Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:36, реферат
В связи с продолжающейся нестабильностью в экономическом положении Республики Беларусь многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в белорусскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в Беларуси цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества.
Введение
1. Понятие, сущность и виды инвестиций.
2. Прямые иностранные инвестиции и проблемы повышения активности их привлечения в экономику Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
В странах Центральной
и Восточной Европы этой проблеме
уделяется большое внимание. Так,
динамичное развитие Чехии, Польши, Венгрии,
Эстонии, Словении и других стран
в последние годы стало следствием
проводимой экономической политики,
направленной на всемерное поощрение
притока прямых иностранных инвестиций
и создание на их основе конкурентоспособного
производства. В указанных странах
продукция предприятий с
В настоящее время в Республике Беларусь проблема привлечения ПИИ отнесена к ряду приоритетных, принимаются действенные меры по ее решению. В первую очередь для активизации процесса формируется благоприятный инвестиционный климат. Правительством республики постоянно проводится политика по повышению инвестиционной привлекательности страны. Развивается двусторонняя нормативная правовая база между Беларусью и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, 30 соглашений находятся в разработке.
Созданы преференциальные режимы
хозяйствования при реализации инвестиционных
проектов в свободных экономических
зонах, малых и средних городах,
сельской местности, Парке высоких
технологий, при заключении инвестиционных
договоров с Республикой
В целях создания комфортных
условий для иностранных
В результате проводимой в Республике Беларусь организационной и практической работы за период с 2005 по 2010 г. объем привлеченных ППИ увеличился с 451,3 млн долл. США до 5569,4 млн, т.е. в 12,3 раза .Начиная с 2006 г. прирост ПИИ по годам превышал 165%. Исключение составил 2010 г., но даже тогда, в условиях влияния финансово-экономического кризиса, прирост был положительным.
Удельный вес ПИИ в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций в Республику Беларусь ежегодно повышался и составил 24,2% в 2007г. ,34,9-в2008г.,51,8-в2009г.,61% в 2010г.[4,с.48]
Как указано в материалах Конференции ООН по торговле и развитию (2010 г.), итоги работы экономик стран мира в 2008 и 2009 гг. в части привлечения прямых иностранных инвестиций свидетельствовали о снижении соответствующих объемов (в 2008 г. приток прямых иностранных инвестиций составил 84,3% от уровня 2007 г., в 2009 г - 62 9% 2008г.). Оценка итогов 2010 г. подтверждает рост указанных инвестиции на 7% в сравнении с уровнем предшествующего года.
Экономика Республики Беларусь все это время демонстрировала обратную тенденцию - рост прямых иностранных инвестиций по отношению к уровню предыдущего года составил в 2008 г. 173,6%; в 2009 г.-211,5; в 2010г. - 115,5%.
Прямые иностранные инвестиции оказали значительное влияние на развитие ряда отраслей экономики республики. Наибольший их объем приходится на транспорт. Если в 2005г. на его развитие было привлечено 2,5 млн долл. США, то в 2010г.-4,3 млрд долл. США. Преимущественно поступившие ПИИ (99, 5%) использованы на развитие трубопроводного транспорта. Значительная часть из них явилась последним платежом РАО «Газпром» за оставшиеся 12,5% из 50-процентной доли акций РУП «Белтрансгаз», которые выплачивались в течение 2009-2010 гг. Остальная сумма в размере 0,07; 10,4 и 12 млн долл. США поступила соответственно в морской, автомобильный транспорт и транспортно-экспедиционные организации негосударственной формы собственности. С использованием ПИИ в отрасли реализован ряд инвестиционных проектов. В частности, в ИООО Логистический центр Прилесье» - строительство транспортно-логистического центра сметной стоимостью 5,1 млн долл. США; ИООО «Миатон» - строительство многоуровневой автостоянки в комплексе с автовокзалом «Центральный» в г. Минске (7,7 млн долл. США); Белорусская железная дорога - обновление подвижного состава (35,0 млн долл. США); СООО «Минск-Сити»-застройка территории аэропорта Минск-1 с формированием делового центра (20,0 млн долл. США); СЗАО «Осиповичей вагоностроительный завод» - новое производство по изготовлению танк-контейнеров (I очередь, 40,0 млн долл. США).
За 2006-2010 гг. сложилась положительная тенденция привлечения ПИИ на развитие торговли и общественного питания. Объемы ПИИ Увеличились с 27,2 млн долл. США в 2005 г до 754,5 млн в 2010г., или в 27,7 раза. Использование ППИ позволило повысить уровень материально-технической базы торговли и общественного питания, внедрить новые технологии и формы продажи товаров. За эти годы реализовано 35 важнейших инвестиционных проектов по развитию торговой инфраструктуры. В результате использования ПИИ в 2010 г. обеспеченность торговыми площадями на 1000 чел. составила республике 362 м2 при норме 260. [2,с.6]
Привлекательной отраслью, экономики для зарубежных инвесторов является промышленность. Прямые иностранные инвестиции на развитие промышленности возросли с 76,7 млн долл.США в 2005 г. до 298,2 млн в 2010 г., или в 3,9 раза. С использованием ПИИ финансировались инвестиционные проекты по созданию новых и расширению действующих производств. В сельском хозяйстве иностранные инвестиции были использованы на развитие производственной и технической базы сельского хозяйства - создание предприятии по производству свинины, строительство биогазовых комплексов.
Инвестиционная деятельность строительной отрасли активно развивалась с привлечением ПИИ. Их объемы ежегодно возрастали и составили в 2007 г. 25,1 млн долл. США, в 2010 г. -35,3 млн против 3,7 млн долл. США в 2005 г. Иностранные компании инвестировали свои ресурсы в цементную и стекольную промышленность, в модернизацию действующих мощностей по производству железобетонных изделий, строительных материалов, изделий из древесины и другой строительной продукции, строительство жилых комплексов, объектов социально-культурной сферы. К важнейшим инвестиционным проектам относятся: организация производства сборного железобетона и сборных панелей для строительства многоквартирных жилых домов с внедрением новых технологий производства, Кричевский завод ЖБИ, 2,1 млн долл. США; организация стеклотарного производства с выпуском стеклобанки, Гомельский стеклотарный завод, 9,3 млн долл. США; создание производства оконных систем «Монблан» из ПВХ, СООО СТЛ ЭКСТРУЗИЯ, 17,0 млн долл. США; строительство культурно-оздоровительного центра с гостиницей, г. Минск, 15,4 млн долл. США. [4,с.50]
Следует подчеркнуть, что
в инвестиционной деятельности ряда
отраслей экономики Беларуси в 2009-2010
гг. ощущалось негативное воздействие
мирового финансово-экономического кризиса.
В эти годы снизился объем привлечения
ПИИ в связь, коммерческую деятельность,
материально-техническое
Улучшение в Республике Беларусь
условий ведения бизнеса и
привлечения зарубежного
Объем привлеченных прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без задолженности инвестору за товары, работы, услуги) в 2011 г. составил 3,97 млрд долл. США с учетом поступления средств от продажи государственного пакета акций ОАО «Белтрансгаз» в сумме 2,5 млрд долл. США, что составило 61,2% от доведенного на 2011 г. параметра (6,495 млрд долл. США)(Рис.1). Выполнение в 2011 г. заданий по привлечению ПИИ республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь по видам экономической деятельности, составило 3,1 млрд долл. США, или 48%. Показатели годового прогноза не выполнены всеми органами государственного управления, за исключением Министерства транспорта, Администрации Парка высоких технологий и Минского горисполкома.[4,с.50]
Рис.1 [4,с.50]
В 2012 г. в условиях
ограничения финансовых
С целью активизации их привлечения необходимо прежде всего перестраивать идеологию работы органов государственного управления с учетом опыта зарубежных стран - таких, например как Польша, Чехия, которые с помощью иностранного капитала смогли в короткие сроки перейти к устойчивому экономическому развитию. Особенно больших успехов в результате использования иностранного капитала достигли Бельгия, Норвегия, Эстония и другие государства.
Такие высокие показатели
по привлечению ПИИ вполне возможны
и в Беларуси, тем более что
интерес зарубежных инвесторов к
белорусской экономике
Опыт ряда государств подтверждает,
что эффективным механизмом в
данном случае является разработка стратегии
привлечения прямых иностранных
инвестиций в национальную экономику.
Стратегии содержат комплексные
системы мероприятий по повышению
привлекательности
Очевидна необходимость
дальнейшей работы по устранению причин,
препятствующих привлечению прямых
иностранных инвестиций, и в Беларуси.
Эксперты отмечают, что в наибольшей
степени эти трудности связаны
с несовершенством системы
Устранению этих негативных факторов в определенной мере будет способствовать утвержденная Советом Министров и Национальным банком Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 г. В Стратегии учтены предложения Нацбанка, Академии наук, МИД, Минфина, МНС, Государственного комитета по имуществу, отраслевых министерств и концернов, облисполкомов и Минского горисполкома, Конфедерации промышленников и предпринимателей, рекомендации экспертов Всемирного банка и Международной финансовой корпорации.
Цель Стратегии - стимулирование
притока прямых иностранных инвестиций
в соответствии с потребностями
структурной перестройки
Основными задачами Стратегии являются:
• определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие приоритетные виды экономической деятельности;
• стимулирование притока капитала ТНК в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом;
• совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств;
• вхождение в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса», обеспечение участия страны в рейтингах Международного института развития менеджмента «Мировой рейтинг конкурентоспособности», Всемирного экономического форума «Отчет о глобальной конкурентоспособности» и «Глобальный отчет о развитии информационных технологий».
Разработан План
мероприятий по формированию благоприятного
инвестиционного климата и
• создание благоприятных экономических условий в инвестиционной сфере, снижение рисков и повышение доверия к инвестированию в республику;
• повышение заинтересованности инвесторов в развитии собственного производства
продукции, оказании услуг
на территории республики в форме
создания иностранных и совместных
предприятий, получении значительных
объемов прибыли и дивидендов
при вложении средств в
• дальнейшее совершенствование законодательства с целью улучшения условий успешного ведения бизнеса, развития частной инициативы и предпринимательства;
• реформирование отношений собственности, приобретение недвижимости и земли; совершенствование системы ценообразования;