Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:43, курсовая работа
Основу правового регулирования инвестиционной деятельности составляет Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001 года. Он определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
3 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь
Основу
правового регулирования
Под
инвестиционной деятельностью в
соответствии с белорусским
нвестиции могут быть как национальными, так и иностранными. Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде гарантий Правительства Республики Беларусь; централизованных инвестиционных ресурсов.
Юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции, является коммерческой организацией с иностранными инвестициями. Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.
Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.
При
создании и регистрации предприятий
с иностранными инвестициями помимо
Инвестиционного кодекса
Порядок открытия и деятельности представительств иностранных предприятий на территории Республики Беларусь регулируется Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 1997 г. № 929. Согласно Положению о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах и страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах, осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом). Банки и небанковские кредитно-финансовые организации с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах регистрируются Национальным банком Республики Беларусь. Страховые организации, страховые брокеры, объединения страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах регистрируются Министерством юстиции Республики Беларусь.
Привлечение
и эффективное использование
иностранных инвестиций является одним
из направлений взаимовыгодного
экономического сотрудничества Республики
Беларусь с зарубежными странами.
Иностранные инвестиции оказывают
существенное воздействие на ход экономических
преобразований в республике. В связи
с этим важно объективно оценивать возможные
негативные и позитивные последствия
их привлечения, выработать инвестиционную
политику, отвечающую интересам Республики
Беларусь, ее народа, обеспечивающую преодоление
кризисных явлений и достижение перспективных
целей.
Информация об иностранных инвестициях, поступивших в реальный сектор экономики республики, позволяет объективно оценить возможные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам страны и обеспечивающую достижение перспективных целей. Каковы объемы привлеченных и накопленных иностранных инвестиций в территориальном и отраслевом разрезах, по странам и видам инвестиций?
Ответ на этот вопрос можно получить на основе данных статистической отчетности по форме 2-инвест «Отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж» за 2007 г.
Статистическим наблюдением были охвачены организации — резиденты Республики Беларусь, получающие инвестиции из-за рубежа от иностранных инвесторов или осуществляющие инвестиционную деятельность за рубежом, кроме бюджетных организаций и банков.
В
последние годы сложилась положительная
тенденция валового поступления иностранных
инвестиций в реальный сектор экономики
республики. Объемы зарубежных вложений
увеличиваются достаточно стабильными
темпами. За 2004–2007 гг. ежегодный приток
иностранного капитала в Республику Беларусь
увеличился с 1,5 млрд долл. США до 5,4 млрд
долл. США, или в 3,6 раза (табл. 1).
Таблица
1- Динамика поступления иностранных
инвестиций в 2006-2009 годах
2006 г. | 2007г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009/2008 | |
Республика Беларусь | 1517381,4 | 1816169,1 | 4036054,0 | 5421864,6 | 134,3 |
Из них | |||||
Прямые инвестиции | 859176,3 | 451303,1 | 748594,1 | 1313471,2 | 175,5 |
В том числе: | |||||
Вклад в уставный фонд | 100787,7 | 54200,4 | 73296,5 | 183390,3 | 250,2 |
Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов | 568141,7 | 325310,4 | 595650,2 | 786093,8 | 132,0 |
Финансовая аренда | 362 | 1324,4 | 1497,9 | 4256 | 284,1 |
Прочие прямые инвестиции | 189884,9 | 70467,9 | 78149,5 | 339731,1 | 434,7 |
Портфельные инвестиции | 391,3 | 246,9 | 3224,2 | 2233,1 | 69,3 |
Прочие инвестиции | 657813,8 | 1364619,6 | 3284235,7 | 4106160,3 | 125,0 |
В том числе | |||||
Торговые кредиты и займы | 185284,6 | 263060,3 | 436828,9 | 427597,7 | 97,9 |
Иностранные кредиты и займы | 152880,1 | 1091319,7 | 2814101,4 | 3634210,8 | 129,1 |
Другие иностранные инвестиции | 319649,1 | 10239,1 | 33305,4 | 44351,8 | 133,2 |
В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики в 2007 г., доля прямых инвестиций составила 24,2 % (в 2006 г. — 18,5 %), портфельных — 0,04 % (0,1 %), прочих — 75,7 % (81,4 %).
Несмотря на некоторое увеличение в 2007 г. доли прямых иностранных инвестиций тенденция сохранения неэффективной структуры импортируемого капитала выражена предельно четко — в ней преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных международных финансовых организаций и правительств иностранных государств.
Зарубежные кредиты, получаемые правительством, при их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов могли бы стать источником дополнительных доходов бюджета. Однако это возможно лишь при условии достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов и соблюдении принципов проектного финансирования, при соответствующем жестком контроле за фактическим использованием заемных средств.
Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед другими формами инвестиций очевидно. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.
Начиная с 2002 г. в республике наблюдался постоянный рост валового поступления прямых иностранных инвестиций: 2002 г. — 298,9 млн долл. США (41,4 % от всех полученных инвестиций), 2003 г. — 674,5 млн долл. США (51,6 %), 2004 г. — 859,2 млн долл. США (56,6 %), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений.
Однако в 2005 г. поступление прямых (и обычно долгосрочных по своему характеру) инвестиций, в которых Республика Беларусь особенно заинтересована, составило 453,1 млн долл. США, а их доля в общем поступлении иностранного капитала снизилась до 24,9 %. По итогам 2006 г. доля прямых инвестиций снизилась еще на 6,4 процентных пункта и составила 18,5 % в общем объеме поступивших иностранных инвестиций.
В 2007 г. отмечается тенденция роста поступления прямых инвестиций — 1,3 млрд долл. США, что в 1,8 раза больше, чем в 2006 г. При этом их доля в общем поступлении иностранного капитала возросла до 24,2 %.
Наибольший
интерес с точки зрения воздействия
на развитие белорусской экономики
представляет распределение прямых
иностранных инвестиций по их видам
(рис. 1).
В 2004–2007 гг. наибольший удельный вес в составе прямых инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики, занимали кредиты, полученные от прямых инвесторов.
Другой формой внешнего финансирования являются портфельные инвестиции, которые представляют собой долгосрочное вложение капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и иные организации путем покупки акций и других ценных бумаг. Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Республику Беларусь зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост иногда был значительным. Максимальная их доля и абсолютный объем были зафиксированы в 2006 г. (3,2 млн долл. США). В 2007 г. этот показатель снизился и составил 2,2 млн долл. США.
На протяжении 2004–2005 гг. свыше 90 % портфельных инвестиций было направлено в промышленность. По итогам 2006 г. наибольшие суммы портфельных инвестиций были привлечены строительными организациями (82,5 % всех портфельных инвестиций).
В 2007 г. портфельные инвестиции поступили в 6 отраслей экономики. Самые значительные суммы таких инвестиций получили промышленные предприятия — 645,9 тыс. долл. США (28,9 % общего поступления портфельных инвестиций), организации материально-технического снабжения и сбыта — 520 тыс. долл. США (23,3 %), сельского хозяйства — 226,5 тыс. долл. США (10,1 %).
Зарубежные портфельные капиталовложения в Беларуси изначально не могли играть той активной роли в формировании инвестиционных ресурсов принимающей страны, которую они выполняют в других странах, точно так же как не были в состоянии сыграть эту роль и белорусские портфельные инвестиции.
Это
связано с сохраняющейся
Информация о работе Иностранные инвестиции в Республике Беларусь