Инвестиции. Инвестиционная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2009 году.

Работа состоит из  2 файла

Курсовая инвестиции.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях относительно того, как государство может способствовать накоплению капитала экономики. Сторонники первого подхода утверждают, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо всячески способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и «вытянет» за собой экономику и, следовательно, инвестиции [7, с.15].

Набор работающих инструментов инвестиционной политики достаточно ограничен, поэтому необходимо знать, какие  инструменты в конкретных обстоятельствах  будут работать, какие окажутся неэффективными, и каков будет конечный результат. В этой ситуации ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов.

Можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.

В первой модели акцент делается главным  образом на налоговых стимулах для  частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном  финансировании частных проектов, В третьей модели основным становится преодоление недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал.

Условно первая модель называется «американской», вторая - «японской» и третья - «тайваньской». Приводимая классификация представляет собой попытку систематизировать опыт стран с рыночной экономикой. Важно то, что все эти модели оказались достаточно успешными, поэтому рассмотрение условий их реализации необходимо для выработки адекватной стратегии инвестиционной политики в переходных экономиках.

В рамках американской модели (которая  характерна для многих стран мира, а не только для США) ключевая роль в государственной инвестиционной политике отводится налоговым инструментам [14, с.20]. Кроме этого, осуществляется последовательная либеральная макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию с помощью рыночных инструментов цен и процентных ставок. Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль. Ключевым механизмом контроля за эффективностью распределения инвестиционных ресурсов оказывается фондовая биржа. Именно развитый рынок ценных бумаг - необходимое условие успешной реализации данной модели. Государство способствует решению проблемы координации путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики. Государство осуществляет и инвестиции в инфраструктуру по мере необходимости, но эти инвестиции лишь в исключительных случаях становятся элементами общеэкономической стратегии («новый курс» Рузвельта). При наличии необходимых предпосылок модель обеспечивает эффективное распределение инвестиционных ресурсов. Недостатком модели можно считать отсутствие специальных стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления.

Японская модель строится на активном партнерстве между государством и частными инвесторами [14, с.20]. Государство использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорациям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы. Необходимым условием реализации модели является сильный частный сектор и сильное государство с эффективным аппаратом. Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на эффективные инвестиции. Недостатком становится политизация процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых денежно-кредитных параметров, а также коррупция политических кругов.

Наконец, тайваньская модель сочетает ряд инструментов японской и американской модели. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов [14, с.21]. Вокруг этих фирм образуется сеть поставщиков, которые естественным образом координируют свои планы с «головной» компанией. Задача государства - активно поддерживать эти группы, а также через финансирование проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов. Ключевым звеном и залогом успеха является, таким образом, экспортный «тест». Успешное его прохождение открывает доступ к льготным кредитам. Вместе с тем этот тип инвестиционной политики становится все более и более уязвимым в свете новых правил Всемирной торговой организации.

По мнению автора, в Республике Беларусь была предпринята попытка  создания «тайваньской» модели. Однако в условиях острого инвестиционного кризиса в Республике Беларусь государство пытается делать «все сразу» - стимулировать частные инвестиции, финансировать инвестиции в социальную сферу, предоставлять льготное финансирование частным инвестиционным проектам. Необходимо отказаться от попыток влиять на все стороны инвестиционного процесса и контролировать финансирование большинства инвестиционных проектов, и сосредоточить внимание на создании благоприятного инвестиционного климата и на финансировании исключительно капиталовложений в социальную сферу и отрасли инфраструктуры.

В большинстве стран Восточной  Европы государство уже на первых этапах перехода к рынку отказалось от всеобъемлющих инвестиционных задач и сосредоточилось на законодательной и налоговой реформе, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует о том, что наибольшего успеха удалось достичь тем странам, в которых была выработана четкая стратегия инвестиций и государство отказалось от попыток делать «все сразу».

Иностранные инвестиции в странах  с переходной экономикой, в том числе и в Республике Беларусь, играют существенную экономическую роль, дополняя относительно невысокие внутренние сбережения, способствуя ускоренной интеграции этих стран в мировую экономику, улучшая состояние государственного бюджета и создавая предпосылки для широкомасштабной приватизации.

Таким образом, ключевой ролью в экономическом росте  является правильная инвестиционная политика, для реализации необходимо создание целого ряда институтов, необходимых  для создания благоприятного инвестиционного  климата [7, с.15]. Одновременно, любая успешно действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.

Основная стратегическая задача инвестиционной политики на текущем  этапе: создание благоприятного инвестиционного климата в стране для капитала, который сейчас «уплывает» за рубеж, и элементарное повышение экономической привлекательности инвестиционной деятельности.

 

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Роль экономической оценки инвестиций

Экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место  в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств  в операции с реальными активами.

Определение реальности достижения результатов инвестиционной деятельности и является ключевой задачей оценки финансово–экономических параметров любого проекта вложения средств в реальные активы.

Проведение такой оценки всегда является достаточно сложной  задачей, что объясняется рядом  факторов:

- во-первых, инвестиционные расходы могут осуществляться либо разово, либо неоднократно на протяжении достаточно длительного периода времени (иногда до нескольких лет);

- во-вторых, длителен и процесс получения результатов от реализации инвестиционных проектов (во всяком случае, он превышает один год);

- в-третьих, осуществление длительных операций приводит к росту неопределенности при оценке всех аспектов инвестиций и к риску ошибки.

Именно наличие этих факторов породило необходимость создания специальных методов оценки инвестиционных проектов, позволяющих принимать достаточно обоснованные решения с минимально возможным уровнем погрешности (хотя абсолютно достоверного решения при оценке инвестиционных проектов, конечно же, быть не может).

2.2 Основные методы оценки инвестиций

 

Основными методами оценки инвестиций являются срок окупаемости и простая (годовая) норма прибыли.

Метод расчета срока  окупаемости инвестиций заключается  в определении необходимого периода  времени, за который ожидается возврат  вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. При этом применяется два подхода при расчете срока окупаемости:

Первый подход заключается  в том, что сумма первоначальных инвестиций делится на величину годовых  поступлений. Этот подход применяют  в случаях когда денежные поступления равны по годам.

Второй подход расчета  срока окупаемости предусматривает  нахождение величины денежных поступлений  от реализации инвестиционного проекта  нарастающим итогом.

К недостаткам метода следует отнести то, что он игнорирует период освоения проекта, отдачу от вложенного капитала, а также не учитывает различий в цене денег во времени и денежные поступления после возврата инвестиций [8, с.50].

Метод расчета средней  нормы прибыли (метод бухгалтерской  рентабельности инвестиций) заключается в определении средней нормы прибыли путем деления прибыли, полученной от бухгалтерской отчетности, к средней величине инвестиций  и сравнении ее с расчетной нормой прибыли, или средней по отрасли. При этом может рассчитываться норма прибыли на основе чистой прибыли или  валовой прибыли. Чаще используется величина чистой прибыли, т.к. она лучше характеризует ту выгоду, которую получат владельцы предприятия и инвесторы. Что же касается величины инвестиций, по отношению к которой находят рентабельность, то ее определяют как среднюю между стоимостью активов на начало и конец расчетного периода.

                                      

где: П –прибыль предприятия;

Сан – стоимость активов  на начало года;

Сак – стоимость активов  на конец года.

Для оценки инвестиций часто  используются еще две нормы прибыли:

- на полный используемый  капитал;

                                          

- на акционерный капитал.

                                          

Где : НПпк- норма прибыли  на полный капитал;

НПак  - норма прибыли  на акционерный капитал;

ЧП – чистая прибыль;

К, Ка – соответственно полный и акционерный капитал.

Однако норма прибыли  зависит не только от величины авансированного  капитала, но и от его строения. Она будет выше там, где больше удельный вес переменного капитала во всем авансированном капитале. Тем не менее предприятие не отказывается от внедрения новых машин и оборудования, но при этом стремится всемерно экономить на постоянном капитале. На норму прибыли оказывает влияние и скорость оборота капитала: чем больше оборотов совершает капитал в течение года, тем выше норма прибыли [8, с.51].

Полученные расчетные  показатели нормы прибыли сопоставляются с установленными для фирмы. Проект считается приемлемым, если расчетный уровень нормы прибыли превышает величину, принятую инвестором за базу сравнения (стандартную).

 

  1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Одним из основных условий  успешного развития инвестиционной деятельности является наличие нормативной базы, определяющей объекты и субъекты инвестиций, формы инвестиционной деятельности, дающей гарантии по сохранности вложений капитала для инвесторов.

В Республике Беларусь такая  база создана, причем гарантии для инвесторов являются одними из самых высоких в мире.

Основополагающими документами  являются Инвестиционный Кодекс от 22 июня 2001 года №37-З [1], Указ Президента Республики Беларусь №299 от 5 мая 2006 года «Об утверждении  Положения о порядке формирования, утверждения государственной инвестиционной программы и отчетности о ее выполнении» [3], Указ Президента Республики Беларусь №562 от 16 октября 2008 года «Об утверждении государственной инвестиционной программы на 2009 год» [4], постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 13 октября 2008 года №198 «Об утверждении расчетных балансовых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год» [6], Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 года №2068 «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2009 году» [5], Декрет Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 года «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» [2].

Информация о работе Инвестиции. Инвестиционная политика в РБ