Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа
Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
2) выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации
3) определить роль инвестиций на примере Республики Карелия
Введение
Глава I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение
2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
1.1 инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
1.2 инвестиционная политика в посткризисный период
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности
2.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования
2.3 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
Глава II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства
1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития
1.2 проблемы бюджетного финансирования инвестиций
1.2механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
1.3 российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования
2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики
2.1 денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
2.2 формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
2.3 активная промышленная и структурная политика
2.4 налоговая политика
2.5 правовые и нормативные методы регулирования
3. Региональные аспекты инвестиционной политики
3.1 причины активизации инвестиционной политики
3.2 проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
3.3 инвестиционная политика в Республике Карелия
Заключение
Список литературы
Важной проблемой связанной с использованием государственных инвестиций, является их низкая по сравнению частными эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что используемые при распределении государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования инвестиции реструктуризации национальной экономики.
Отсутствие системной основы в организации инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности и реальности бюджетного планирования явились причинами постоянного недофинансирования государственных инвестиционных программ. Так, в 1999г. Проектируемые ресурсы бюджета составили 20,775 млрд. руб., но реально из запланированных сумм на инвестиционные проекты было выделено всего 6,3 млрд. руб.
Данные факты свидетельствуют о необходимости усиления роли селективного подхода при государственном инвестировании, концентрации государственных инвестиций на строго определённых приоритетных направлениях, ужесточения контроля за средствами Бюджета развития, отбором конкурсных проектов.
Сумма инвестиций из
Федерального бюджета за
1.2 Механизм отбора
В рыночной экономике, где
основным критерием инвестирования
выступает эффективность
Государственная поддержка
частных инвестиций осуществляется
посредством долевого участия государства
в инвестиционных проектах, прошедших
конкурсный отбор. Размещение централизованных
инвестиционных ресурсов на конкурсной
основе ориентировано на повышение
инвестиционной активности и мобилизацию
капитала частных отечественных
и иностранных инвесторов по приоритетным
направлениям экономического развития,
подъём коммерческой, бюджетной и
народно-хозяйственной
Первым документом, регламентирующим порядок финансирования инвестиционных проектов, явились «Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов» (Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Министерством строительства РФ 2 декабря 1994 г. и введены в действие с 1 января 1995).
В Методических указаниях были определены условия участия инвестиционных проектов в конкурсе, этапы его реализации и проведения, функции федеральных органов власти и Комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ, права и обязанности организаторов конкурса, даны рекомендации по подготовке пакета документов, в том числе и бизнес-плана в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами проектного финансирования, изложены основные требования к конкурсным предложениям, механизм рассмотрения инвестиционных проектов и оформления результатов конкурсов.
Новый порядок финансирования инвестиционных проектов предоставлял инвесторам право выбора формы участия государства в финансовом обеспечении прошедшего инвестиционный конкурс проекта. Участие государства в финансировании инвестиционного проекта могло осуществляться в следующих формах:
государственного
закрепления в государственной
собственности части акций
Начиная с 1997 г. получили развитие
новые подходы в области
Сертификация проекта удостоверяет его качество и определяет размер государственной поддержки:
(в процентах от
стоимости проекта)
производство продукции (услуг),
не имеющей аналогов
в мире (при подтверждении Роспатентом)
экспорт продукции (услуг) обрабатывающей
промышленности
импортозамещение (при более
низкой цене)
удовлетворение
Сертификация проекта
позволяет проводить аукционы по
привлечению инвесторов. Контакты с
зарубежными инвесторами
Бюджет развития был образован как специальный инструмент, аккумулирующий инвестиционные ресурсы федерального бюджета с целью их использования для финансирования инвестиционных проектов и привлечения средств частных инвесторов. Ресурсы Бюджета развития могут использоваться для долевого финансирования инвестиционных проектов на конкурсных, платных, возвратных началах, а также предоставления государственных гарантий на конкурсной основе на заемные средства (при верхнем пределе гарантий до 40 % от суммы заемных средств).
1.3 Российский банк развития
и его задачи в сфере
С целью активизации
Российский банк развития (РБР) должен обеспечить качественный прорыв в сфере производственного инвестирования, важнейшими условиями которого являются наличие достаточного капитала, специальных каналов поддержки ресурсной базы, твердых государственных гарантий, коммерческих основ деятельности, четкая организация инвестирования и жесткий контроль за целевым использованием средств.
Деятельность РБР должна
осуществляться на основе государственных
инвестиционных программ, а его активы
обеспечиваться государственными гарантиями.
С целью повышения
Таким образом, создание Российского банка развития должно явиться важной составляющей целенаправленной политики государства по мобилизации капитала для осуществления инвестиций в реальный сектор экономики. Если удастся обеспечить достаточность ресурсной базы РБР и направленность его деятельности исключительно на достижение заявленных целей, то банк может стать действительным ориентиром для потенциальных инвесторов, как западных, так и российских.
2. Создание институционально-
Создание государством благоприятных
условий для роста
2.1 Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
Обеспечение устойчивого инвестиционного подъема прежде всего предполагает рост монетаризации экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановлений платежной системы, дедолларизацию и повышение роли национальной валюты.
Рост монетаризации экономики
может достигнут путем
Важным инструментом целевого
регулирования денежных потоков
является государственное воздействие
на динамику процентных ставок. Так
с целью активизации
Использование государственного
регулирования характеризуется
определенной цикличностью. В условиях
обострения структурных диспропорций,
когда действие рыночных механизмов
становиться недостаточным для
того чтобы обеспечить, с одной
стороны, сдерживание развития избыточных
производств и обесценения основного
капитала, а с другой, наращивание
инвестиционной активности, роль государственного
воздействия на экономику, в том
числе целевого регулирования денежных
потоков, возрастает, при переходе экономики
к устойчивому росту –
Совершенствование структуры
денежной массы связано также
со снижением доли наличных денег
в обращении, для чего требуются
введение жестких ограничений на
платежи наличными деньгами во всех
сферах экономики, дальнейшая компьютеризация
расчетов, расширение безналичных форм
платежного оборота. Проведение этих мероприятий,
позволяющих расширить
Создание механизмов притока
капитала в производственный сектор
является важной составляющей эффективной
организации денежного
2.2 Формирование эффективной
инфраструктуры финансового
Воздействие на инвестиционную
активность банков. Пересмотр прежней
системы регулирования в
Важное значение в повышении инвестиционной активности банковской системы имеет создание системы стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных гарантий.
К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно также отнести снижение нормативов резервных отчислений и льготное налогообложение.
Среди возможностей использования льготного налогообложения для стимулирования инвестиций активности коммерческих банков, могут быть рассмотрены такие методы, как снижение налогооблагаемой базы на сумму инвестиционных активов, применение льготного налогообложения прибыли банков при условии выдачи долгосрочных кредитов по низким процентным ставкам, предоставление льгот по налогу на прибыль, возмещающее потери банков от выделения инвестиционных кредитных ресурсов.
Создание системы
Создание системы
В принятом и вступившем в силу федеральном законе “О страховании вкладов физических лиц”, предусматривался обязательный порядок внесения вступительного (0,5 % от собственных средств банка) и календарных взносов (до 1 % от средней хронологической ежедневных балансовых остатков вкладов за календарный год) для банков, осуществляющих привлечение средств физических лиц во вклады; частичное покрытие вкладов на основе прогрессивной шкалы.