Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2009 году.
С целью стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Схематически система государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь изображена на рис. 2.
Рис. 2. Система государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
Примечание. Источник: Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 года №37-З
Одной из основных форм прямого участия государства в инвестиционной деятельности является принятие и финансирование государственных инвестиционных программ.
Программа на 2009 год предусматривает следующие инвестиционные вложения:
- финансирование строительства строек и объектов за счет резервного фонда Президента Республики Беларусь – 110 160 000 тыс. рублей;
- финансирование
строительства строек и
- финансирование строительства строек и объектов за счет республиканского фонда охраны природы – 190 804 615 тыс. рублей;
- финансирование
строительства строек и
- финансирование строительства строек и объектов за счет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – 857 705 тыс. рублей
- финансирование
строительства строек и
Всего государственная инвестиционная программа Республики Беларусь на 2009 год предусматривает вложение 2 940,5 млрд рублей в развитие экономики Республики Беларусь.
Объем выдачи инвестиционных кредитов, предусмотренный основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2009 году, составляет 7 000 – 7 500 млрд рублей. Зная, что показателями прогноза социально- экономического развития на 2009 год предусматривается получить ВВП в размере 153 800 – 159 300 млрд. рублей, нетрудно определить размер прямого участия государства в инвестициях – 6,5% от ВВП.
В области создания благоприятных условий для инвесторов необходимо рассмотреть Декрет №10 № 10 от 6 августа 2009 года «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Несмотря на то, что в силу данный документ вступит только с 6 ноября 2009 года, его уже назвали прорывом в области привлечения иностранных инвестиций.
В соответствии с Декретом №10 вводится трехуровневая система заключения инвесторами инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, дифференцированная в зависимости от значимости проектов и предоставленных преференций и льгот.
В соответствии с п. 2 Декрета № 10 инвесторы имеют право на:
- строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;
- предоставление без
проведения аукциона на праве
аренды земельного участка
Инвесторы освобождаются от:
- перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;
- возмещения потерь
сельскохозяйственного и (или)
лесохозяйственного
- уплаты ввозных таможенных
пошлин и налога на
- уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
Предлагаемые нормы направлены на стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности.
Одновременно с Декретом №10 глава государства подписал Указ №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь». Этим документом вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты. Этот статус могут получить физические и юридические лица, владеющие практическими навыками подготовки инвестиционных проектов к реализации, а также обладающие личными деловыми качествами, позволяющими им вести переговоры с топ-менеджерами крупных компаний. Институт инвестиционных агентов вводится в Беларуси в соответствии с международной практикой. Агенты будут представлять нашу страну за рубежом при официальных поездках, содействуя привлечению капиталов для реализации инвестпроектов в РБ.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство в Республике Беларусь не стоит в стороне инвестиционных процессов в экономике. Наоборот, при помощи прямых и косвенных инструментов активно воздействует на формирование благоприятного климата для привлечения капиталов из-за границы. Об этом свидетельствуют и принятые в последнее время документы, предоставляющие дополнительные льготы и преференции для инвесторов в Республике Беларусь.
Благодаря нацеленности экономики на ускоренное техническое перевооружение в 2009 году сохранилась положительная динамика роста инвестиций.
В I полугодии 2009 года использовано 19,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 117,6% к уровню I полугодия 2008 года.
В таблице 1 приведены данные по основным показателям инвестиций в Республике Беларусь в I полугодии 2009 года.
Основные показатели инвестиций в Республике Беларусь в 2009 году
Таблица 1
Примечание. Статистическая информация [Электронный ресурс], стр.1
Как видно из таблицы 1, несмотря на положительную динамику инвестиций в целом, в 2009 году темпы роста инвестиций снизились на 6%. Под большим вопросом находится выполнение прогнозного показателя по инвестициям в основной капитал. Ведь для достижения годового темпа в 23%, темп роста инвестиций во втором полугодии должен составить не менее 29%, что в условиях финансового кризиса и снижающейся деловой активности представляется очень маловероятным.
Показательно наметившееся
изменение направления расходов
В таблице 2 представлены данные об использовании инвестиций по областям и городу Минску в I полугодии 2009 года.
Данные об использовании инвестиций по областям и городу Минску в I полугодии 2009 года
Таблица 2
Примечание. Источник: Статистическая информация [Электронный ресурс], стр.2
Как демонстрирует таблица 2, лидером по привлечению инвестиций в основной капитал в I полугодии 2009 года является город Минск. Распределение долей регионов Республики Беларусь в процентном выражении показано на рис. 3.
Рис. 3. Доли регионов в инвестиционных вложениях в I полугодии 2009 года
Примечание. Источник: Статистическая информация [Электронный ресурс], стр. 3
Несмотря на лидерство
г. Минска в абсолютной величине привлеченных
инвестиций, что объясняется
В I полугодии 2009 года организациями государственной формы собственности использовано 9,7 трлн. рублей инвестиций в основной капитал (к уровню I полугодия 2008 года использовано 115%), в том числе организациями республиканской собственности – 4,5 трлн. рублей (103,5%), коммунальной собственности – 5,2 трлн. рублей инвестиций (128,2%).
Удельный вес инвестиций, использованных организациями государственной формы собственности, в общем объеме инвестиций составил 50,2% (в I полугодии 2008 года – 47,5%).
Данные о инвестициях в основной капитал по источникам финансирования приведены в таблице 3.
Наибольший интерес
в таблице 3 представляют данные о
привлечении иностранных
При анализе доли иностранных инвестиций (иностранные источники с учетом кредитов банков, обнаруживается незначительность вклада прямых иностранных инвестиций в основной капитал в финансирование развития экономики республики. Это подтверждает необходимость активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в I полугодии 2009 года в Республике Беларусь
Таблица 3
Примечание. Статистическая информация [Электронный ресурс], стр.4
Основными источниками финансирования являются собственные средства организаций, кредиты банков и средства консолидированного бюджета.
В разрезе отраслей экономики наиболее стремительный рост инвестиций произошел в сельском хозяйстве (150,9%), образовании (137,1%), жилищном строительстве (125,7%); финансах, кредите, страховании и пенсионном обеспечении (127,0%).
Снижены инвестиционные потоки в такие отрасли, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (91,0%), культура и искусство (92,6%).
Таким образом, проведенный анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2009 году позволил сделать следующие выводы:
- в республике сохранена положительная динамика роста инвестиций в экономику, в первом полугодии темп роста инвестиций составил 117,6%;
- на фоне экономического
кризиса наблюдается
- крайне незначительной остается доля прямых иностранных инвестиций в общей сумме вложений в экономику (2,8%), что свидетельствует об упущенных возможностях привлечения внешних инвестиций по сравнению со странами-конкурентами.
Инвестиции в основной капитал являются одним из определяющих условий устойчивого социально-экономического развития государства.
В Республике Беларусь придается большое значение развитию и привлечению инвестиций (в том числе и иностранных) в экономику страны. Разработана одна из самых передовых в СНГ нормативных баз по гарантиям прав и защите интересов инвесторов.
Проведенный анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь показал, что в экономике сохраняется рост инвестиций в основной капитал, однако выполнение прогнозного показателя в 123-125% к концу 2009 года очень проблематично. Крайне неудовлетворительная ситуация складывается в области привлечения иностранных инвестиций. Они занимают незначительное место в инвестиционном портфеле страны (2,8%) и практически не оказывают влияния на экономический рост в силу своей незначительности.
По мнению автора, основная причина низкого притока внешних инвестиций заключается в неблагоприятном инвестиционном климате в Республике Беларусь, а именно в отсутствие уверенности иностранных инвесторов в сохранности своих капиталов.
Коренным образом в ближайшее время исправить ситуацию с инвестициями в Республике Беларусь вряд ли удастся. Однако предпринимаемые руководством страны в последние дни усилия возможно в смогут направить иностранные инвестиции в Республику. Прежде всего речь идет о Декрете №10 Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года. Данным документом существенно упрощается механизм освоения инвестиций в стране и предоставляются существенные льготы инвесторам по оплате различных обязательных платежей, пошлин и налогов.
Информация о работе Инвестиции. Инвестиционная политика в РБ