Иностранные инвестиции в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:36, реферат

Описание

В связи с продолжающейся нестабильностью в экономическом положении Республики Беларусь многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в белорусскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в Беларуси цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и виды инвестиций.
2. Прямые иностранные инвестиции и проблемы повышения активности их привлечения в экономику Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Иностранные инвестиции в РБ.docx

— 63.41 Кб (Скачать документ)

В странах Центральной  и Восточной Европы этой проблеме уделяется большое внимание. Так, динамичное развитие Чехии, Польши, Венгрии, Эстонии, Словении и других стран  в последние годы стало следствием проводимой экономической политики, направленной на всемерное поощрение  притока прямых иностранных инвестиций и создание на их основе конкурентоспособного производства. В указанных странах  продукция предприятий с иностранными инвестициями в национальном экспорте составляет: в Венгрии - 80%, Польше и  Эстонии - 60,5, Чехии - 50, в Словении - 30%.

В настоящее время в  Республике Беларусь проблема привлечения  ПИИ отнесена к ряду приоритетных, принимаются действенные меры по ее решению. В первую очередь для активизации процесса формируется благоприятный инвестиционный климат. Правительством республики постоянно проводится политика по повышению инвестиционной привлекательности страны. Развивается двусторонняя нормативная правовая база между Беларусью и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, 30 соглашений находятся в разработке.

Созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических  зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких  технологий, при заключении инвестиционных договоров с Республикой Беларусь. В настоящее время действует  Институт инвестиционных агентов. Такой  статус предоставлен 20 организациям и  частным лицам, в том числе  иностранным гражданам. В 2010 г. создано  и начало работать государственное  учреждение «Национальное агентство  инвестиций и приватизации». В соответствии с Декретом «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 6 августа 2009 г. №10 действует Институт договоров с Республикой Беларусь. При заключении договора инвестор получает значительный пакет льгот, в том числе индивидуальных.

В целях создания комфортных условий для иностранных инвесторов, в частности, предоставления дополнительных гарантий по защите иностранных инвестиций, активизирована работа с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций. Подписаны соглашения с международными финансовыми организациями о правовой защите иностранных инвестиций, ратифицированы рамочные соглашения со многими иностранными банками, благодаря чему открылись возможности для получения в форме кредитов и банковских гарантий.

В результате проводимой в  Республике Беларусь организационной  и практической работы за период с 2005 по 2010 г. объем привлеченных ППИ увеличился с 451,3 млн долл. США до 5569,4 млн, т.е. в 12,3 раза .Начиная с 2006 г. прирост ПИИ по годам превышал 165%. Исключение составил 2010 г., но даже тогда, в условиях влияния финансово-экономического кризиса, прирост был положительным.

Удельный вес ПИИ в  общем объеме привлеченных иностранных  инвестиций в Республику Беларусь ежегодно повышался и составил 24,2% в 2007г. ,34,9-в2008г.,51,8-в2009г.,61% в 2010г.[4,с.48]

Как указано в материалах Конференции ООН по торговле и  развитию (2010 г.), итоги работы экономик стран мира в 2008 и 2009 гг. в части  привлечения прямых иностранных  инвестиций свидетельствовали о  снижении соответствующих объемов (в 2008 г. приток прямых иностранных инвестиций составил 84,3% от уровня 2007 г., в 2009 г - 62 9% 2008г.). Оценка итогов 2010 г. подтверждает рост указанных инвестиции на 7% в сравнении с уровнем предшествующего года. 

Экономика Республики Беларусь все это время демонстрировала  обратную тенденцию - рост прямых иностранных  инвестиций по отношению к уровню предыдущего года составил в 2008 г. 173,6%; в 2009 г.-211,5; в 2010г. - 115,5%.

Прямые иностранные инвестиции оказали значительное влияние на развитие ряда отраслей экономики республики. Наибольший их объем приходится на транспорт. Если в 2005г. на его развитие было привлечено 2,5 млн долл. США, то в 2010г.-4,3 млрд долл. США. Преимущественно поступившие ПИИ (99, 5%) использованы на развитие трубопроводного транспорта. Значительная часть из них явилась последним платежом РАО «Газпром» за оставшиеся 12,5% из 50-процентной доли акций РУП «Белтрансгаз», которые выплачивались в течение 2009-2010 гг. Остальная сумма в размере 0,07; 10,4 и 12 млн долл. США поступила соответственно в морской, автомобильный транспорт и транспортно-экспедиционные организации негосударственной формы собственности. С использованием ПИИ в отрасли реализован ряд инвестиционных проектов. В частности, в ИООО Логистический центр Прилесье» - строительство транспортно-логистического центра сметной стоимостью   5,1 млн долл. США; ИООО «Миатон» - строительство многоуровневой автостоянки в комплексе с автовокзалом «Центральный» в г. Минске (7,7 млн долл. США); Белорусская железная дорога - обновление подвижного состава (35,0 млн долл. США); СООО «Минск-Сити»-застройка территории аэропорта Минск-1 с формированием делового центра (20,0 млн долл. США); СЗАО «Осиповичей вагоностроительный завод» - новое производство по изготовлению танк-контейнеров (I очередь, 40,0 млн долл. США).

За 2006-2010 гг. сложилась положительная  тенденция привлечения ПИИ на развитие торговли и общественного  питания. Объемы ПИИ Увеличились  с 27,2 млн долл. США в 2005 г до 754,5 млн в 2010г., или в 27,7 раза. Использование ППИ позволило повысить уровень материально-технической базы торговли и общественного питания, внедрить новые технологии и формы продажи товаров. За эти годы реализовано 35 важнейших инвестиционных проектов по развитию торговой инфраструктуры. В результате использования ПИИ в 2010 г. обеспеченность торговыми площадями на 1000 чел. составила республике 362 м2 при норме 260. [2,с.6]

Привлекательной отраслью, экономики для зарубежных инвесторов является промышленность. Прямые иностранные  инвестиции на развитие промышленности возросли с 76,7 млн долл.США в 2005 г. до 298,2 млн в 2010 г., или в 3,9 раза. С использованием ПИИ финансировались инвестиционные проекты по созданию новых и расширению действующих производств. В сельском хозяйстве иностранные инвестиции были использованы на развитие производственной и технической базы сельского хозяйства - создание предприятии по производству свинины, строительство биогазовых комплексов.

Инвестиционная деятельность строительной отрасли активно развивалась  с привлечением ПИИ. Их объемы ежегодно возрастали и составили в 2007 г. 25,1 млн долл. США, в 2010 г. -35,3 млн против 3,7 млн долл. США в 2005 г. Иностранные компании инвестировали свои ресурсы в цементную и стекольную промышленность, в модернизацию действующих мощностей по производству железобетонных изделий, строительных материалов, изделий из древесины и другой строительной продукции, строительство жилых комплексов, объектов социально-культурной сферы. К важнейшим инвестиционным проектам относятся: организация производства сборного железобетона и сборных панелей для строительства многоквартирных жилых домов с внедрением новых технологий производства, Кричевский завод ЖБИ, 2,1 млн долл. США; организация стеклотарного производства с выпуском стеклобанки, Гомельский стеклотарный завод, 9,3 млн долл. США; создание производства оконных систем «Монблан» из ПВХ, СООО СТЛ ЭКСТРУЗИЯ, 17,0 млн долл. США; строительство культурно-оздоровительного центра с гостиницей, г. Минск, 15,4 млн долл. США. [4,с.50] 

Следует подчеркнуть, что  в инвестиционной деятельности ряда отраслей экономики Беларуси в 2009-2010 гг. ощущалось негативное воздействие  мирового финансово-экономического кризиса. В эти годы снизился объем привлечения  ПИИ в связь, коммерческую деятельность, материально-техническое снабжение  и сбыт, другие отрасли. Замедление темпов роста ПИИ в последние  годы внесло изменения в их отраслевую структуру .

Улучшение в Республике Беларусь условий ведения бизнеса и  привлечения зарубежного капитала позволило увеличить приток прямых иностранных инвестиций в экономику  страны. Итоги 2011 г. подтверждают, что  Беларусь остается привлекательным  для иностранных инвесторов регионом: объем привлеченных ПИИ составил 13,2 млрд долл. США; с 2006 по 2011 г. сумма их увеличилась почти в 18 раз.

Объем привлеченных прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без задолженности инвестору  за товары, работы, услуги) в 2011 г. составил 3,97 млрд долл. США с учетом поступления средств от продажи государственного пакета акций ОАО «Белтрансгаз» в сумме 2,5 млрд долл. США, что составило 61,2% от доведенного на 2011 г. параметра (6,495 млрд долл. США)(Рис.1). Выполнение в 2011 г. заданий по привлечению ПИИ республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь по видам экономической деятельности, составило 3,1 млрд долл. США, или 48%. Показатели годового прогноза не выполнены всеми органами государственного управления, за исключением Министерства транспорта, Администрации Парка высоких технологий и Минского горисполкома.[4,с.50]

 

Рис.1 [4,с.50]

 

 В 2012 г. в условиях  ограничения финансовых ресурсов  одним из основных источников  создания новых высокоэффективных  производств должны стать прямые  иностранные инвестиции. Поставлена  задача привлечь в 2012 г. 3,7 млрд долл. США ПИИ на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги).

С целью активизации их привлечения необходимо прежде всего перестраивать идеологию работы органов государственного управления с учетом опыта зарубежных стран - таких, например  как Польша,   Чехия, которые с помощью иностранного капитала смогли в короткие сроки перейти к устойчивому экономическому развитию. Особенно больших успехов в результате использования иностранного капитала достигли Бельгия, Норвегия, Эстония и другие государства.

Такие высокие показатели по привлечению ПИИ вполне возможны и в Беларуси, тем более что  интерес зарубежных инвесторов к  белорусской экономике достаточно велик и обусловлен рядом привлекательных  факторов. По оценкам экспертов, имеются  в виду стабильные темпы экономического роста, высокий уровень квалификации рабочих и технического персонала, большие возможности развития производства  новых  товаров и услуг, перспективная емкость белорусского рынка, рост уровня жизни и покупательной способности населения, улучшение порядка регистрации собственности. Более льготными становятся условия приобретения и аренды недвижимости, улучшается система гарантий защиты прав собственности, повышается качество инфраструктуры транспорта и логистики,   республика активно сотрудничает с международными организациями.

Опыт ряда государств подтверждает, что эффективным механизмом в  данном случае является разработка стратегии  привлечения прямых иностранных  инвестиций в национальную экономику. Стратегии содержат комплексные  системы мероприятий по повышению  привлекательности инвестиционного  климата. В Европе такие стратегии  впервые были разработаны в Чехии  и Польше.

Очевидна необходимость  дальнейшей работы по устранению причин, препятствующих привлечению прямых иностранных инвестиций, и в Беларуси. Эксперты отмечают, что в наибольшей степени эти трудности связаны  с несовершенством системы валютного  регулирования, нестабильностью нормативно-правовой среды бизнеса, жесткими санкциями  за нарушение условий и порядка  его ведения, с высоким уровнем  налоговой нагрузки и др.

Устранению этих негативных факторов в определенной мере будет  способствовать утвержденная Советом  Министров и Национальным банком Стратегия привлечения прямых иностранных  инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 г. В Стратегии учтены предложения Нацбанка, Академии наук, МИД, Минфина, МНС, Государственного комитета по имуществу, отраслевых министерств и концернов, облисполкомов и Минского горисполкома, Конфедерации промышленников и предпринимателей, рекомендации экспертов Всемирного банка и Международной финансовой корпорации.

Цель Стратегии - стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями  структурной перестройки экономики  и инновационного развития страны, расширения масштабов и повышения  эффективности их использования  на базе постоянного улучшения инвестиционного  климата, реформирования государственной  собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

 

Основными задачами Стратегии являются:

• определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие приоритетные виды экономической деятельности;

• стимулирование притока капитала ТНК в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом;

• совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств;

• вхождение в число  тридцати государств с наилучшим  климатом в области ведения бизнеса  по докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса», обеспечение участия страны в рейтингах Международного института  развития менеджмента «Мировой рейтинг  конкурентоспособности», Всемирного экономического форума «Отчет о глобальной конкурентоспособности» и «Глобальный отчет о развитии информационных технологий».        

Разработан План мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата и активизации  привлечения прямых иностранных  инвестиций, направленный на:

• создание благоприятных экономических условий в инвестиционной сфере, снижение рисков и повышение доверия к инвестированию в республику;

• повышение заинтересованности инвесторов в развитии собственного производства

продукции, оказании услуг  на территории республики в форме  создания иностранных и совместных предприятий, получении значительных объемов прибыли и дивидендов при вложении средств в экспортоориентированные и импортозамещающие проекты, гарантирующие высокую экономическую эффективность и быструю окупаемость вложенного капитала;

• дальнейшее совершенствование законодательства с целью улучшения условий успешного ведения бизнеса, развития частной инициативы и предпринимательства;

• реформирование отношений собственности, приобретение недвижимости и земли; совершенствование системы ценообразования;

Информация о работе Иностранные инвестиции в РБ