Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:18, курсовая работа
В своей курсовой работе я пытался объяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций. Я сделал попытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций…………...4
1.1. Сущность инвестиций и их формы………………………………..4
1.2. Источники инвестиций……………………………………………..8
1.2.1. Внутренние источники инвестиций………………………8
1.2.2. Внешние источники инвестиций………………………...11
2. Инвестиционая деятельность в Республике Беларусь и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
2.1. Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные
проекты в Республике Беларусь ……………………………………….15
2.2. Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный климат Республики Беларусь……………………………..21
2.3. Деятельность СЭЗ на территории Республики Беларусь………...29
Заключение……………………………………………………………………..31
Библиография…………………………………………………………………..34
Приложение 1…………………………………………………………………..
СП "МАЗ-МАN"
стало первым в Республике Беларусь
отечественным производителем седельных
тягачей европейского класса, соответствующих
требованиям европейских правил
и директив, в том числе правилам
ЕЭК ООН по нормам, регулирующим
уровень выхлопа и шумности. В
настоящее время завод
Автомобили МАЗ-МАN представляют на рынке качественно новый уровень техники, производимой в Республике Беларусь, соответствующей всем действующим и перспективным европейским требованиям. Перед СП "МАЗ-МАN" стоят задачи по освоению автомобилей МАЗ-МАN самого различного направления, увеличению производства автомобилей до 600 единиц в год, модернизации производственных мощностей, усовершенствованию контроля качества продукции, выходу на рынки дальнего зарубежья (Африка, Азия, Западная Европа).
В настоящее время основным законодательным актом, регулирующими привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь» (Закон от 22.06.2001 № 37-З, в редакции Закона от 05.08.2004 № 313-З). Республикой Беларусь заключено 28 международных двусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы и правовые гарантии.
Ни для кого не секрет, что страны с переходной экономикой обладают большой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено прежде всего тем, что в развивающейся экономике легче получить высокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов являются крупные предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации. По оценкам экспертов, потребность белорусской экономики во внешних инвестициях до 2010 года эквивалентна $13 млрд.
Согласно версии
правительства, в республике созданы
благоприятные условия для
И несмотря на кажущееся благополучие в настоящее время около двух третей в общем объеме инвестиций в основной капитал Министерства промышленности, составляют собственные средства предприятий и кредиты банков. Так может, следовало бы задуматься, так ли уж привлекательны наши предприятия для иностранных инвесторов. Ведь не каждого из них заставишь "тащить на себе" социальную сферу предприятия, да и волокита с оформлением документов многих пугает. Но, однако, находятся люди, готовые вложить свои деньги в нашу экономику. Они (иностранные инвесторы) хотят получить под свое развитие на новом рынке определенные гарантии и взамен готовы предоставить себя «принимающей стороне» в качестве налогоплательщика, мецената и благотворителя. Единственное, что нужно инвестору, так это не мешать ему развиваться.
Белорусские власти не против прихода в страну крупных иностранных инвесторов. Как показывает пример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения ИП и СП от налогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственное законодательство и как реально оно выполняется. Но именно по этим критериям рейтинг Беларуси остается едва ли не самым низким даже среди стран СНГ. После распада СССР молодые независимые государства очень быстро увидели, что без финансовой помощи Запада (или Востока - для кого как) справиться с нарастающими экономическими проблемами им не удастся. В 90-е годы в погоне за инвестициями буквально все правительства пытались строить отношения с инвесторами по схеме: мы вам - льготы, вы нам - деньги. Какие-то капиталы действительно были ввезены, но далеко не в том объеме, а главное, отнюдь не того "качества", на которые делался первоначальный расчет. Даже свободные экономические зоны, созданные на территории постсоветских республик, не оказали действительно серьезного влияния на динамику их экономического развития.
Но наши соседи
никогда не считали свою экономическую
модель идеальной. Там проводились
реформы, причем в сфере инвестиционного
законодательства они были наиболее
радикальными и западно-ориентированными.
В результате к началу нового века
в России и на Украине режим
инвестиций для иностранных и
отечественных инвесторов стал практически
одинаков. Не пользуются инвесторы
и какими-то особыми привилегиями.
Если таковые и могут
Беларусь же,
объявив о своей новой
Фактически не
реализуется и другая предусмотренная
Инвестиционным кодексом и имеющая
важное значение для крупных инвесторов
возможность заключения инвестиционного
договора. Таким образом складывается
довольно странная ситуация, когда
в стране, с одной стороны, существует
современное инвестиционное законодательство,
вполне привлекательное для
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и коррупция. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Помимо ущерба в результате направления не по адресу ресурсов и долларовых инвестиций, которые оказываются в карманах чиновников, коррупция является сильным отпугивающим фактором для зарубежных инвесторов.
Часто любое
поступление средств из-за рубежа,
кроме гуманитарной помощи, расценивается
как инвестиции. Однако инвестиции
- это только долгосрочные вложения
капитала. Нельзя считать внешними
инвестициями кредиты, так как заемные
средства должны быть возвращены. Результат
использования средств
Международными
финансовыми организациями
По показателям оценки внешнего долга, Беларусь относится к группе стран с наименьшей закредитованностью. По данным 2000 г., отношение внешнего долга к ВВП у нас составило 7,12%, к экспорту товаров и услуг - 11%. В России эти показатели - соответственно были 69,5% и 137%, в Украине - 32,5% и 57,1%. Беларусь аккуратно рассчитывается по таким долгам и с этой стороны достаточно привлекательна для кредитования, особенно при наличии правительственных гарантий.
В настоящее
время часто говорят о
В середине 90-х
годов издержки производства промышленной
продукции в России и у нас
были выше, чем в Японии в 2,8 раза,
США - в 2,7, Франции, Германии, Италии - в
2,3, Великобритании - в 2 раза. Даже если
нашим рабочим зарплату вообще не
платить, то ценовой конкуренции
все равно не получается, так как
прочие издержки существенно выше,
чем в других странах. Так за счет
чего сохраняется
Высокие издержки в промышленности наших стран принято объяснять отставанием в технологии, изношенным оборудованием и соответственно большими затратами энергии, перерасходом сырья и материалов. Несомненно, все это имеет место. Но, кроме того, природные условия Беларуси и тем более России значительно более суровые, чем в Европе, в том числе северной. Отопительный сезон в Беларуси длится полгода. В большинстве европейских стран средняя температура января выше нуля. Влияние климата на экономику выражается в несоизмеримо более высоких затратах на отопление жилья и производственных помещений, на поддержание нормального течения технологических процессов. Это удорожание в несколько раз расходов на фундамент и стены при строительстве. Глубина промерзания почвы в Беларуси 90 -100 см. В Западной Европе достаточно залить площадку бетоном, чтобы возводить здание. То же можно сказать о строительстве и содержании дорог. Отсюда разница в ценах на транспортировку грузов. Если принять во внимание стоимость добычи нефти и газа в Западной Сибири, расходы на их транспортировку до Беларуси, право, не стоит обижаться на разницу цен на газ в Могилевской и Оренбургской областях. Все это входит в себестоимость материалов и готовой продукции, цену на которую устанавливает рынок. Учитывая сказанное, можно предугадать эффективность экспорта белорусских товаропроизводителей. Еще один миф требует опровержения - о дешевой рабочей силе. При доказательстве дешевизны рабочих рук в стране в расчет принимается уровень начисляемой заработной платы и этот уровень сравнивается с зарубежными странами. Чтобы прожить в наших климатических условиях требуются значительно большие затраты, чем в Западной Европе, США или в странах Средиземноморья. Это расходы на более дорогое жилье, теплую одежду, поддержание тепла в жилищах и производственных помещениях, на другую структуру питания. На одних овощах и фруктах нашу зиму не пережить, требуется белковая пища. Себестоимость отечественных продуктов питания также значительно выше. Так что расширенное воспроизводство рабочей силы в наших условиях обходится значительно дороже. Государство перераспределяет средства путем финансирования здравоохранения, образования, перекрестного субсидирования, дотаций сельскому хозяйству и т.д. Кстати, наши ближайшие соседи - Польша и Прибалтика - имеют близкие, хотя и несколько лучшие климатические условия. Следовательно, и производственные затраты сходны. Таким образом, издержки отечественного производства и при том же уровне технологического развития объективно выше, чем у западных соседей. Различия с "новоиндустриальными" странами еще больше. Капитал имеет свойство перетекать туда, где его отдача дает максимальную прибыль, а издержки минимальны. Быстрое перемещение капитала обеспечивается современными средствами информационных и транспортных коммуникаций. Это новый фактор, который 20-25 лет назад был еще не столь существен, а сейчас является одной из основ глобализации. Подтверждение тому - быстрый рост в Азии и Латинской Америке филиалов корпораций Европы, США, Японии, которые зачастую сокращают и прекращают производство в своих странах. Экспорт капитала из России имеет ту же природу. Если вывезти, например, завод невозможно, то принимаются меры защиты отечественного производителя ради поддержания уровня цен внутреннего рынка. К примеру, из-за этого Белорусский металлургический завод свернул экспорт в США строительной арматуры.
Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь