Инвестиционная деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым

Автор работы: Ольга Иванова, 09 Августа 2010 в 03:04, курсовая работа

Описание

Развитие рекреационного комплекса в АРК требует привлечения инвестиционных ресурсов, обоснования инвестиционных проектов, разработки путей привлечения инвесторов, т.е. формирования инвестиционной привлекательности региона является наиболее важным для региона, что и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Анализ последних публикаций свидетельствует о том, что ряд работ посвящены вопросам изучения рекреационного потенциала на примере Крымского предгорья [3, с. 8], оценке рекреационных ресурсов [13, с.165]. Однако проблемы эффективного использования рекреационных ресурсов в комплексе изучены недостаточно и требуют наиболее полного рассмотрения, что и обуславливает актуальность темы.
Целью данной работы является характеристика инвестиционной привлекательности полуострова Крым для развития на его территории курортного, санаторного, оздоровительного, туристического бизнеса, оценка рекреационных ресурсов, изучение путей повышения их эффективного использования.
Исходя из цели ставятся следующие задачи:
• дать характеристику рекреационным ресурсам и их классификацию:
• раскрыть основные проблемы по использованию рекреационных ресурсов;
• определить пути повышения эффективного использования рекреационных ресурсов Крыма.
Объектом данной работы является изучение инвестиционной деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым.
Предметом данной работы является инвестиционной деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Рекреационные ресурсы Крыма………...
Характеристика региона…………………………………..
1.2. Анализ рекреационно-туристического потенциала ……
ВЫВОДЫ к разделу 1……………………………………….
Раздел 2. Анализ организационно-экономической характеристики и инвестиционной привлекательности рекреационно-туристического потенциала АР Крым……………………………………………………………..
2.1. Инвестиционная привлекательность рекреационного комплекса…………………………………………………………
2.2. Анализ рекреационно-туристического потенциала ………
ВЫВОДЫ к разделу 2……………………………………….
Раздел 3. Инвестиционная деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым……………..
3.1 Инвестиционная деятельность в рекреационных районах..
3.2. Положительный опыт привлечения инвестиций………….
3.3. Инвестиционные проекты республиканского значения….
ВЫВОДЫ к разделу 3……………………………………….
Выводы….……………………………………………………………… 48
Список литературы……………………………………………………... 53
Приложения……………………………………………………………... 55

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 671.00 Кб (Скачать документ)

     Наиболее  освоенной частью полуострова является территория Большой Ялты, производящей около 64% всего объема туруслуг [5, с. 58]. Меньше всего освоен Северный и Западный Крым. Однако главная тенденция, которая обнаружилась в последние годы, это постепенный переход от использования главным образом ЮБК, в новые курортные регионы полуострова.

     В настоящее время материально-техническая  база рекреационных учреждений, ассортимент  и качество услуг отстают от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность крымского региона на международном рынке отдыха, оздоровления, санаторно-курортного лечения и туристических услуг и требует инвестиционных вложений.

     Итак, развитие рекреационного комплекса в АРК требует привлечения инвестиционных ресурсов, обоснования инвестиционных проектов, разработки путей привлечения инвесторов, т.е. формирования инвестиционной привлекательности региона.

     Дальнейшее  эффективное развитие республики в  целом и функционирование ее туристического комплекса зависят от решения земельных вопросов, проблем водоснабжения и водоотведения, утилизации мусора, сезонности отдыха. На современном этапе развития необходимо разрешить такую актуальную проблему, как нерациональное и неэффективное использование земель и естественных лечебных ресурсов в приморских регионах Крыма, так как береговая зона Автономной Республики Крым является территорией интенсивной эксплуатации природных ресурсов в различных сферах деятельности человека, включая морской транспорт, жилые и культурно-оздоровительные комплексы, систему водопользования и т. д. 
 

     2.2. Анализ рекреационно-туристического потенциала  

     В настоящее время в АРК осуществляют туристическую деятельность свыше 700 субъектов предпринимательства. В том числе иностранным туризмом занимаются около 300 предприятий, внутренним - около 400, зарубежным - 180. Из числа субъектов предпринимательской деятельности, имеющих лицензию на предоставление туристических услуг, собственную базу питания; имеют 85 предприятий, собственную базу размещения — 51 .[5, с. 115]

     Всего в экономику Крыма свои средства инвестировали представители 31 страны. Объемы поступления прямых иностранных  инвестиций за 2007 г. в экономику автономии  составили 120,5 млн. дол., из которых. В базе инвестиционных проектов санитарно-курортного и туристического комплекса АРК около 50 проектов на общую сумму 237 миллионов у.е., из которых 20 близки к завершению, причем более половины средств поступило из России [14].

     Реализация  задач стоящих перед правительством нашего региона в данный момент капитала в экономику Крыма, что даст прямой экономический эффект (рис. 4).

     Рекреационный эффект, получаемый за счет прироста национального  дохода в виду сокращения выплат по листкам временной нетрудоспособности, рассматривается, как часть интегрального социально-экономического эффекта. Помимо этого в Крыму производится отраслевой рекреационный эффект, получаемый непосредственно в рекреационном хозяйстве за счет разницы между зарубежной ценой на рекреационную услугу и полной себестоимостью ее производства.

     По  мере увеличения емкости санаторно-рекреационной  сети комплексный рекреационный  эффект, создаваемый в Крыму, значительно  возрастет.

     Несмотря  на очевидное социально-экономическое  преимущество рекреационного хозяйства, в экономической структуре республики оно занимает лишь пятое место по количеству занятых после промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, транспорта, машиностроения.

     Поскольку рекреационный эффект, созданный  в Крыму, не оплачивается другими государствами Содружества, крымчане вынуждены расплачиваться за вышеперечисленные поставки мясом, молоком, молочными продуктами, овощебахчевыми культурами, виноградом, продукцией садов, яйцами, телевизорами, известняком и т.д.

       Предполагается, что для создания нового гостиничного фонда и объектов инфраструктуры всего комплекса необходимо предусмотреть инвестиционные вложения на реконструкцию, перевооружение и новое строительство, что позволит поднять воспроизводственную структуру основных фондов региона на качественно новый уровень, кардинально изменить техническую базу и увеличить долю сервисного обслуживания туристов до 30-50% и окупить затраты в течение 5-7 лет. 
 
 
 

     Рис 4. Механизм формирования прямого экономического эффекта.

     В настоящее время назрела необходимость  в либерализации внешнеэкономической  деятельности и начало активной политики по интеграции Украины и крымского  региона в т.ч. в европейское  сообщество. В сфере туризма и  рекреации это должно означать создание благоприятных условий для иностранных и внутренних инвесторов. В настоящее время инвестиционный климат в Крыму большинством заинтересованных лиц оценивается как неблагоприятный. Для изменения его статуса на благоприятный необходимы изменения со стороны государственных органов. Основными изменениями должны стать твердые гарантии сохранности инвестиций. Так, наиболее распространенным является мнение о том, что инвесторам не нужны даже специальные льготы, но необходима твердая уверенность в том, что их деньги останутся их деньгами. В этом отношении Украина ни Крым пока еще не может заявлять о своих твердых гарантиях.

     Также одним из приоритетных направлений  в привлечении иностранных инвестиций в туризм в Украине может стать  формирование свободных зон рекреационного предпринимательства.

     Создание  туристических и курортно - рекреационных  СЭЗ наряду с дополнительным привлечением иностранной валюты позволит решить комплекс экономических, экологических, социальных, научных и других проблем, связанных с кардинальным улучшением данного вида деятельности, в т.ч.: реконструкции материально-технической базы курортов, расширение набора рекреационных услуг и видов досуга, повышения квалификации и заработной платы обслуживающего персонала.

     Исходя  из отсутствия традиционного опыта создания рекреационных СЭЗ и последствий их экономического, социального и экологического влияния на прилегающий регион целесообразно на первом этапе формирования отдельных локальных зон, компактное размещение которых позволит с максимальной эффективностью использовать зарубежный опыт и потенциал в данной сфере деятельности.

     Туристические и курортно-рекреационные СЭЗ  должны создаваться в границах уже  сложившихся курортных районов  и рекреационных зон. При этом предпочтение необходимо отдавать тем  участникам, которые имеют выгодную транспортную инфраструктуру, сложившуюся сеть здравниц и туристических учреждений.

     Первоочередными объектами создания туристических  и курортно-рекреационных СЭЗ  должны стать здравницы Крымского  курортно-рекреационного региона, который является особо привлекательным для западных интуристов и предпринимателей в связи с возможностью вложения своих инвестиций в эту перспективную сферу деятельности и получения значительной прибыли в условиях повышающейся международной конкуренции на мировом рекреационном рынке. Спецификой развития указанных СЭЗ должно стать формирование крупной, ориентированной на экспорт базы по добыче, использованию и вывозу в другие регионы Украины, страны СНГ, а также за рубеж части особо ценных видов рекреационных ресурсов, обладающих конкурентоспособностью на мировом рынке, таких как высококачественные лечебные иловые грязи, минеральные воды и т.д.

     Рассмотрев  некоторые предпосылки функционирования рекреационно-туристической отрасли  экономики Крыма, которая по оценкам международных экспертов, является одной из наиболее быстрорастущих в мире. И у нас она может стать одной из самых рентабельных при условии государственной политики, направленной на ее активное совершенствование. Рекреационно-туристическая индустрия не является наукоемкой, не является экологически опасной (при ее разумном развитии) и позволяет достаточно быстро получить доход на вложенный капитал. Теперь задачей государства является направление и определение основных принципов развития индустрии. Есть возможность привлечь в эту отрасль не только зарубежный, но и внутренний инвестиционный капитал, что может активно способствовать выходу украинской экономики из кризиса.

     Страна, повышая уровень жизни своих  граждан, невольно привлекает их путешествовать. Недаром одни из самых путешествующих наций - это немцы и японцы. Однако, развивая эту отрасль, можно добиться повышения уровня благосостояния населения  страны. Кроме того, туризм способствует улучшению экологической обстановки в стране. Ведь никто не захочет ехать в страну, где нет нормальных условий для жизни, где природа не ценится как наивысшее достояние державы.

     Также туризм через межкультурное взаимопонимание  влияет на людей, делая их более терпимыми, друг к другу. Это помогает избежать конфликтов и войн. Не случайно, что страны, провозгласившие политический нейтралитет, - Швейцария, Швеция, Австрия, Мексика, всегда были и остаются притягательными для туристов. В условиях мирных, стабильных двухсторонних и многосторонних отношений между государствами международный туристический обмен значительно возрастает. И нашему региону, стремясь к организации на своей территории высокоразвитого курортно — туристического хозяйства, необходимо создать единый орган центральной исполнительной власти со статусом Министерства, который бы обеспечил эффективное руководство курортно-туристической отраслью и разработку нормативно-правовых актов, направленных на развитие этой сферы.

    Согласно  официальной статистике Министерства курортов и туризма АРК, в здравницах автономии за январь-август т.г. отдохнули 800 тысяч человек - на 181 тысячу меньше (на 18%), чем за аналогичный период прошлого года. А в 2008 году количество отдыхающих сократилось на 12% в сравнении с 2007 годом. В целом, с начала года в Крыму отдохнули 4 млн. 300 тысяч человек, что на 619 тысяч, или на 12,5% меньше соответствующего показателя 2008 года. Интересно, что количество санаторно-курортных учреждений и туристских предприятий в Крыму практически не изменилось, как и в прошлом году их около 280.

      Что касается цен, то, как утверждают эксперты, они сохранились на уровне прошлого года. Стоимость проживания в крымских отелях на Южном берегу давно сравнялась с  ценой в турецких и египетских гостиницах с соответствующим количеством звезд. Отдельная история частный сектор, здесь все зависит от чувства меры у хозяина жилья.

     Т.о. В настоящее время назрела необходимость в либерализации внешнеэкономической деятельности и начало активной политики по интеграции Украины и крымского региона в т.ч. в европейское сообщество. В сфере туризма и рекреации это должно означать создание благоприятных условий для иностранных и внутренних инвесторов. В настоящее время инвестиционный климат в Крыму большинством заинтересованных лиц оценивается как неблагоприятный. Для изменения его статуса на благоприятный необходимы изменения со стороны государственных органов. Основными изменениями должны стать твердые гарантии сохранности инвестиций. Так, наиболее распространенным является мнение о том, что инвесторам не нужны даже специальные льготы, но необходима твердая уверенность в том, что их деньги останутся их деньгами. В этом отношении Украина ни Крым пока еще не может заявлять о своих твердых гарантиях.

     Также одним из приоритетных направлений в привлечении иностранных инвестиций в туризм в Украине может стать формирование свободных зон рекреационного предпринимательства.

     Создание  туристических и курортно - рекреационных  СЭЗ наряду с дополнительным привлечением иностранной валюты позволит решить комплекс экономических, экологических, социальных, научных и других проблем, связанных с кардинальным улучшением данного вида деятельности, в т.ч.: реконструкции материально-технической базы курортов, расширение набора рекреационных услуг и видов досуга, повышения квалификации и заработной платы обслуживающего персонала. 

      ВЫВОДЫ  к Разделу 2.

     Развитие  рекреационного комплекса в АРК  требует привлечения инвестиционных ресурсов, обоснования инвестиционных проектов, разработки путей привлечения инвесторов, т.е. формирования инвестиционной привлекательности региона, что и обусловило актуальность настоящего исследования.

     Дальнейшее  эффективное развитие республики в  целом и функционирование ее туристического комплекса зависят от решения земельных вопросов, проблем водоснабжения и водоотведения, утилизации мусора, сезонности отдыха. На современном этапе развития необходимо разрешить такую актуальную проблему, как нерациональное и неэффективное использование земель и естественных лечебных ресурсов в приморских регионах Крыма, так как береговая зона Автономной Республики Крым является территорией интенсивной эксплуатации природных ресурсов в различных сферах деятельности человека, включая морской транспорт, жилые и культурно-оздоровительные комплексы, систему водопользования и т. д.

     В настоящее время назрела необходимость  в либерализации внешнеэкономической  деятельности и начало активной политики по интеграции Украины и крымского  региона в т.ч. в европейское  сообщество. В сфере туризма и  рекреации это должно означать создание благоприятных условий для иностранных и внутренних инвесторов. В настоящее время инвестиционный климат в Крыму большинством заинтересованных лиц оценивается как неблагоприятный. Для изменения его статуса на благоприятный необходимы изменения со стороны государственных органов. Основными изменениями должны стать твердые гарантии сохранности инвестиций. Так, наиболее распространенным является мнение о том, что инвесторам не нужны даже специальные льготы, но необходима твердая уверенность в том, что их деньги останутся их деньгами. В этом отношении Украина ни Крым пока еще не может заявлять о своих твердых гарантиях.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым