Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: показать особенности инвестиции в человеческий капитал.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение особенности человеческого капитала, значимости инвестицией в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность человеческого капитала, рассматривается понятие инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала, рассматриваются инвестиции в человеческий капитали их виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал.
Инвестиции в человеческий
капитал имеют ряд
1. Отдача от инвестиций
в человеческий капитал
2. Человеческий капитал
не только подвержен
3. По мере накопления
человеческого капитала его
4. Не всякие инвестиции
в человека могут быть
5. Характер и виды вложений
в человека обусловлены
6. По сравнению с инвестициями
в иные различные формы
Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области.
К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования и здравоохранения.
В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных предприятий . Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако предприятия делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.
Инвестируя в своих сотрудников, предприятия стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.
Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей).
Накопление интеллектуальных
и психофизиологических способностей
человека в семье является фундаментом
для дальнейшего развития и постоянного
совершенствования
1.3 Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал.
При инвестировании финансовых
ресурсов в человеческий капитал
у руководства предприятия
– окупятся ли вложенные средства (каковы виды эффекта от вложения средств в человеческий капитал);
– в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;
– в каких объёмах потребуется вложить средства;
– каковы возможные варианты инвестиций;
– как оценить целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.
Фитц-енц Як., проводя исследования, в качестве простейших подсчетов окупаемости инвестиций в человеческий капитал делил доход на число сотрудников. Это был первый показатель, появившийся в докладе об эффективности человеческих ресурсов. Им же предложен коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал.
1)
Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал определяется по формуле (1.3.1).
Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал = [Прибыль – (Расходы – [Зарплаты + Льготы])]: Зарплаты + Льготы, т.е. HCROI = Re venue – (Expenses – [Pay + Benefits]) / (Pay + Benefits) [3] (1.3.1)
Одним из показателей экономической
эффективности человеческого
2)
Уровень интеллектуальности производства исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции (1.3.2):
УИ = ФО / ВНП где ВНП – валовой национальный продукт; (1.3.2)
ФО – денежная оценка общего фонда образования.
По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков. [8]
Как уже было отмечено, основным фактором существования и развития человеческого капитала является инвестирование в интеллектуальный капитал.
Ваганян О.Г. предлагает следующую методику оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций. В связи с тем, что взаимодействие отдельных элементов интеллектуального капитала имеет нелинейный характер, то оценивается лишь интегральная эффективность инвестиций. В этом случае общий подход к оценке будет следующий. Соотносятся две величины: X (разница между капитализацией организации и ценой замещения ее реальных активов, за вычетом обязательств) и Y (инвестиции в нематериальные активы).
3)
Коэффициент эффективности
инвестиций в интеллектуальный
капитал подсчитывается как
Z = Х2-Х1 / Y
Z – коэффициент эффективности инвестиций;
X2 – величина интеллектуального капитала в конце периода;
X1 – величина интеллектуального капитала в начале периода;
Y – инвестиции в
4)
Для подсчета величины Y рекомендуется
учитывать следующие
Yn = X0 + RCn,
где Yn – заработки человека, имеющего п лет образования;
Хо – заработки человека, имеющего нулевое образование;
R – текущая норма отдачи вложений в образование;
Сп – объем инвестиций в течение п лет обучения.
После процедуры определения
издержек образования и выгод
от его получения производят сравнение
величин выгод с величиной
издержек, приведенных к одному моменту
времени путем дисконтирования.
Разность между дисконтированными
величинами выгод и издержек дает
чистую приведенную стоимость
Здесь необходимо учитывать
то, что величина приведенной стоимости
пожизненных заработков очень сильно
зависит от выбранного коэффициента
(нормы) дисконтирования. Подбор нужной
нормы дисконтирования –
5)
Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек.
Чем выше внутренняя норма отдачи, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения.
В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом (1.5):
r = (DB – Dc) / Со, (1.3.5)
где DB – пожизненные заработки лиц с высшим образованием;
Dc – пожизненные заработки лиц со средним образованием;
Со – разница в сумме затрат на высшее и среднее образование.
Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в образование по доходам стран на душу населения. В большинстве беднейших развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23%, среднего – 15%, а отдача высшего – 11%. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода социальная отдача начального образования равна 14%, среднего – 10%, высшего – 8%.
Отметим, что при разработке
государственной политики в области
образования ряд
Исследования, в которых сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или профессиональное, среднее образование показали, что в среднем отдача первых 16%, а вторых – 11%. И здесь решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование. [6]
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия.
Республиканское унитарное
предприятие «Гомельский
Приказом Государственного комитета по имуществу Р.Б. от 22 октября 2010 года №359 создано открытое акционерное общество «СтанкоГомель» (в дальнейшем –Общество)путём преобразования Республиканского унитарного предприятия «Гомельский станкостроительный завод им.С.М. Кирова»
ОАО «СтанкоГомель» находится по адресу 246050,г.Гомель,ул. интернациональная,10,входит в структуру Министерства промышленности Республики Беларусь и действует на основании Закона Республики Беларусь « хозяйственных обществах»,Устава общества, утверждённого приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 22.10.2010г.№359.