Фундаментальный анализ и его роль в принятии инвестиционных решений.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание

Фундаментальный анализ – это ориентированный на принятие инвестиционных решений анализ рынка ценных бумаг, направленный на прогнозирование основных параметров рынка и основанный на исследовании факторов (макро- и микроэкономических, политических, природных и т.п.), влияющих на динамику рынка.

Содержание

Содержание
Введение3
1.Теоретические основы фундаментального анализа. 5
1.1 Инструментарий фундаментального анализа 6
1.2 Использование фундаментального анализа при прогнозировании мировых цен на нефть 9
2. Факторы, влияющие на цену нефти10
2.1 Факторы формирования мирового спроса на нефть10
2.2 Факторы формирования мирового предложения нефти13
3. Прогнозирование цены нефти 18
4. Цены на нефть и экономика России 22
Заключение 26
Список литературы28

Работа состоит из  1 файл

Фундаментальный анализ и его роль в принятии инвестиционных решений.1.docx

— 65.65 Кб (Скачать документ)

Как показывает анализ динамики мирового производства нефти, ведущая  роль в увеличении мировой добычи в последние годы принадлежит  странам на территории бывшего СССР, прежде всего России. Именно они  обеспечили значительный рост добычи нефти в регионе Европы и Евразии  в 2005–2010 гг. Достаточно значительные приросты добычи были достигнуты в Африке и на Среднем Востоке, незначительный прирост имел место в Южной Америке. В других регионах наблюдалось снижение добычи нефти, связанное главным образом с природно-геологическими факторами. В целом по странам ОЭСР в последние годы наблюдается устойчивое снижение добычи нефти.

Важно заметить, что большая  часть нефти, добываемой странами ОПЕК, экспортируется (например, Саудовская Аравия экспортирует более 85% производимой нефти), тогда как в ряде других стран, например в США, добываемая нефть  либо полностью, либо преимущественно  поставляется на внутренний рынок. Поэтому  доля стран ОПЕК на мировом нефтяном рынке, то есть в мировом нефтяном экспорте, значительно выше, чем  их доля в мировом производстве. В настоящее время доля стран  ОПЕК в мировом экспорте нефти  превышает 50%, что позволяет ОПЕК определенным образом влиять на формирование мировых цен на нефть. Ведущую роль в поставках нефти на мировой рынок играют страны Среднего Востока, на которые приходится 46% мирового экспорта нефти. Российские поставки нефти за пределы стран на территории бывшего СССР составляют примерно 11,5% мирового экспорта нефти.

Существенное влияние  на объемы производства нефти оказывает  государственная политика нефтедобывающих  стран в отношении нефтегазового  сектора, в частности, политика регулирования  объемов добычи, политика лицензирования, налоговая политика, политика в отношении  доступа к экологически уязвимым районам, перспективным на нефть  и газ.

В странах ОПЕК, добыча нефти  в которых осуществляется государственными компаниями, государства непосредственно  определяют текущие объемы производства нефти компаниями своих стран  исходя из согласованных на межгосударственном уровне квот добычи. Государственная  политика в этом случае фактически является основным фактором, определяющим текущий уровень производства нефти  в стране и поставок нефти на мировой  рынок.

Страны ОПЕК, на которые  в настоящее время приходится 42% мировой добычи нефти, 51% мирового экспорта нефти и 75% мировых доказанных запасов нефти, способны оказывать  существенное влияние на мировой  рынок нефти. ОПЕК осуществляет регулирование  объемов добычи нефти странами –  членами организации с целью  поддержания желаемого уровня мировых  цен на нефть. В результате в последние  десятилетия существенно менялись как объемы добычи нефти странами ОПЕК, так и их доля в мировой  добыче нефти.

Почти 70% суммарной добычи нефти странами ОПЕК приходится на страны региона Персидского залива. Ведущую роль среди них играют Саудовская Аравия (32,4% суммарного производства нефти странами ОПЕК в 2010 г.) и Иран (12,3%). На Ирак квоты ОПЕК в последние годы не распространялись. Добыча нефти в этой стране долгое время ограничивалась международными санкциями, а в последние годы была дестабилизирована военными действиями и осуществлялась в пределах имеющихся производственных возможностей. Заметную роль в ОПЕК играет Венесуэла, осуществляющая поставки нефти в США.

В нефтедобывающих странах, добыча нефти в которых осуществляется частными нефтяными компаниями, государственная  политика в отношении нефтяного  сектора включает политику лицензирования, налоговую политику, политику в отношении  доступа к экологически уязвимым районам, перспективным с точки  зрения добычи нефти. Например, в США в 1970–1980-е годы были приняты усиленные административные меры для ускорения лицензирования перспективных зон на континентальном шельфе, находящемся в федеральной собственности. Однако впоследствии Конгресс США начал ограничивать лицензионную программу, проводя экологическую политику, направленную на предотвращение риска загрязнения окружающей среды от проводимых нефтяных операций. В результате к 1991 г. около 5 млрд барр. перспективных запасов шельфовых зон (32% суммарных ресурсов шельфа) оказались приурочены к зонам, где был установлен мораторий на нефтяные операции. Из оцененных нефтяных запасов на суше большая часть также находилась в зоне государственного моратория. Данные меры, несомненно, существенно ограничивали развитие нефтедобычи в США в 1990-е годы. В 2001 г., однако, в США началась реализация специальной программы освоения новых нефтяных площадей, которая должна позволить увеличить предложение нефти на внутреннем рынке страны за счет собственного производства.

Весьма серьезное влияние  на производство нефти оказывает  налоговая политика государства. С  целью привлечения инвестиций и  расширения производства нефти государства  совершенствуют свои налоговые системы  применительно к нефтяному сектору, обеспечивая благоприятные условия  для инвестиций и конкурентоспособность  национальных налоговых режимов  на международном уровне. Так, в Великобритании с 1993 г. был отменен специальный  налог на нефтяные доходы по новым  месторождениям, вводимым в разработку, а по эксплуатируемым месторождениям данный налог был снижен с 75 до 50%. Это позволило обеспечить рост инвестиций и увеличение добычи нефти на месторождениях Северного моря. При этом, в отличие от США, соображения охраны окружающей среды серьезно не препятствовали поисковым работам на новых площадях.

Государственная политика нефтедобывающих  стран в отношении нефтяного  сектора во многих случаях преследует не только текущие экономические, но и различные долгосрочные и внеэкономические цели, такие как достижение желаемого  уровня национальной безопасности, самообеспечение энергетическими ресурсами или минимизация импорта нефти, обеспечение надежности поставок, минимизация негативных экологических последствий.

На предложение нефти  влияют также многие другие факторы, прежде всего уровень мировых  цен на нефть, поведение нефтяных компаний, технологические факторы (появление и использование новых технологий добычи нефти), а также ряд факторов случайного характера, включая военные действия в регионах добычи нефти.

В странах, в нефтяном секторе  экономики которых преобладают  частные нефтяные компании, текущая  добыча нефти определяется исключительно  решениями самих производителей, действующих в условиях определенных геотехнологических и экономических  ограничений. Одним из важных факторов, определяющих уровень предложения  нефти, являются цены. Цены влияют на добычу через решения предприятий. Уровень  цен на нефть влияет на размер получаемых предприятием доходов и соответственно на финансовые возможности для осуществления  инвестиций. Снижение цен приводит к снижению размера инвестиций из-за низкой ожидаемой их рентабельности, а также из-за бюджетных ограничений. В то же время более низкие цены могут стимулировать мероприятия  по снижению производственных затрат и совершенствованию технологий, в результате чего инвестиционные возможности  и, следовательно, добыча нефти могут  возрасти. Важную роль при принятии решений об инвестициях играют геологические  условия, налоговая система, политические факторы.

На уровень предложения  нефти также оказывают влияние  различные факторы случайного характера, такие как военные действия в  регионах добычи нефти, ураганы, аварии, внезапно возникающие технические  проблемы, забастовки, политические беспорядки, партизанская деятельность, международные  санкции, неблагоприятные погодные условия. Некоторые из перечисленных  факторов проявляются достаточно редко (например, сокращение поставок в результате военных действий в регионах добычи нефти), но их воздействие на мировые  цены на нефть может быть чрезвычайно  сильным (например, именно такая ситуация имела место в 2010 г. во время волнений в Египте).

Военные действия в регионах добычи нефти могут иметь как  краткосрочные, так и долговременные последствия (например, падение добычи нефти в регионе в результате разрушения нефтяной инфраструктуры или  многолетнее ограничение ООН  экспорта нефти Ираком после его  вторжения в Кувейт).

 

  1. Прогнозирование цены нефти.

Перспективная динамика мировых  цен на нефть будет определяться большим числом факторов, среди которых  можно выделить рост мировой экономики, структурные характеристики мирового спроса на нефть, зависимость основных стран-потребителей от импорта нефти, энергоемкость и нефтеемкость экономики, уровень эффективности энергопотребляющих технологий, относительную конкурентоспособность других видов топлива, структурные и геологические характеристики мировых запасов нефти, структурные характеристики мирового производства и экспорта нефти, действия ОПЕК по регулированию объемов добычи нефти странами – членами организации, политику других нефтедобывающих государств в отношении нефтяного сектора, применение новых технологий разведки и добычи нефти.

Согласно последним прогнозам  Министерства энергетики США и Международного энергетического агентства ОЭСР, мировой спрос на нефть в перспективе  будет устойчиво расти, а основными  секторами роста мирового спроса на нефть будут транспорт и  промышленность. На транспортный сектор, где в настоящее время нет  альтернативных видов топлива, которые  могли бы широко конкурировать с  нефтью, придется около 60% прогнозируемого  увеличения потребления нефти в  следующие 20 лет, на промышленный сектор – большая часть остального увеличения. В значительной степени рост мирового спроса на нефть произойдет за счет азиатских стран с формирующейся  экономикой, включая Китай и Индию. На эти страны в следующие два  десятилетия придется порядка 45% прироста мирового потребления нефти, а рост спроса на нефть будет здесь наиболее высоким. Спрос на нефть в Китае, как ожидается, в ближайшие 20 лет  увеличится более чем в 2 раза, а  доля Китая в мировом потреблении  нефти существенно повысится. Экономическое  развитие в Азии будет основным фактором долгосрочного роста нефтяного  рынка.

Значительно увеличится как  объем международной торговли нефтью, так и доля международной торговли в покрытии мирового спроса на нефть. Зависимость стран ОЭСР и развивающихся стран Азии от импорта нефти будет расти. При этом нефтеимпортирующие страны будут стремиться к диверсификации источников нефтяных поставок, прежде всего к снижению зависимости от поставок нефти из политически нестабильного региона Персидского залива.

Вряд ли, однако, чрезвычайно  высокие цены на нефть будут устойчивы  в течение длительного периода  времени. Ограничения для долгосрочного  подъема нефтяных цен включают замещение  нефти другими видами топлива, маргинальные источники традиционной нефти, которые при росте цен переходят в разряд запасов, и нетрадиционные источники нефти, которые переходят в разряд запасов при еще более высоких ценах. Можно ожидать, что конкуренция на мировом нефтяном рынке останется достаточно сильной, чтобы препятствовать усилиям ОПЕК поддерживать чрезвычайно высокие цены на нефть в течение длительного времени. Конкурентные силы действуют в рамках ОПЕК, между ОПЕК и странами – не членами ОПЕК, а также между традиционной нефтью и другими источниками энергии (прежде всего нетрадиционной нефтью, природным газом и углем). На мировом рынке остается значительный потенциал увеличения добычи нефти за пределами ОПЕК.

В то же время можно ожидать, что устойчивый рост спроса на нефть, особенно в странах с формирующейся экономикой, будет поддерживать давление на нефтяной рынок, а страны ОПЕК будут способны ограничивать производство нефти в целях поддержания цен. Существенное влияние будет оказывать и рост производственных затрат на освоение новых нефтяных месторождений и истощение месторождений во многих традиционных районах нефтедобычи. В результате можно ожидать, что мировые цены на нефть в долгосрочной перспективе будут находиться на более высоком уровне, чем в последние два десятилетия до подъема цен в 2008–2010 гг.

Данные факторы создают  для России благоприятные спросовые и ценовые предпосылки для дальнейшего увеличения производства и экспорта нефти. По мере роста спроса на нефть в странах Западной и Восточной Европы и падения добычи нефти в Северном море будут расширяться возможности экспорта российской нефти в европейские страны. В то же время рост спроса на нефть в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего в Китае, а также прогнозируемое значительное усиление их импортной зависимости создают чрезвычайно благоприятные возможности для выхода России на рынки стран этого региона, прежде всего Китая, Южной Кореи и Японии, и значительного увеличения экспорта нефти в этом направлении. Расширение такого экспорта требует создания необходимой транспортной инфраструктуры, прежде всего для поставок нефти в Китай, освоения нефтяных ресурсов восточной части страны и проведения определенной налоговой политики, стимулирующей освоение новых месторождений.

В перспективной динамике нефтяных цен существует значительная неопределенность, связанная с мировым  экономическим ростом, спросом на нефть, оценкой располагаемых нефтяных запасов, долгосрочной политикой ОПЕК в отношении добычи нефти, международной политической стабильностью.

В своем последнем долгосрочном прогнозе развития энергетического  сектора экономики США, опубликованном в 2006 г.3, Министерство энергетики США констатирует значительную неопределенность в отношении перспективной динамики мировых цен на нефть. В прогнозе рассматриваются три варианта динамики мировых цен на нефть, отражающие возможные альтернативы в развитии мирового нефтяного рынка. Мировая цена на нефть определяется в прогнозе как средневзвешенная цена приобретения нефтеперерабатывающими заводами США низкосернистой легкой нефти, импортируемой в США. Такая нефть примерно соответствует сорту нефти Brent.

В базовом варианте прогнозируется, что в результате ввода в эксплуатацию новых нефтяных месторождений мировая  цена на нефть понизится с текущего уровня до 66,9 долл./барр. (в долл. 2010 г.) в 2014 г., а затем будет расти до 87 долл./барр. в 2030 г.. Повышение мировой цены на нефть после 2014 г. будет отражать растущие затраты на разработку месторождений и добычу нефти за пределами ОПЕК.

Информация о работе Фундаментальный анализ и его роль в принятии инвестиционных решений.