Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание

Международное движение капитала основано на его международном разделении как одного из факторов производства - исторически сложившимся или приобретенном сосредоточении капитала в различных странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.
Международное разделение капитала выражается не только в различной обеспеченной стран накопленными запасами материальных средств для производства товаров, но и в различных исторических традиций и опыта производства и уровней развития товарного производства, рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие достаточных сбережений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…………..…….5
1. Иностранные инвестиции: сущность, классификация и формы ………….………...6
1.1.Сущность иностранных инвестиций………………………………..…….…..……….6
1.2.Классификация и формы иностранных инвестиций ….…….……………..9
2. Иностранные инвестиции: мировой опыт……………………………..………….......14
2.1. Влияние прямых иностранных инвестиций на страны в современной экономике ……….14
2.2. Зарубежный опыт привлечение иностранных инвестиций на примере Республики Хорватии ………16
3. Привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь и его динамика. ……………...…….…19
3.1 Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь. …………………………….…...19
3.2. Анализ показателей динамики иностранных инвестиций в Республику Беларусь. ……………………………..22
3.3. Направления совершенствования механизма привлечения инвестиций в Республику Беларусь………….………26
Заключение………………………………………………………...……………....……....32
Список использованных источников…………………...……………..…………………33
Приложения………………………………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Иностанные Инвестиции.docx

— 167.98 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, общую стратегию по реформированию ПИИ-политики и инвестиционного  климата для Республики Беларусь Шмарловская Г.А. и Петрушкевич Е. предлагают поделить на мероприятия кратко-, средне- и долгосрочной перспективы [19].

    Краткосрочные и среднесрочные мероприятия  реформирования ПИИ-политики и инвестиционного  климата целесообразно основывать на мероприятиях, улучшающих институциональные  условия привлечения ПИИ. Долгосрочную стратегию – на совершенствовании  экономических факторов привлечения  ПИИ, так как экономические факторы  меняются сравнительно медленнее и  имеют значительный временной лаг.

    В число краткосрочных и среднесрочных мероприятий по реформированию ПИИ-политики и инвестиционного климата следует, прежде всего, включить:

    осуществление дальнейшей либерализации экономики  за счет средней и малой приватизации, развития предпринимательства и  конкурентной среды под контролем  отдельного министерства, демонополизации  отраслей путем допуска в них  крупных ТНК на конкурентной основе, постепенной либерализации ценообразования;

    преобразование  системы государственного регулирования  экономики за счет пересмотра и значительного  упрощения системы налогообложения, снижения степени бюрократизации в  стране, облегчения процесса применения санкций за нарушение условий  и порядка ведения бизнеса, а  также стимулирование участия негосударственных  отраслевых ассоциаций в регулировании  отраслей;

    совершенствование инвестиционного законодательства для защиты иностранных инвестиций (введение в инвестиционный Кодекс Республики Беларусь положений о национальном режиме, о справедливом и равноправном режиме; уточнение условий национализации, экспроприации и реквизиции и условий компенсации; уточнение условий компенсации в случаях непрямой экспроприации; введение положения об односторонней гарантии всем иностранным инвесторам права обращения за разрешением инвестиционных споров в международный арбитраж только после существенного сокращения количества административных требований и разрешительных процедур при осуществлении экономической деятельности, которые могут стать причиной непрямой экспроприации);

    законодательное предоставление возможности иностранным  компаниям открывать отделения  на территории Республики Беларусь, усовершенствовать  условия участия инвесторов в  приватизации и др.;

    В долгосрочную стратегию реформирования ПИИ-политики и инвестиционного климата целесообразно включить следующие компоненты:

    совершенствование торговой политики и региональной интеграции (в том числе со странами Евросоюза);

    модернизация  инфраструктуры;

    развитие  страховых услуг и финансового  сектора, что способствует реализации наиболее эффективных и прибыльных проектов, а также консалтинговых и других деловых услуг;

    совершение  корпоративного управления, которое  непосредственно влияет на эффективность  финансового рынка, доверие инвесторов (в том числе миноритарных);

    развитие  человеческого капитала за счет: реформирования системы высшего образования  для обеспечения возможностей двусторонних и многосторонних обменов на уровне студентов и преподавательского состава в сотрудничестве с вузами развитых стран и быстрорастущих экономик; создания программ обучения в вузах с двойным дипломом; стимулирование знаний иностранных  языков населением; введение системы  льгот для национальных компаний и компаний с иностранным капиталом, которые постоянно заботятся  о повышении квалификации персонала; поощрения разработки тренинговых  программ, программ переквалификации для работников конкретных отраслей, входящих в число приоритетных; привлечения  иностранных авторитетных образовательных  учреждений с целью открытия специализированных образовательных и исследовательских  центров (наиболее полезен для адаптирования  в Республики Беларусь опыт Сингапура, Малайзии, Чехии, Польши):

    ежегодное проведение мониторинга изменений  ПИИ-политики и инвестиционного  климата по трем направлениям: отслеживание эффективности ПИИ-политики (динамика и структура потоков, форм, способов прихода прямых иностранных инвестиций; эффекты прямых иностранных инвестиций в стране; сбалансированность ограничительных  и стимулирующих инструментов политики привлечения прямых иностранных  инвестиций и смежных видов экономической  политики; соответствие инвестиционного  и смежного законодательства задаче привлечения эффективных ПИИ); мониторинг инвестиционного климата (на основе анализа международных рейтингов  и сравнительных исследований, спроса руководителей коммерческих организаций  с иностранными инвестициями и представительств); оценка и мониторинг потенциала привлечения  ПИИ (отслеживание конкурентной позиции Республики Беларусь по привлечению ПИИ, мониторинг конкурентоспособных отраслей в национальной и мировой экономике и возможность их развития с помощью ПИИ, выявление потенциальных стран-инвесторов).

    Мировая экономика демонстрирует новые  тенденции в отношении направлений  прямого инвестирования ТНК под  влиянием мирового кризиса, согласно которым  Республика Беларусь находится в  окружении наиболее привлекательных  стран с транзитной экономикой.

    Таким образом, с учетом оценки условий  привлечения в Республику Беларусь эффективных ПИИ, которые будут  создавать новые производства с  новыми технологиями, включая тем  самым экономику в международные  производственные сети, необходимо реформировать  инвестиционный климат, прежде всего  за счет целостной и последовательной системы мероприятий в области  ПИИ-политики и в других сферах экономического регулирования, составляющих основы инвестиционного  климата, т.е. целесообразно создать стратегию реформирования ПИИ-политики и инвестиционного климата в Республике Беларусь. Причем при ее реализации огромное значение будет иметь скорость осуществления мероприятий и постоянное отслеживание их результативности [19]. 

 

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Привлечение национальных и  иностранных инвестиций является крайне важным для современной  белорусской экономики. Наличие  достаточных инвестиционных ресурсов, в первую очередь, позволит произвести модернизацию существующих производственных фондов, а также создать новые  высокотехнологичные предприятия, что положительно отразится на экономическом  росте страны.

    Современный этап экономического развития Республики Беларусь характеризуется целым  рядом позитивных изменений, благодаря  которым наблюдается улучшение  инвестиционного климата в стране. Несомненным достижением является присвоение Беларуси рейтинговым агентством Moody’s инвестиционного рейтинга, хотя ведущие агентства Standard & Poor’s и Fitch все еще рекомендую вкладывать средства в Беларусь только с целью проведения спекулятивных операций. Следовательно, оценка международными агентствами инвестиционного климата в Беларуси является достаточно низкой, что требует осуществления целого ряда мер по улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь.

    По  итогам анализа факторов, влияющих на инвестиционный климат, и современного политического и экономического состояния Республики Беларусь представляется возможным проведение следующих  мероприятий по улучшению инвестиционного  климата в России: обеспечение  политической стабильности и последовательности реформ в стране,  налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, развитие фондового рынка и стимулирование сохранения национального капитала в стране.

    В заключение хочется отметить, что  инвестиции представляют собой сложный  механизм, способный в значительной степени увеличить экономический  потенциал государства. Поэтому  успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию социально-экономических реформ и  экономическое развитие страны в  целом.

 

    

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3 томах. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Центр кадрового развития. Том 2. - под общ. ред. В.И. Видяпина. - Информационно-издательская фирма "Триада", М., 2006 г.
  2. Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. - М.: Буквица, 2003г.
  3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции / М.: Дашков и К, 2005 г.
  4. Иностранные инвестиции в экономику Хорватии [Электронный ресурс]. – Хорватия. Info – Режим доступа: http://www.horvatia.info/page.php?id=41 – Дата доступа: 21.11.2005.
  5. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З.
  6. Инвестиционная политика Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Министерство экономики – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/investors/lgoty-preferencii. – Дата доступа: 29.08.2011.
  7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник  - Под ред. Л.Н. Красавиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006г.
  8. Международные экономические отношения: Учебное пособие. И.А.Филиппова - Ульяновск: УлГТУ, 2006г. – с.183.
  9. Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://invest.belarus.by/ru/ – Дата доступа: 23.010.2011.
  10. Обзор инвестиционной политики Республики Беларусь ООН – [Б. м: б. и.], 2009. – XII, 130с.
  11. Петрушкевич, Е. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экон. Республики Беларусь//Банк. вестник. – 2009. - №2. – с.30-35.
  12. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. и др. Инвестиции: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004.
  13. Познякова, А. Особенности привлечения ПИИ в Хорватии / А. Познякова // Банкаўскі веснік. – 2011. C. 40-46.
  14. Поступление иностранных инвестиций в  Республику Беларусь [Электронный ресурс]. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/main.php. – Дата доступа: 19.06.2011.
  15. Раковец, А.А. Иностранные инвестиции как элемент развития инновационной экономики//Вестник БГЭУ. – 2010. - №2. – с.35-40.
  16. Сидоров, А.А. Инвестиции: статистический ежегодник. Мн.: 2011.–633с.
  17. Хазанович, Э.С. Иностранные инвестиции: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 320 с.
  18. Шабловская, Т.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь: финансовый аспект / Т.В. Шабловская // Потреб. кооперация (Республика Беларусь). – 2009. - № 1. – С. 60-63.
  19. Шмарловская, Г.А. Стратегия реформирования инвестиционного климата Республики Беларусь/Г. А. Шмарловская, Е. Н. Петрушкевич//Вестник БГЭУ. – 2010. - №2. –

с.5-11. 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по странам-инвесторам

      2006 2007 2008 2009 2010
Миллионов $ США
Всего 4036,1 5421,9 6525,9 9303,7 9085,5
В том  числе:      
Австрия 276,7 594,3 945,6 931,7 912,3
Виргинские  острова,

Британские

67,5 57,6 112,4 47,1 17,9
Германия 401,7 309,7 116,8 59,7 70,9
Кипр 243,7 376,9 555,7 536,5 316,3
Латвия 151,0 148,4 97,7 58,9 52,3
Нидерланды 49,3 123,6 118,6 439,3 315,6
Россия 398,7 1818,3 2167,0 6076,6 6555,0
Соединенное Королевство 1445,3 860,7 713,9 467,7 280,2
США 80,1 69,6 61,9 53,9 70,1
Швейцария 529,4 606,4 1225,4 371,2 103,6

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики РБ