Государственное финансовое регулирование инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение государственного финансового регулирования инвестиций в России. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с экономической сущностью и классификацией инвестиций;
рассмотреть законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
изучить структуру инвестиций в России;
рассмотреть организацию государственного регулирования инвестиционной деятельности в России;
ознакомиться с государственной инвестиционной политикой РФ на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность и классификация инвестиций 5
2. Законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений 11
3. Структура инвестиций в России 15
4. Организация государственного регулирования инвестиционной деятельности в России 17
5. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе 24
Заключение 26
Литература 27

Работа состоит из  1 файл

Государственное финансовое регулирование инвестиций в России.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

    Экономическое значение инвестиций для государства может заключаться в развитии производства, социальной сферы, науки, международных отношений и многого другого. Инвестиции – как движение материальных средств в инфраструктуре государства способны как оживить его экономику, так и приостановить ее рост – в зависимости от их направлений.

 

     2. Законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений

    Регулирование (экономическое) — целенаправленные действия на упорядочение, налаживание, определение направлений развития экономических явлений и процессов4.

    Регулирование составляет одну из функций системы  управления на всех уровнях хозяйствования.

    Инвестиционная  деятельность в условиях перехода к  рыночной экономике нуждается в  особом государственном регулировании.

    Реформирование  осуществлялось путем либерализации  по отдельным направлениям инвестиционной деятельности, ликвидации монополии  государства на инвестиционную деятельность. Значительная часть инвестиционных операций в настоящее время уже осуществляется негосударственными фирмами и организациями (предприятиями).

    Формирование  системы государственного регулирования  инвестиционной деятельностью в  рыночных условиях происходило, как известно, под влиянием противоборства двух точек зрения преобразования экономики.

    Одни  экономисты считали, что в первый период реформирования экономики опасно проводить немедленную, быструю либерализацию экономики и переход к рынку. Нужен постепенный переход к свободному рыночному ценообразованию, к либерализации внешней торговли.

    Другая  группа экономистов, разделявших идеи «шоковой терапии», полагала, что чем быстрее и масштабнее будет проходить реформирование социалистической экономики, тем быстрее российская экономика включится в мировое капиталистическое хозяйство.

    Как показало время, те лица, которые принимали решение в российском руководстве, в большинстве случаев оказались под влиянием второй группы экономистов. В результате экономика оказалась в глубоком кризисе. Резко упала инвестиционная активность.

    В настоящее время наряду с рыночными экономическими саморегуляторами в виде категорий спроса, предложения, цены и конкуренции государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

    Прежде  всего государство оказывает  регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:

  1. посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;
  2. посредством прямого управления государственными инвестициями;
  3. принятием государственных инвестиционных программ;
  4. посредством особого регулирования государственной деятельности;
  5. экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности, в частности:
    • налогообложением;
    • участием государственных органов в инвестиционной деятельности;
    • созданием свободных экономических зон;
    • распределением и перераспределением финансовых ресурсов;
    • посредством кредитно-финансового механизма (предоставлением кредитов).

    Инвестиционная  деятельность в РФ регулируется системой законов и нормативных актов.

    В качестве законов, регулирующих инвестиционную деятельность, выступают:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Градостроительный кодекс РФ (ГсК РФ).
  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), часть первая, часть вторая и третья.

Налоговый кодекс, часть первая, часть вторая.

    Основополагающее  значение для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса в России имеют следующие законы:

  1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  2. Градостроительный кодекс РФ.
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ).
  5. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ).
  6. Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств Федерального бюджета. Утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 714.
  7. Земельный кодекс Российской Федерации5.

   Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяет:

  • основы градостроительной политики;
  • порядок разработки градостроительных нормативов и градостроительной документации;
  • права и обязанности субъектов (участников градостроительной деятельности).

    Градостроительный кодекс регулирует отношения в области территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов, капитального строительства, их реконструкции и охраны окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.

    Градостроительный кодекс определяет полномочия органов государственной власти РФ и органов субъектов РФ и местного самоуправления, права и обязанности граждан в области градостроительной деятельности, требования к градостроительной документации.

    В Гражданском кодексе РФ установлен перечень юридических лиц, в том числе для инвестиционной деятельности. Регулируются вопросы строительного подряда, подрядных работ для государственных нужд, регулируются правила расчетов.

    Через налоговое законодательство государственные  органы оказывают влияние на инвестиционную деятельность путем дифференцирования налоговых ставок и льгот. 

 

3. Структура инвестиций в России

    На  сегодняшний день российская экономика переживает кризис, что оказывает значительное влияние на все сферы жизни. Дефицит бюджета не дает правительству справиться с кризисом собственными силами, поэтому оно привлекает другие средства, кроме бюджета.

    В преодолении экономического кризиса государству помогают инвестиции, которые предназначены для развития и поднятия производства, увеличения мощностей и технологического уровня.

    Российский  рынок является привлекательным  для иностранных инвесторов, однако, из-за своей непредсказуемости он вызывает опасения у инвесторов.

    Структура инвестиций в экономике России включает в себя следующие элементы:

  • инвестиции в нематериальные активы;
  • затраты на ремонт;
  • инвестиции на приобретение объектов природопользования и земельных участков;
  • инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств;
  • инвестиции в основной капитал.

    Кроме того, различают бытовую структуру  инвестиций, которая отражает соотношение  реальных и финансовых инвестиций.

    Такая структура не дает оснований для  анализа инвестиционного процесса и его влияния на экономику страны. Отраслевая структура инвестиций показывает структуру капиталовложений по их финансовым источникам.

    Отражая роль отдельных институтов в процессе формирования инвестиционных ресурсов, она позволяет оценить финансовое положение субъектов хозяйствования.

    В рыночной системе основным источником финансирования инвестиционной деятельности являются собственные средства, использование  которых обеспечивает воспроизводство  основного капитала. В составе  собственных источников выделяют амортизационные отчисления; нераспределенную прибыль.

    Соотношение этих источников характеризует воспроизводственную  структуру инвестиций. В развитых странах существует устойчивая тенденция  снижения роли чистых капиталовложений в воспроизводство основного капитала.

    Необходимо  также отметить структуру инвестиций по форме собственности, которая  отображает преобладание инвестиционного  потока в коллективные, частные и  смешанные предприятия.

    По  данным Министерства финансов РФ, структура  инвестиций в России в 2011 году выглядит следующим образом: объем инвестиций в основной капитал составил свыше 10 триллионов рублей, из которых 25 % было направлено в транспорт и связь, 17 % – в операции с недвижимым имуществом; 16 % – в обрабатывающие производства; 14 % – в добычу полезных ископаемых6.

    По  данным, представленным на март 2010 года, общий объем иностранных инвестиций составил свыше 260 миллиардов долларов. По этому показателю Россия находится  на 17 месте в мире.

    Необходимо  отметить, что инвестиционная политика имеет огромное влияние на развития капиталовложений в стране, как государственных, так и частных. Она формирует инвестиционный климат страны и поэтому правительством оказывается ей большое внимание. Сегодня государственная инвестиционная политика направлена на обеспечение инвесторов всеми условиями для работы на рынке России.

    Государство пытается вернуть деньги в российскую экономику, что поможет дать ощутимый толчок для развития российского  производства.

 

     4. Организация государственного регулирования инвестиционной деятельности в России

    Государство для выполнения своих функций  организации регулирования инвестиционной деятельности использует как организационные методы, так и методы прямого воздействия на инвестиционную деятельность.

    Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, проводится государственными федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает7:

    1) создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности путем:

  • совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
  • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • принятия антимонопольных мер; развития финансового лизинга;
  • расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
  • проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

    2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

  • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;
  • формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
  • предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;
  • проведения экспертизы инвестиционных проектов;
  • разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
  • защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
  • предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов, конкурсов).

Информация о работе Государственное финансовое регулирование инвестиций в России