Иностранные инвестиции в России: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:18, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. В своей работе я попытался изучить ситуацию с инвестиционной активностью в России. Насколько условия в нашей стране соответствуют требованиям иностранных инвесторов. Предметом данной работы являются иностранные инвестиции, привлекаемые в Российскую Федерацию, типы иностранных инвестиций, методы, применяемые иностранными компаниями при инвестировании средств и правовая база для иностранных инвесторов.
Объектом исследования являются проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Для этого будет проведен анализ инвестиционного климата в России и динамики привлечения иностранных инвестиций, выявлены существующие препятствия для иностранных инвесторов и рассмотрены меры повышения инвестиционной привлекательности страны.

Содержание

Введение
Глава 1 Классификация инвестиций
1.1 Прямые инвестиции в России
1.2 Портфельные инвестиции в России
Глава 2 Инвестиционный климат в России
2.1 Потенциал российского рынка
2.2 Ресурсная обеспеченность
2.3 Состояние экономики
2.4 Законодательная среда для инвестиций
Глава 3 Волгоградская область как сфера приложения иностранного капитала
3.1 Состояние рынка иностранных инвестиций в Волгоградской области
3.2 Перспективы увеличения объема иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

          Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых иностранных  инвестициях в Россию налицо и  территориальная неравномерность - по данным Госкомстата, в 2002 году свыше 42 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву и Московскую область.                                                          

                                                            

                                                             Таблица 3

20 крупнейших  регионов России по объему  привлеченных иностранных инвестиций  в 2002 г. 6

Место в 2002 г. Место в 2001 г. Регион $ млн. В % к РФ
1 1 г. Москва 8441,1 42,68%
2 3 Омская область 2401,5 12,14%
3 6 Свердловская область 1354,7 6,85%
4 2 г. Санкт-Петербург 881,0 4,45%
5 5 Челябинская область 798,7 4,04%
6 8 Сахалинская область 706,7 3,57%
7 9 Московская  область 689,9 3,49%
8 7 Республика  Татарстан 642,5 3,25%
9 11 Тюменская область 385,0 1,95%
10 34 Красноярский  край 364,1 1,84%
11 12 Самарская область 304,9 1,54%
12 14 Республика  Саха (Якутия) 291,3 1,47%
13 27 Архангельская область 272,4 1,38%
14 46 Ненецкий авт. округ 233,0 1,18%
15 13 Ханты-Мансийский АО 232,7 1,18%
16 4 Краснодарский край 202,6 1,02%
17 22 Волгоградская область 178,6 0,90%
18 56 Удмуртская  Республика 156,7 0,79%
19 10 Ленинградская область 148,3 0,75%
20 26 Ямало-Ненецкий АО 138,9 0,70%
 
 

Таким образом, львиная доля инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь - внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва и область, Санкт-Петербург), либо в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Самарская).

      Тенденция к неравномерному отраслевому и  территориальному распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании  с их незначительным для экономики  в целом объёмом заставляет сделать  вывод о практически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в сегодняшней России. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль “катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Развитие этой тенденции (даже при количественном росте иностранных инвестиций) может привести к “венесуэлизации” российской экономики - структуре национального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий технологический разрыв между передовыми экспортно-ориентированными отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК, деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия и обслуживающая эти отрасли инфраструктура) и примитивным, низко-производительным производством в других отраслях, ориентированных только на внутренний спрос (все остальные отрасли).

      Избежать  этой тенденции и добиться существенного  количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно, путём выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

  • создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);
  • чёткое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
  • создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
  • снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
  • введение частной собственности на землю;
  • создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

В настоящее  время реализация перечисленных  выше мер представляется делом довольно отдаленного будущего. Этот фактор в условиях высокой конкуренции со стороны других стран мира за привлечение зарубежных инвестиций не позволяет ожидать существенного количественного роста и изменения структуры прямых зарубежных вложений в Россию в ближайшем будущем, хотя определённый пропорциональный рост и может наблюдаться.

                             
 

1.2 Портфельные инвестиции в России 

Портфельные инвестиции — вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль над предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.

                   Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, имитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.

                Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объём таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

            Привлечение иностранных  портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно сложной задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

  • пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путём размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
  • аккумулирование заёмных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путём размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
  • пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путём размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
  • эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путём его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.7

В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные  предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

      Из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

     По причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и  соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

              Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.                                                        

                                                            
 

                                                          Глава 2

                                Инвестиционный климат в России

    Приток  иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами в данной стране инвестиционного климата.

    Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются: неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных  инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность ''правил игры''.

    Необходимым условием для привлечения иностранных  капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества. Если для крупных компаний коррумпированность чиновников и местные банды не слишком страшны, то мелкий и средний бизнес оказывается перед ними беззащитным.

    За  последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентноспособность производства в России; сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия; неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны; резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается); неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

    Крайне  острой проблемой стало регулирование  таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название ''синдром IBM''. Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры.

    Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

    Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

    На  инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения  деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России: состояние и перспективы