду 2009 г. на 108,2 %. Согласно опросам общественного мнения в России в 2010 г. возрастала посещаемость заведений питания, особенно в обеденное время.
Достигшие успеха за последние несколько лет организации ориентируются на сетевое развитие. Покупка франшизы становится привлекательной для представителей малого предпринимательства в связи с рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с открытием собственной единичной точки.
В секторе питания количество франшиз по сравнению с 2009 г. возросло более чем на 30 %. На рынке появились новые концепции и новые технологии. Наблюдался рост заинтересованности в использовании марок и концепций уже существующих сетей; появились новые локальные сети. Франчайзинг в индустрии питания существенно отличается от товарного франчайзинга. В отличие от товарного франчайзинга сервисная марка связана не с конкретным продуктом, а с целым комплексом, определяющим услугу признаков. Поэтому франчайзеры используют различные марочные концепции. Если марка гарантирует набор продуктов для приготовления пищи и меню, то чем шире ассортимент меню, тем выше будут риски. Поэтому некоторые системы избирают марочную концепцию ограниченных гарантий, например, стандартный набор фирменных блюд, а не все меню. Если марка идентифицирует всю услугу, гарантируя потребителю соответствие не только продуктовую часть, но и оформление помещения, обслуживание, музыку и др., то гарантии марки распространяются на всю бизнес-систему и риски достаточно велики. Это одно из главных и видимых отличий франчайзинга бизнес-формата от товарного франчайзинга. Таким образом, вопрос стандартизации и исполнения стандартов каждым участником сети в франшизных сетях питания стоит значительно острее, чем, например, в секторе торговли.
Большим риском практически для любой сети является изменение предпочтений потребителей. Критическое отношение к вкусовым качествам продуктов, переориентация на здоровое, низкокалорийное и низко углеводное питание требует от франчайзеров новых концепций и новых технологий, оперативного введения усовершенствований и распространения их на всю сеть. Способность быстрой адаптации, особенно крупных сетей к новым требованиям потребителей позволяет и позволит сохранить в будущем приверженность клиентов к бренду и соответственно лидирующее положение на рынке питания.
Рост сетей и появление новых участников рынка сопровождается внедрением новых технологий, дифференциацией меню и обслуживания, совершенствованием качества продукта и процедур приготовления готового блюда, процессов обслуживания посетителей ресторанов, а также созданием комфортных условий для посещения ресторанов и совершенствованием программ маркетинга.
В 2010 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.
В 2010 г. применение концепций франчайзинга в этом секторе стало популярным (см. рис 2.5).
Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2010 г.
Рисунок 2.5
Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор. Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Это объясняется нематериальным характером услуги, необходимостью формирования стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широким спектром требований к менеджменту и сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями услуги. Торговая марка в секторе услуг несет потребителю информацию не о конкретном материальном продукте, а о процессе, а вернее о стандарте этого процесса, его качестве, формате оказания услуги. В отличие от товарного франчайзинга, где основным продуктом является конкретный товар и франчайзинга в питании, где системы сориентированы на технологии приготовления пиши, во франчайзинге услуг принципиально важными являются ноу-хау, а также знания и навыки сотрудников, их квалификация, личные достижения и мастерство, коммуникабельность и качество общения с непосредственными потребителями услуги.
Рост рынка в сфере услуг в 2010/2009 гг.
Рисунок
2.6
Большинство секторов сферы услуг развивалось достаточно динамично. Наиболее быстрыми темпами в 2010 г. росло количество франшиз в секторе бытовых услуг и услуг для бизнеса (см. рис. 2.6).