Иностранные инвестиции и их влияние на состояние государственных финансов

Автор работы: Лиана Хазиева, 30 Июля 2010 в 19:16, контрольная работа

Описание

Преодолеть экономический кризис государству призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Тема иностранных инвестиций в России, их влияния на состояние государственных финансов является на сегодняшний день весьма актуальной. Экономика России еще не полностью преодолела негативные последствия кризиса. Многие исследователи связывают возможные существенные изменения в экономике страны с иностранными инвестициями.
Целью данной курсовой работы является исследование механизмов прямого и косвенного воздействия иностранных инвестиций на состояние государственных финансов в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ………………………………….....4
1.1 Понятие иностранных инвестиций: сущность, источники и виды….…….4
1.2. Государственного регулирования иностранных инвестиций...………….7
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОСТОЯНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ……………………………...…………….10
2.1. Особенности государственных финансов………………..……………….10
2.2. Прямое влияние иностранных инвестиций на состояние
государственных финансов………………………………….…………………12
2.3. Косвенное влияние иностранных инвестиций на состояние
государственных финансов…………………………………………………….14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ… …………….18
Заключение……………………………………………………………...…………..21
Список литературы………………………………………………………...……….22
Приложения

Работа состоит из  2 файла

приложения.doc

— 120.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

к.ин инвест.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

    Для иностранного капитала разрешаются  все сферы деятельности, кроме  тех, которые сохранены исключительно  для государственных предприятий. Банковская и страховая деятельность, а также покупка государственных ценных бумаг требуют представления лицензий. В отношении земли и природных ресурсов предусматривается только право пользования.

ГЛАВА 2. Влияние Иностранных инвестиций на состояние государственных финансов

 

2.1. Особенности  государственных финансов

     Государственные (публичные) финансы – это система  денежных отношений по поводу формирования и использования фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций.

       Государственные и муниципальные  финансы включают: бюджетную систему,  целевые внебюджетные фонды и  государственный кредит. Рассмотрим, что представляют собой эти элементы, за счет каких источников они функционируют.

     Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды. Налоговые доходы включают в себя прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала; налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда; налоги на товары и услуги; налоги на имущество; платежи за использование природных ресурсов; прочие налоги, сборы и пошлины. К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Безвозмездные перечисления включают поступления от нерезидентов; от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления); от государственных внебюджетных фондов; от государственных предприятий и учреждений; от наднациональных организаций.

     К доходам внебюджетных фондов относятся  специальные целевые налоги и  сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

     Рассмотрев  основные источники функционирования двух составляющих государственных финансов, можно сделать вывод о том, что основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. Необходимо признать, что инвестиции в экономику, как внутренние, так и внешние, стимулируют развитие народного хозяйства, экономический рост. Таким образом, посредством перелива капитала, функционирует механизм косвенного влияния иностранных инвестиций на состояние государственных финансов.

     Следует, однако, заметить, что иностранные инвестиции могут оказывать и прямое, непосредственное воздействие на состояние публичных финансов. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит,  функционирование которого в свою очередь ведет к образованию государственного долга.

     Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на доходную часть бюджетов и внебюджетных фондов, внешний долг страны, а следовательно, и на состояние публичных финансов.

2.2. Прямое  влияние иностранных инвестиций  на состояние государственных  финансов

     Как уже отмечалось выше, иностранные инвестиции могут оказывать прямое воздействие на состояние государственных финансов. Это воздействие осуществляется, прежде всего, через систему государственных заимствований, а именно, через вложения иностранных инвесторов в государственные ценные бумаги и непосредственные кредиты, выдаваемые Российской Федерации иностранными государствами и международными организациями.

     В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Внешний долг непосредственно связан с воздействием иностранных инвестиций на государственные финансы. Внешние долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ; международных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.

     Возможны  различные пути значительного сокращения внешнего долга. Сокращение внешнего государственного долга путем конверсии означает превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

     Существует  значительное разнообразие инструментов еврорынка. Тем не менее, отечественные  компании и государство до сих  пор прибегали к выпускам на международном рынке капиталов только еврооблигаций. Еврооблигации – это облигации, эмитированные на международном фондовом рынке и деноминированные в евровалютах – иностранных валютах по отношению к стране-эмитенту. Если облигации размещаются  одновременно на еврорынке и на национальном рынке (одном или нескольких), они называются глобальными. Облигации одной эмиссии, предлагаемые к продаже одновременно в нескольких государствах в национальных для них валютах, называются параллельными.

     Еврооблигации размещаются среди зарубежных инвесторов и используются для долгосрочного кредитования. Они очень похожи на облигации, эмитируемые государством и компаниями на внутреннем рынке, так как характеризуются низкими процентными ставками и сохранением неизменными долей акционеров.

      После размещения еврооблигаций на первичном  рынке, они могут котироваться  и  на  вторичном.  Чаще всего еврооблигации   эмитируются в форме на предъявителя, что делает их более привлекательными для инвесторов.  Еврооблигации могут приносить постоянный процент или эмитироваться в форме полисов с плавающим процентом.

     Около 2/3 эмиссий еврооблигаций приходится на транснациональные корпорации. Правительство, правительственные организации  международные организации эмитируют  около 1/3 еврооблигаций. Если в качестве эмитентов выступают правительственные агентства или местные органы  власти, необходимы гарантии центрального правительства.

2.3. Косвенное влияние иностранных инвестиций на состояние государственных финансов

     В звене финансов хозяйствующих субъектов формируется основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государствам правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также доходы внебюджетных фондов. Таким образом, посредством перелива капитала, функционирует механизм косвенного влияния иностранных инвестиций на состояние государственных финансов.

     В целом в динамике притока иностранных  инвестиций в экономику России с 1990 по 1998г. сохранялась тенденция  к росту ежегодных вложений. В  частности, размер ежегодных капиталовложений возрос с 0.4млрд. долл. в 1991 до 12.4 млрд. долл. в 1997г. После финансового кризиса в августе 1998г. ежегодный приток иностранных инвестиций несколько сократился. В 1999г. в экономику России поступило 9.56 млрд. долл. иностранных инвестиций. (Приложение 1).

     В результате отмеченных процессов (различий в динамике прямых, портфельных и прочих инвестиций) с начала 90-х гг.. в России происходили изменения в соотношении между прямыми, портфельными и прочими иностранными валютными инвестициями. Об этом свидетельствует данные Приложения 1.

     Анализ  данных позволяет выделить следующие  характерные тенденции в соотношении  инвестиций:

  • снизился (по 1998 г. включительно) интерес у иностранных инвесторов к прямым инвестициям, затем их удельный вес в 1999 г. Вырос, однако затем вновь сократился – с 40,4% в 2000 г. До 20,2% в 2002 г., однако к 2006 г. Произошло увеличение их удельного веса – 28,4%, в 2008 году в российскую экономику пришло 5,585 млрд долларов прямых инвестиций, поступивших - это на 42,8% ниже, чем в 2007 году.
  • Даже при общей весьма незначительной доле портфельных инвестиций в совокупном объеме иностранных инвестиций характерно было уменьшение удельного веса портфельных инвестиций (при небольшом росте 1995-1998 гг.), а затем его небольшой рост в 2000-2001 гг., в 2002-2003 гг. снижение до 1,4%, а к 2006 г. – рост до 5,2%, объем портфельных инвестиций в 2008 снизился на 37,5% - до 123 млн долларов по сравнению с предыдущим годом.
  • Существенный рост до 1998 г., снижение в 1999 г., а затем снова значительный рост доли прочих иностранных инвестиций (с 55,1% в 1999г. До 77,4% в 2002г.), хотя  к 2006 г. эта доля сократилась до 69,4%, она тем не менее остается существенно большей долей прямых и портфельных инвестиций, в 2008 г. прочие инвестиции снизились на 21,3% - до 11 млрд 547 млн долларов по сравнению с 2007.

     Современный финансовый кризис 2008 года в российской экономике повлек за собой как общее сокращение всех видов инвестиционных поступлений в страну, так и свертывание, и замораживание конкретных инвестиционных программ. Данные, приводимые в таблице, скорее всего, дают основания говорить о массовом уходе иностранных инвесторов с российских рынков капитала.

    По  состоянию на конец 2008г. накопленный  иностранный капитал в экономике России составил 264,6 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 51,6% (на конец 2007г. - 50,2%), доля прямых составила 46,3% (46,7%), портфельных - 2,1% (3,1%).

     Основные  страны-инвесторы в 2008г. - Кипр, Соединенное  Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран  приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. (Приложение 2)

     В 2008г. в экономику России поступило 103,8 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. В I квартале 2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов США (больше на 6,1%), в IV квартале - 28,0 млрд.долларов США (меньше на 15,2 %).

     В настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления). В последние годы резко возрос интерес к развитию средств связи и телекоммуникаций. По количеству крупных проектов, инвестируемых в этих отраслях, наша страна является одним из мировых лидеров. (Приложение 3)

     В российскую нефтегазовую отрасль вложено  больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

     В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую активность проявляют американские, французские, английские, немецкие, канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы.

     С участием американских фирм "Conoco", "Exxon", "Underman Smith", "Oxidental", "Fibro Energy", "Petrohunt", "O'Connor", "Bintone Oil&Gaz", французской фирмы "Total", немецкой фирмы "Deminex", канадской фирмы "Canadian Frackmaster" и ряда других уже создано более 30 совместных предприятий по добыче нефти.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их влияние на состояние государственных финансов