Инновационная привлекательность Удмуртской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ современного состояния дел в области разработки методик оценки инвестиционной привлекательности регионов на примере Удмуртии, выявление существующих проблем и попытка определения путей их преодоления.
Первая глава работы посвящена теоретическим вопросам. В ней раскрываются понятия инвестиционной деятельности, региона, инвестиционной привлекательности.
Вторая глава посвящена анализу инвестиционной привлекательности Удмуртской республики, выявлению ее сильных и слабых сторон, а также предложениям по совершенствованию инвестиционной политики региона.

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционная привлекательность УР.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)

     В отрасли насчитывается около 240 предприятий. Самыми крупными из них являются ОАО «Увадрев-Холдинг», ОАО «Глазовская мебельная фабрика», ОАО «Ижмебель», ЗАО МДНП «Красная звезда», ОАО «Можгинский лесокомбинат». Предприятиями лесопромышленного комплекса ежегодно выпускается около 160 тыс.куб.м. древесностружечных плит, более 15 тыс.куб.м фанеры клееной. Освоено более 30 новых видов мебели, в том числе производство фасадов мебели из МДФ. Продолжается работа по изготовлению продукции на линиях сращивания.

  • Другие отрасли промышленности. В структуре промышленности республики также функционирует ряд отраслей, значимость которых для экономики республики существенна. Это целлюлозно-бумажная, легкая, стекольная, медицинская и полиграфическая промышленности, а также промышленность строительных материалов и другие. Этими отраслями в суммарном объеме производится свыше 7% объема всей промышленной продукции Удмуртской Республики.
  • Образование и наука. Система образования и науки Удмуртской Республики представляет собой единое образовательное пространство и включает в себя около 2 тыс. учреждений, свыше 45 тыс. учителей, преподавателей и научных работников, свыше 420 тыс. обучающихся и студентов. Подготовку специалистов высшей квалификации ведут 5 высших учебных заведений: Удмуртский государственный университет (УдГУ), Ижевский государственный технический университет (ИжГТУ), Ижевская государственная медицинская академия, Ижевская сельскохозяйственная академия и Глазовский педагогический институт. В вузах обучается около 70 тыс. студентов, работают 296 докторов наук, 1382 кандидатов наук.

     На  территории республики функционирует  Удмуртский научный центр Уральского отделения Российской Академии Наук, в составе которого 5 институтов, лаборатория и научно-образовательный центр. В учреждениях центра работают 460 сотрудников, в т.ч. свыше 240 научных работников, 50 докторов и 125 кандидатов наук, многие из которых являются лауреатами премий в области науки, заслуженными деятелями науки и техники, имеют государственные награды и знаки отличия.

     С целью более эффективного взаимодействия науки, власти, бизнеса, поддержания  научной деятельности и применения её в экономике республики в 2005 году был открыт «Дом Учёных» Удмуртской Республики.

     Все более широкое распространение  находят новые формы обучения с углубленным изучением тех или иных предметов: лицеи, колледжи, гимназии. Интересен опыт дистанционного обучения школьников по специально разработанным методикам и программам ведущих вузов страны.

     Высшие  учебные заведения имеют широкие  международные связи. Так, на договорной основе ИжГТУ сотрудничает с техническими университетами Чехии и Словакии, Китая, УдГУ – с университетами США, Южной Кореи, Китая, Германии, Великобритании.

     Удмуртская  Республика проводит активную политику установления и развития торгово-экономических, научно-технических и культурных связей как с зарубежными странами, так и с регионами Российской Федерации.

     Удмуртская  Республика имеет договорные отношения с 78 субъектами Российской Федерации. Торгово-экономические отношения осуществляются с 86 субъектами Российской Федерации. Наибольший объем продукции поставляется в г. Москва, г. Санкт-Петербург, Пермскую, Самарскую, Свердловскую и Челябинскую области. Основная вывозимая продукция - легковые и грузовые автомобили, прокат черных металлов, бытовая мебель, мясо и птица.

     Несмотря  на умеренный промышленный потенциал  Удмуртии можно сделать вывод  – основными наиболее привлекательными для потенциальных инвесторов отраслями остаются сырьевые производства и строительство. 
 

    1.   Основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности региона
 

       Каждый  субъект Российской Федерации законодательно регламентирует инвестиционную политику в своем регионе. На основании принятых законов и приложений к нему устанавливаются принципы взаимодействия участников инвестиционных проектов и органов государственной власти. Определяются задачи и перспективы развития как отдельных отраслей региона так и внутренней и внешней экономической деятельности республики, области, края и т.д.

       Закон Удмуртской Республики «О государственной  инвестиционной политике УР» был  подготовлен и принят Государственным Советом Удмуртской Республики 14 июня 2006 года23.

       Инвестиционная система Удмуртской Республики включает в себя государственную и негосударственные инвестиционные системы республики, Инвестиционные системы муниципальных образований Удмуртской Республики, а также инвестиционную систему семьи.

       Составные части инвестиционной системы Удмуртии имеют свою структуру, функции, которые обеспечивают их деятельность в рамках инвестиционной системы на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, а также договоров между федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в интересах социально-экономического развития Удмуртской Республики.

     Стратегической  целью государственной инвестиционной политики является создание такой инвестиционной системы Удмуртской Республики, которая способна привлекать и осваивать инвестиционные ресурсы в объемах, необходимых для повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения стабильного социально-экономического развития Удмуртской Республики. Таким образом, мы видим: правовая, юридическая база инвестиционной политики Удмуртской республики является надежным инструментом, гарантирующим стабильную инвестиционную привлекательность региона.

 
 
    1. Вектор  инновационного развития региона
 

     В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» в области инновационной политики на 2012 год поставлены следующие цели и задачи.

     В области инновационной деятельности предстоит решать важнейшую задачу - создать правовые и организационные условия для ускоренного обновления основных фондов, обеспечения эффективного взаимодействия науки и производства, активного внедрения наукоемких разработок и технологий, что будет способствовать переводу промышленности на инновационный путь развития.

     Необходимо  создать эффективно действующую  инновационную инфраструктуру, что  обеспечит интеграцию ресурсов субъектов  науки, промышленности, среднего и малого бизнеса, позволит осуществить организационную, координационную, информационную, нормативно-правовую, консалтинговую, научно-техническую, идеологическую и финансовую поддержку инновационной деятельности с учетом укрепления межрегиональных и международных экономических и гуманитарных связей.

     Для повышения конкурентоспособности  экономики необходимо эффективно использовать инновационный потенциал научных  организаций, вузов, предприятий, бизнеса; стимулирование коммерциализации результатов  их интеллектуальной деятельности. Это  позволит сформировать портфель инновационных проектов Удмуртской Республики и реализовать из них экономически эффективные. Предстоит создание новых инновационных предприятий в научно-технической сфере, организация всесторонней поддержки перспективных инновационных проектов.

     Активизации инновационной деятельности в Удмуртской Республике будет способствовать формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной  деятельности.

     Предстоит сформировать условия для эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества в инновационной сфере, для развития конкурентной среды в предпринимательском секторе экономики, для совершенствования взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним предпринимательством, для стимулирования развития частного инновационного предпринимательства и повышения конкурентоспособности бизнеса.

     Промышленность. Главной целью промышленной политики на среднесрочную перспективу является формирование динамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса, ориентированного на использование инноваций, обеспечивающего интеграцию Удмуртской Республики в современную мировую экономику.

     Предусматривается работа по следующим приоритетным направлениям:

     - развитие высоконаучного производственного  потенциала и наукоемкой экономики;

     - переход на инновационный путь  развития, включающий в себя: создание  интегрированных структур; развитие  новых отраслей на базе перечня  критических технологий в Удмуртской  Республике;

     - создание правовых и организационных  условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, для активизации привлечения внебюджетных средств в реализацию наиболее эффективных инновационных проектов, для обеспечения эффективного взаимодействия науки и производственных секторов экономики на всех стадиях инновационной деятельности, для полного использования научно-технического потенциала организаций и внедрения наукоемких разработок и технологий;

     - стимулирование развития приоритетных  отраслей промышленности, обеспечивающих  наибольший вклад в удвоение  валового регионального продукта, создания финансово-промышленных групп, кластеров, других объединений субъектов хозяйственной деятельности, способных стать субъектами промышленного развития, эффективно осуществлять инвестиционные проекты и обладающих высокой конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках;

     - предоставление государственной  поддержки инвестиционной, инновационной,  маркетинговой и природоохранной  деятельности промышленных предприятий;

     - содействие в реализации совместных  интересов предприятий Удмуртской Республики по разработке инвестиционных проектов.24.

2.4        Развитие предпринимательства в регионе 

     Для Удмуртской республики, входящей в категорию проблемных регионов с кризисным социально-экономическим состоянием из-за последствий конверсии ВПК (гражданские предприятия составляли в 1992 году только 3% всего промышленного потенциала республики), развитие предпринимательства являлось одним из ключевых направлений структурной перестройки экономики региона. В настоящее время в сфере услуг работает 53,9% общей численности занятого населения, где производится более 47% валового регионального продукта.

     Низкая  эффективность государственной  поддержки на региональном уровне не позволила активизировать процессы развития малого бизнеса. По уровню «насыщенности» малыми предприятиями республика находится ниже общероссийских показателей и показателей Уральского региона. В Удмуртии уровень «насыщенности» составляет 3,3 малых предприятия на 1000 человек населения. В России в среднем - 6-7, в Москве - 25-27 малых предприятий, в странах ЕЭС - 45, в Японии - 49, в США - 74.

     Анализ  тенденций развития малого предпринимательства  в сфере услуг республики свидетельствует  о том, что наибольший импульс  развития получили те виды услуг, где  возможны быстрая оборачиваемость капитала, высокая норма прибыли, спекулятивные операции на разнице цен внешнего и внутреннего рынка, низкая удельная капиталоемкость производства услуг. Региональная ориентация малого предпринимательства в основном нацелена на розничную торговлю и общественное питание.

     Система трудовых отношений на предприятиях малого бизнеса не соответствует  принципам и формам оплаты труда, характерным для рыночной экономики. В основном отсутствуют тарифные соглашения между предпринимателями и профсоюзами, цена труда занижена при достаточно высокой его доходности.

     На  республиканском и муниципальном уровне отсутствует объективная аналитическая информация об имеющихся тенденциях развития малого и среднего предпринимательства, оценке финансово-экономического состояния малых предприятий как в отраслевом, так и территориальном разрезе. Такая ситуация отрицательно сказывается на разработке основных стратегических направлений развития предпринимательского потенциала сферы малого и среднего бизнеса и экономики региона в целом.

     Но  стоит отметить, что на сегодняшний день в рамках реализации республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2013 годы бюджет Удмуртии получит из федерального бюджета субсидию в размере 88,8 млн. руб25. Данные средства буду предоставлены Удмуртскому государственному фонду поддержки малого предпринимательства на развитие системы микрофинансирования субъектов малого бизнеса, создание, развитие и обеспечение деятельности фондов и других микрофинансовых организаций данного сегмента бизнеса. 
 

Информация о работе Инновационная привлекательность Удмуртской республики