Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить финансовое состояние предприятия и выработать практические рекомендации и основные направления его улучшения.
· развитие экспортного потенциала;
· развитие импортозамещающих производств;
· увеличение налоговых поступлений;
· создание новых рабочих мест и т.д.
Для стимулирования притока иностранных инвестиций и финансового контроля за их использованием необходимо совершенствовать действенность механизма государственного регулирования процесса привлечения внешней помощи, включающего организационную структуру управления иностранными инвестициями и широкий арсенал правовых и экономических средств, используемых специалистами этой структуры; совершенствовать систему страхования и перестрахования рисков; налаживать качественное и своевременное информационное обеспечение иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но главное - инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим реалиям.
2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала в РК
2.1 Формы участия иностранного капитала в РК
На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики. Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Но при противоположности взглядов они едины в одном - иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований - и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Казахстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей. В международной практике под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных средств, вкладываемые иностранными инвесторами в производство товаров и услуг с целью получения прибыли. Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса. Сегодня совершенно очевидно, что исторически сложившийся высокий уровень обособленности экономики Казахстана от мировой экономики не имеет будущего, поэтому ориентация на нее представляет собой один из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности казахстанской национальной экономики. Тот факт, что в западных инвестиционных средствах сегодня республика нуждается несравненно больше, чем вчера, подтверждает сложившаяся ситуация в Казахстане, когда почти все предприятия в долгах, возрастает просроченная задолженность, когда в конечном итоге все это ведет к спаду производства, прекращению государственного инвестирования промышленности. Суть проблемы аккумулирована в вещественных факторах производства. Все ощутимее становится старение основных фондов. Промышленность Казахстана нуждается в новых технологиях, более совершенной технике. Все это обусловливает необходимость привлечения иностранных инвестиций.
Казахстанские предприятия зачастую не отвечают требованиям рыночной экономики не только в силу изношенности своего оборудования, но и по многим другим показателям. Большинство из них стоят перед проблемой закрытия и организации на их месте новых, действительно современных предприятий, организаций. А это тоже требует значительных инвестиционных вливаний. К этому следует добавить, что в Казахстане, как и в других посткоммунистических государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, дело не только в нехватке внутренних сбережений для быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат - критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом. Хотя Казахстану и свойственны крупный рыночный потенциал, изобилие природных ресурсов и стратегическое деловое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативным отношением иностранных инвесторов к внутренней политике Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан. [2 стр. 267] бюрократия; финансовый риск; налоговый и финансовый режим Казахстана; правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права; валютный контроль. Два фактора из пяти, не являясь чисто экономическими, оказывают существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральными в странах СНГ, они также не функционируют в пользу притока иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов. Самый высокий рейтинг среди факторов имеет бюрократия. Бюрократия в нашем обществе во многом связана с малоэффективными способами проведения приватизационных и структурных преобразований. Хотя бы для незначительного сокращения бюрократии необходимо интенсивное разрешение первоочередных проблем, связанных с определением структуры собственности. Таким образом, определяются хозяева наших промышленных гигантов. После определения структуры собственности можно сокращать и бюрократический аппарат, тем более, что процесс передачи под управление означает наряду с финансовыми вливаниями и привлечение управленческого опыта. Валютные риски сопряжены с инфляцией и колебаниями валютных курсов. Высокий уровень инфляции часто создает множество трудностей, которые отражаются на способах деятельности многонациональных фирм. К наиболее значительным относятся следующие трудности: 1) ускоренная девальвация, или обесценивание местной валюты, или максидевальвация; 2) установление более жесткого контроля над капиталом и введение импортных ограничений; 3) снижение доступности кредитов и повышение процентов по займам; 4) накапливание счетов дебиторов и удлинение периодов инкассации; 5) введение ценового контроля с намерением взять под контроль инфляцию; 6) экономический и политический хаос и волнения среди населения; 7) бегство капитала; 8) усложнение оценки эффективности работы филиалов за границей. Еще один компонент валютного риска - это колебания валютных курсов. С колебаниями валютных курсов сопряжено выявление рисков трех типов: риск, связанный с валютными пересчетами; риск, связанный с валютными сделками; риск экономических последствий. Общие уровни налогообложения выступают в роли факторов, сдерживающих участие иностранных инвесторов в силу того, что они снижают прибыльность инвестиций. Уровни регулирования и налогообложения, приводящие к снижению прибыльности инвестиций после учета налогов, ниже уровня, требуемого для вознаграждения инвестора за неотъемлемый риск, на который он вынужден идти, выстраивают искусственные препятствия на пути притока инвестиций в Казахстан. Исходя из вышеизложенного, важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государств, и для инвестора состояние. В соответствии с этими требованиями, целесообразно выполнение следующих задач: ужесточение платежной дисциплины; соблюдение заключенных договоров и контрактов со стороны государства по налогообложению; упорядочение покрытия задолженности приватизированных предприятий предприятиями инвесторов. Несомненно то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты. Иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особые льготные для них условия. Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 года Закон “Об иностранных инвестициях”, который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложений иностранных инвестиций в Республике Казахстан. Правовой режим предусматривает существенные гарантии для иностранных инвесторов. Вкратце они сводятся к следующим положениям: · национальный режим, т.е. иностранные инвесторы, вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем для инвестиций отечественных инвесторов; · правительственные гарантии от имени республики; · гарантии от изменений законодательства и политической ситуации; · гарантии от экспроприации; · гарантии от незаконных действий государственных органов и должностных лиц; · компенсация и возмещение убытков иностранным инвесторам; · гарантии использования доходов и собственных валютных средств; · гласность в деятельности иностранных инвесторов; · гарантии при государственной проверке.
Необходимо заметить, что это твердый, последовательный и поступательно осуществляемый курс по постоянному совершенствованию правового режима иностранных инвестиций в Казахстане. [3 стр. 267] Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и одновременно финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений. [3 стрю278] Исходя из вышеизложенного, определяются основные формы привлечения и использования внешних источников финансирования, такие как: 1)Кредиты и займы международных финансовых организаций. 2)Прямые инвестиции. 3)“Портфельные” инвестиции. К первой категории инвестиций относятся кредиты и займы МВФ, МБРР, ЕБРР, АБР и других международных организаций, предоставляемые по линии официальной помощи развитию. Эти ресурсы направляются на развитие и поддержание приоритетных отраслей экономики стран-получателей помощи, на финансирование программ системного преобразования экономики, дефицита платежного баланса, финансирование социального сектора, на поддержку структурных преобразований и развитие сельского хозяйства, на финансирование проектов развития мелких и средних предприятий и т.д. Отрицательной стороной таких заимствований является то, что они увеличивают внешний долг страны.
Прямые инвестиции - это форма инвестиций, представляющая
собой долгосрочное вложение предпринимательского
капитала, которое обеспечивает иностранному
вкладчику контроль над деятельностью
заграничного предприятия. Прямые иностранные
инвестиции дают возможность инвестору
распоряжаться всей прибылью, полученной
зарубежным предприятием. В соответствии
с законами РК о внешнеэкономических связях,
к прямым инвестициям прежде всего относятся:
создание фирм, филиалов и предприятий
за границей, приобретение доли участия
в капитале иностранных предприятий, предоставление
кредитов собственным предприятиям за
границей или фирмам, в которых имеется
доля участия. Прямые иностранные инвестиции
при разумном их использовании способствуют
диверсификации экспорта, созданию дополнительных
рабочих мест в стране, позаимствовавшей
инвестиции, и по сравнению с иностранными
кредитами не увеличивают задолженности
страны, тем самым уменьшают отток валюты
за рубеж. Поэтому развивающиеся страны
стремятся привлекать именно прямые иностранные
инвестиции. Но для этих стран важно не
столько привлекать иностранные инвестиции,
сколько рационально их использовать. Следующей
формой внешнего финансирования являются
"портфельные" инвестиции, которые
представляют собой долгосрочные вложения
капитала в промышленные, сельскохозяйственные,
транспортные, кредитные и другие предприятия
за границей. Они производятся обычно
в форме покупки акций и облигаций заграничных
акционерных компаний. Как правило, составляют
менее 10% акционерного капитала предприятия;
не дают инвесторам права полного контроля
за деятельностью предприятий или владения
ими. На мировом рынке капиталов "портфельные"
инвестиции распространены в развитых
странах с нормально функционирующим
рынком ценных бумаг, фондовые ценности
которых общепризнанны и значимы на международном
фондовом рынке, и в которые вкладчики
вкладывают свои средства без особого
риска для себя. Это, в первую очередь,
портфели ценных бумаг международных
организаций, финансово-кредитных институтов,
ТНК и иностранных фирм- гигантов высокоразвитых
стран. Здесь целесообразно отметить роль
значимости "портфельных" инвестиций
в Республике Казахстан. К сожалению, такая
форма зарубежных инвестиций в республике
пока еще не нашла должного применения
по той простой причине, что иностранных
инвесторов не привлекает перспектива
вкладывания "портфельных" инвестиций
в Казахстан. Это объясняется существованием
ряда негативных факторов, характерных
для нынешней сложившейся ситуации в экономике
Республики Казахстан. Самым главным фактором,
препятствующим притоку "портфельных"
инвестиций в республику, является то,
что в Казахстане отсутствует нормально
функционирующий рынок ценных бумаг, в
котором была бы заложена реальная основа
для привлечения подобных инвестиций
в эту область. Несмотря на успешный дебют
казахстанских еврооблигаций на мировом
рынке капиталов (их выпуск произошел
в декабре 1996 года в г. Амстердаме) и на
мнения специалистов о том, что Казахстан
сделал свой первый удачный шаг в развитии
интеграции в международный рынок ценных
бумаг, внутренний фондовый рынок республики
недостаточно развит. Он функционирует
относительно на низком уровне и пока
все еще не признан на мировом фондовом
рынке. Законодательство, регулирующее
эту область экономики, нестабильно и
находится в стадии становления. Остальные
факторы непосредственно вытекают из
предыдущего: неопределенность, “непрозрачность”
рынка ценных бумаг республики, огромные
риски, сопряженные с ними, - все это отталкивает
иностранного инвестора вкладывать деньги
в ценные бумаги Казахстана. И все же "портфельные"
инвестиции в Казахстане привлекались
в основном через участие иностранного
капитала в приватизации по индивидуальным
проектам, которой было охвачено 143 объекта
национальной экономики, но реально к
середине 1994 года приватизировано с участием
иностранного капитала только 4, в их числе
Алматинский табачный комбинат, приобретенный
компанией “Филипп Моррис”, Алматинский
и Карагандинский маргариновые заводы,
Шымкентская кондитерская фабрика. В 1994г.
"портфельные" инвестиции составили
25 млн. долларов США. В последующие годы
число приобретаемых иностранными инвесторами
предприятий Казахстана увеличилось,
соответственно, возрос и приток "портфельных"
инвестиций в республику, о чем свидетельствуют
данные Национального Статистического
Агентства Республики Казахстан за 1995-1996
гг. 37,2 млн. и 205 млн. долларов соответственно. [9. стр. 237] Таким образом, с учетом вышеизложенной
информации в Казахстане в настоящий период
превалируют следующие формы внешнего
заимствования: · кредиты и займы международных
финансовых институтов и стран-доноров; · иностранный ссудный
капитал поступает в республику в настоящее
время в форме трех основных потоков:
· займы и кредиты по линии официальной
помощи развитию; · экспортные кредиты
под гарантии Республики Казахстан; · краткосрочные кредиты, предоставляемые
под гарантии коммерческих банков; · прямые иностранные инвестиции. Важно отметить, что республика использует
все эти источники для покрытия бюджетного
дефицита, дефицита платежного баланса,
финансирования программ системного преобразования
экономики, финансирования социального
сектора и как капитальные вложения в
реальный сектор экономики. В связи с ориентацией экономики Казахстана
на рыночное хозяйствование резко повысилась
потребность республики в привлечении
иностранных инвестиций, в разработке
месторождений нефти, газа, угля, черных
и цветных руд, в развитии нефтегазовых
промыслов, добычи минерального сырья,
его переработки. Активное привлечение
иностранного капитала в экономику Казахстана
началось с 1992 года в форме экспортных
кредитов на двухсторонней основе. Заключенные
таким образом кредитные соглашения с
МВФ создали условия для получения республикой
кредитных ресурсов у международных финансовых
организаций по линии официальной помощи
развитию, а конкретными предприятиями
и фирмами - займов от иностранных частных
кредиторов. Привлечение иностранного
капитала началось с покупок валютных
средств у МВФ и получения займов на льготных
условиях. Хотя и очевидна привлекательность
казахстанской экономики для привлечения
иностранного капитала, очевидно и то,
что получаемые кредитные ресурсы от зарубежных
инвесторов увеличивают внешний долг
страны и стимулируют рост инфляции в
республике. И в этой связи наиболее
целесообразным и безболезненным, с точки
зрения влияния на инфляцию и внешний
долг, является привлечение прямых иностранных
инвестиций, так как прямые инвестиции,
будучи привлеченные под собственные
гарантии заемщиков, снижают финансовые
обязательства государства по заимствованию
средств на структуризацию экономики.
Как было уже замечено ранее, прямые иностранные
инвестиции как категория международной
инвестиционной деятельности характеризуются
приобретением долговременного интереса
инвестора в хозяйственной деятельности
предприятия, являющегося резидентом
другой экономики. Обычно это взнос в уставный
капитал предприятия или приобретение
его контрольного пакета акций. Такой
интерес подразумевает значительное участие
иностранного инвестора в управлении
деятельностью предприятия. Целесообразно заметить, что стратегическое
положение Казахстана в Азиатском регионе,
богатые месторождения полезных ископаемых,
значительный потенциал АПК, а также высокий
образовательный уровень трудовых ресурсов
предопределили значительную роль прямых
иностранных инвестиций в общем потоке
внешних финансовых ресурсов. И, несмотря
на неразвитость инфраструктуры казахстанской
экономики, отсутствие многих элементов
рыночной системы, обеспечивающих необходимый
для инвестирования климат, уже в первые
годы независимости (1991-1993 гг.) в Казахстан
было вложено 1,2 млрд. долл. в виде прямых
иностранных инвестиций. Выгодност
2.2 Количественные показатели иностранных инвестиций в РК
По оценке журнала Euromoney,
в сентябре 2000 года по уровню инвестиционной
привлекательности Казахстан
Таблица 2.1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Казахстана в 1999-2000 гг.
Рейтинг инвестиционной привлекательности |
Рейтинг потенциала |
Рейтинг риска |
Регион |
|
1 |
1 |
2 |
г. Алма-Ата |
|
2 |
8 |
1 |
г. Астана |
|
3 |
7 |
5 |
Южно-Казахстанская обл. |
|
4 |
4 |
11 |
Павлодарская обл. |
|
5 |
2 |
15 |
Карагандинская обл. |
|
6 |
10 |
7 |
Актюбинская обл. |
|
7 |
13 |
4 |
Северо-Казахстанская обл. |
|
8 |
5 |
13 |
Костанайская обл. |
|
9 |
6 |
12 |
Атырауская обл. |
|
10 |
3 |
16 |
Восточно-Казахстанская обл. |
|
11 |
16 |
3 |
Кызылординская обл. |
|
12 |
14 |
6 |
Мангистауская обл. |
|
13 |
11 |
10 |
Жамбыльская обл. |
|
14 |
12 |
9 |
Акмолинская обл. |
|
15 |
9 |
14 |
Алма-Атинская обл. |
|
16 |
15 |
8 |
Западно-Казахстанская обл. |
|
Однако формальное сведение риска и потенциала не избавляет инвестора от сложного выбора. Он может либо вкладывать деньги в более прибыльные сферы, находящиеся в регионах с повышенными рисками инвестирования, либо в менее эффективные проекты, но в более "спокойных" для инвестора регионах. Найти "инвестиционный оптимум" (для каждого он, скорее всего, окажется своим) поможет распределение регионов Казахстана, представленное на Графике 2.9. Кроме Алма-Аты, обладающей особо благоприятным инвестиционным климатом, остальные регионы Казахстана распределились по трем основным группам. Каждая из этих групп отличается своеобразием инвестиционного климата. В первую группу с высоким потенциалом и высоким риском вошли два наиболее промышленно развитых региона - Карагандинская и Восточно-Казахстанская области. Несколько более благоприятные условия для инвесторов созданы в Карагандинской области. Улучшения инвестиционного климата в этих регионах возможно достичь прежде всего путем кардинального улучшения состояния окружающей среды. Так, по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Казахстана, среди промышленно развитых регионов республики на долю этих регионов приходится более половины всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Карагандинская область - 47,7%, Восточно-Казахстанская - 10,4%). Напротив, ограниченный инвестиционный потенциал, правда в сочетании с наиболее низким риском, имеет наиболее многочисленная группа казахстанских регионов, объединяющая Астану, Актюбинскую, Жамбыльскую, Западно-Казахстанскую, Кызылординскую, Мангистаускую, Северо-Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области. Эту группу возглавляет новая казахстанская столица - Астана. Как и в России, столица имеет минимальный риск, обойдя по этому параметру даже Алма-Ату. После переноса столицы экономика этого города развивалась бурными темпами, Астана была буквально обречена на инвестиционную активность. Тут проявились следствия ограниченного потенциала: развитие инфраструктуры не успевает за бурным ростом. Коммунальное хозяйство новых районов столицы не централизовано, возникают проблемы и с водным обеспечением. Остальные регионы группы специализируются в основном на сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Поэтому улучшение инвестиционного климата в этих регионах должно быть связано с повышением их потенциала на основе развития перерабатывающих отраслей. Оптимальное для условий Казахстана положение занимает группа, включающая Павлодарскую, Костанайскую, Атыраускую и Алма-Атинскую области. Для них характерно сочетание достаточно высокого потенциала и умеренного риска. Лидером этой группы является Павлодарская область. Сбалансированная структура экономики, представленная как добывающими, так и обрабатывающими отраслями, в сочетании с политикой местных властей по созданию благоприятной среды для развития бизнеса делают этот регион весьма привлекательным для инвесторов. Достаточно сказать, что Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса включило Павлодарскую область наряду с Астаной и Алма-Атой в группу с наиболее высокими показателями развития предпринимательства.