Инвестиции в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: показать особенности инвестиции в человеческий капитал.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение особенности человеческого капитала, значимости инвестицией в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность человеческого капитала, рассматривается понятие инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала, рассматриваются инвестиции в человеческий капитали их виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал.

Работа состоит из  1 файл

Упр. хоз.рисками к.р. к 5.docx

— 96.40 Кб (Скачать документ)

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций  в человеческий капитал непосредственно  зависит от срока жизни его  носителя (от продолжительности  трудоспособного периода). Чем раньше  делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать  отдачу.

2. Человеческий капитал  не только подвержен физическому  и моральному износу, но и способен  накапливаться и умножаться.

3. По мере накопления  человеческого капитала его доходность  повышается до определенного  предела, ограниченного верхней  границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.

4. Не всякие инвестиции  в человека могут быть призваны  вложениями в человеческий капитал.  Например, затраты, связанные с  криминальной деятельностью, не  являются инвестициями в человеческий  капитал, поскольку общественно  нецелесообразны и вредны для  общества.

5. Характер и виды вложений  в человека обусловлены историческими,  национальными, культурными особенностями  и традициями.

6. По сравнению с инвестициями  в иные различные формы капитала  инвестиции в человеческий капитал  являются наиболее выгодными  как с точки зрения отдельного  человека, так и с точки зрения  всего общества.

Источником вложений в  человеческий капитал может выступать  государство (правительство), негосударственные  общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды  и организации, а также образовательные  учреждения.

В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как  к принудительным, так и к побудительным  мерам в этой области.

 К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования и здравоохранения.

В создании активов человеческого  капитала весома роль отдельных предприятий . Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако предприятия делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих сотрудников, предприятия стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также  очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются  и увеличиваются посредством  инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его  рождения, а с принятия решения  иметь детей. С одной стороны  дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны  – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так  не явных (прежде всего времени родителей).

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом  для дальнейшего развития и постоянного  совершенствования человеческого  капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только являются основой их собственного развития, но служат базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого  капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется  личность.

 

 

 

 

 

 

1.3 Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал.

 

При инвестировании финансовых ресурсов в человеческий капитал  у руководства предприятия возникает  ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений:

– окупятся ли вложенные  средства (каковы виды эффекта от вложения средств в человеческий капитал);

– в какие сроки можно  ожидать результата от вложения средств;

– в каких объёмах потребуется  вложить средства;

– каковы возможные варианты инвестиций;

– как оценить целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.

Фитц-енц Як., проводя исследования, в качестве простейших подсчетов окупаемости инвестиций в человеческий капитал делил доход на число сотрудников. Это был первый показатель, появившийся в докладе об эффективности человеческих ресурсов. Им же предложен коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал.

1)                                                                

Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал определяется по формуле (1.3.1).

 

Коэффициент окупаемости  инвестиций в человеческий капитал = [Прибыль – (Расходы – [Зарплаты + Льготы])]: Зарплаты + Льготы, т.е. HCROI = Re venue – (Expenses – [Pay + Benefits]) / (Pay + Benefits) [3]     (1.3.1)

 

Одним из показателей экономической  эффективности человеческого капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства).

2)

Уровень интеллектуальности производства исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции (1.3.2):

 

УИ = ФО / ВНП где ВНП – валовой национальный продукт;           (1.3.2)

 

ФО – денежная оценка общего фонда образования.

 

По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования  равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков. [8]

Как уже было отмечено, основным фактором существования и развития человеческого капитала является инвестирование в интеллектуальный капитал.

Ваганян О.Г. предлагает следующую  методику оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций. В связи с тем, что  взаимодействие отдельных элементов  интеллектуального капитала имеет  нелинейный характер, то оценивается  лишь интегральная эффективность инвестиций. В этом случае общий подход к оценке будет следующий. Соотносятся две  величины: X (разница между капитализацией организации и ценой замещения  ее реальных активов, за вычетом обязательств) и Y (инвестиции в нематериальные активы).

3)

 Коэффициент эффективности  инвестиций в интеллектуальный  капитал подсчитывается как отношение  разности величины Х в начале  и в конце периода и величины  инвестиций Y в течение этого периода.  При этом все величины берутся  в дисконтированном виде с  учетом инфляции. В результате  получается коэффициент эффективности  инвестиций в интеллектуальный  капитал коммерческих организаций,  т.е. рассчитывается следующая  формула (1.3.3):

 

Z = Х2-Х1 / Y                                                                                        (1.3.3)       

 

Z – коэффициент эффективности  инвестиций;

X2 – величина интеллектуального  капитала в конце периода;

X1 – величина интеллектуального  капитала в начале периода;

Y – инвестиции в интеллектуальный  капитал организации.

4)

Для подсчета величины Y рекомендуется  учитывать следующие составляющие: затраты на исследования и разработки (научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки); затраты на образование, повышение квалификации, укрепление здоровья работников, социальные инвестиции; затраты на информационные технологии, информационное, техническое и программное  обеспечение, на формирование и развитие бренда; на создание корпоративного портала, веб-сайта; на маркетинг; на приобретение, распространение, хранение информации; на развитие дистрибьюции; на развитие корпоративной культуры; на приобретение ноу-хау, патентов, других видов интеллектуальной собственности (1.4): [1]

 

Yn = X0 + RCn,                                                                                      (1.3.4)      

 

где Yn – заработки человека, имеющего п лет образования;

Хо – заработки человека, имеющего нулевое образование;

R – текущая норма отдачи  вложений в образование;

Сп – объем инвестиций в течение п лет обучения.

После процедуры определения  издержек образования и выгод  от его получения производят сравнение  величин выгод с величиной  издержек, приведенных к одному моменту  времени путем дисконтирования. Разность между дисконтированными  величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования.

Здесь необходимо учитывать  то, что величина приведенной стоимости  пожизненных заработков очень сильно зависит от выбранного коэффициента (нормы) дисконтирования. Подбор нужной нормы дисконтирования – достаточно трудоемкий процесс. Существуют различные  методы вычисления нормы отдачи от образования. Наиболее часто используется следующий метод: для каждого  периода времени от О до п рассчитываются соответствующие чистые выгоды, а затем подбирается норма дисконта, при которой суммарные приведенные чистые выгоды становятся равны нулю. Такая норма дисконта получила название внутренней нормы отдачи. Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается на анализе статистических зависимостей между уровнем заработков работника и уровнем его образования.

5)

Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму  процента, при которой приведенная  величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его  издержек.

Чем выше внутренняя норма  отдачи, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени  его получения.

В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим  образом (1.5):

 

r = (DB – Dc) / Со,         (1.3.5)

 

 где  DB – пожизненные заработки лиц с высшим образованием;

Dc – пожизненные заработки лиц со средним образованием;

Со – разница в сумме затрат на высшее и среднее образование.

 

Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в образование по доходам стран на душу населения. В большинстве беднейших развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23%, среднего – 15%, а отдача высшего – 11%. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода социальная отдача начального образования равна 14%, среднего – 10%, высшего – 8%.

Отметим, что при разработке государственной политики в области  образования ряд правительственных  структур этих стран начинают использовать явные или расчетные ставки дисконта, составляющие ниже 8% при оценке проектов в области общественного образования.

Исследования, в которых  сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или профессиональное, среднее образование показали, что  в среднем отдача первых 16%, а вторых – 11%. И здесь решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Анализ инвестиции в человеческий капитал на примере ОАО «СтанкоГомель».

 

2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия.

 

Республиканское  унитарное  предприятие «Гомельский станкостроительный завод  им. С. М.Кирова» образовано в соответствии с приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 29 июля 1997 г №159 « О реструктизации Гомельского станкостроительного ПО им.С. М.Кирова», переименовано в соответствии с приказом Министерства промышленности Р.Б. от  29. 06. 2000 г №226 и зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 28.06.2002г №426 в едином государственном реестре юредических лиц и индивидуальных предпринимателей за №400085002.

Приказом   Государственного комитета по имуществу Р.Б. от 22 октября 2010 года №359 создано открытое акционерное  общество «СтанкоГомель» (в дальнейшем –Общество)путём преобразования Республиканского унитарного предприятия «Гомельский станкостроительный завод им.С.М. Кирова»

ОАО «СтанкоГомель» находится по адресу 246050,г.Гомель,ул. интернациональная,10,входит в структуру Министерства промышленности Республики Беларусь и действует на основании Закона Республики Беларусь « хозяйственных обществах»,Устава общества, утверждённого приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 22.10.2010г.№359.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал