Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа
Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
2) выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации
3) определить роль инвестиций на примере Республики Карелия
Введение
Глава I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение
2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
1.1 инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
1.2 инвестиционная политика в посткризисный период
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности
2.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования
2.3 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
Глава II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства
1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития
1.2 проблемы бюджетного финансирования инвестиций
1.2механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
1.3 российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования
2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики
2.1 денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
2.2 формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
2.3 активная промышленная и структурная политика
2.4 налоговая политика
2.5 правовые и нормативные методы регулирования
3. Региональные аспекты инвестиционной политики
3.1 причины активизации инвестиционной политики
3.2 проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
3.3 инвестиционная политика в Республике Карелия
Заключение
Список литературы
Создание системы
Государственная политика должна
быть направлена, с одной стороны,
на создание равных условий для вложений
в различные секторы экономики,
обеспечение государственной
2.3 Активная промышленная и структурная политика
Задачи обеспечения
Реструктурирование
Реструктуризация также
предполагает выделение и поддержку
конкурентоспособных
Другая сторона этой проблемы
связана с необходимостью повышения
низкой в настоящее время способности
восприятия производственного сектора
к инвестициям. Отсутствие перспективных
прогнозов развития на многих российских
предприятиях, недостаточность эффективных
инвестиционных проектов, низкая степень
проработанности имеющихся
Ключевым направлением реструктурирования
реального сектора является создание
условий для становления
Создание и функционирование финансово-промышленных групп (ФПГ) опирается на два экономических фактора: с одной стороны, это содействие росту эффективности производства, с другой — повышение уровня конкуренции на национальном и региональных рынках. ФПГ должны противодействовать спаду экономики, стабилизируя межхозяйственные связи и формируя внутреннюю конкурентную среду; ослаблять неплатежи; поддерживать малый и средний бизнес, включая его представителей в круг своих партнеров; усиливать регулируемость национальной экономики, снижать риски для инвесторов.
Для стимулирования процессов
становления корпораций, способных
к самостоятельному выживанию в
условиях внутренней нестабильности и
жесткой международной
Задача государственного
регулирования состоит в том,
чтобы усилить позитивные моменты
в деятельности ФПГ и ослабить
негативные. Следует упростить процедуры
регистрации ФПГ, предоставить группам
приоритетное право на приобретение
пакетов акций предприятий, входящих
в технологические цепочки. Необходимо
разработать специальную
При рассмотрении инвестиционной
активности выявлена определенная устойчивость
групп инвестиционно-активных инвестиционно-пассивных
предприятий. За период с 1997-2002 гг. 35% предприятий
вообще не осуществляли инвестиций и
только 3% делали это регулярно, остальные
62 % инвестировали периодически. В
результате исследований выявлено, что
низкий уровень инвестиционной активности,
что основным источником финансирования
инвестиционной деятельности для большинства
опрошенных предприятий (свыше 70 % предприятий
всех отраслей промышленности) остаются
собственные финансовые средства. Из-за
высоких процентных ставок и сложностей
доступа к кредитным источникам
предприятия крайне редко используют
кредитные средства для осуществления
инвестиций. Банковский кредит считают
возможным источником ресурсов только
каждое седьмое инвестирующее
К 2000 г. усилилась тенденция осуществления инвестиций в основное производство за счет собственных источников. Так действует каждое второе предприятие среди инвесторов и каждое пятое среди неинвесторов, так как инвестиции в реальный сектор экономики остаются малопривлекательными для банков. По оценкам руководителей банков, это связано с высокими рисками и длительной окупаемостью инвестиционных проектов. В связи с этим при рассмотрении активных предприятий и пассивных по секторам промышленности и отраслевой принадлежности были выявлены определенные различия. Наиболее благополучными среди инвесторов являются предприятия пищевой промышленности и электроэнергетики. Анализ направленности инвестиционной активности промышленных предприятий за период 1997-2002гг. свидетельствует о том, что в качестве приоритетных целей для предприятий большинства отраслей промышленности сохранялась тенденция осуществления инвестиций не в комплексные инновации, а в отдельные мероприятия, связанные в основном с поддержанием текущего производства. Это снижает прибыльность инвестиционных мероприятий и не позволяет перейти к выпуску конкурентоспособной продукции. В то же время, доминирующим фактором, стимулирующим инвестиционную активность, предприятия отметили спрос на выпускаемую продукцию. На это указали 65 % респондентов. При оценке факторов, сдерживающих инвестиционную деятельность, около 70 % предприятий указали негативное влияние экономической и политической ситуации в стране, более половины респондентов – на недостаток собственных финансовых средств и 40 % - на высокий процент коммерческого кредита и сложности его получения. Ответы респондентов, относительно ближайшей перспективы позволили сделать прогноз характера инвестиционного процесса в отраслях промышленности: большинство предприятий промышленности (75 %) будут осуществлять инвестиции, причем увеличивать вложения будут только 30 %, а внедрять новые производственные технологии – 25 %. Таким образом, основным направлением инвестиций на промышленных предприятиях останется замена изношенной техники, а уровень расширения и внедрения новых производственных мощностей останется невысоким. Это связано с такими факторами, как недостаточность финансовых средств; избыток производственных мощностей; высокие проценты банковских кредитов; высокий уровень страховых рисков; отсутствие страховой и гарантийной систем; недостаточный платежеспособный спрос.
2.4 Налоговая политика
В области налоговой политики
создание благоприятных условий
активизации инвестиционной деятельности
в производственном секторе предполагает
повышение действенности
В Налоговом кодексе льготы
по налогообложению существенно
сокращены. В частности, в системе
налоговых скидок не предусмотрена
льгота по расходам на капитальные
вложения. Это связано с тем, что
данная льгота во многом не выполняла
возложенной на нее роли стимулирования
инвестиций в реальный сектор экономики
из-за неконкретности механизма реализации,
предусмотренного законодательством.
Практическое применение существующих
ограничений (данная льгота предоставляется
при условии полного
Более эффективным видом
налоговых льгот, получившим распространение
в западной практике, является инвестиционный
налоговый кредит. Он предусматривает
уменьшение в течение определенного
срока и в допустимых пределах
платежей по налогу на прибыль (доход),
а также по региональным и местным
налогам с последующей
В России порядок применения
инвестиционного налогового кредита
был определен Федеральным
проведение организацией
научно-исследовательских и
осуществление внедренческой
или инновационной
выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
В первом случае сумма инвестиционного кредита может быть равна 30%- стоимости приобретенного для проведения НИОКР или технического перевооружения оборудования. В остальных случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Предприятие может получить несколько инвестиционных налоговых кредитов по разным основаниям при соблюдении определенных ограничений. В частности, в каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот период.
Инвестиционный налоговый кредит может предоставляться на срок от одного до пяти лет. Проценты, начисляемые на полученную сумму, не должны быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка. Субъектам Федерации и органам местного самоуправления дано право устанавливать иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита (в том числе сроки действия и. ставки процентов за кредит) по региональным местным налогам соответственно.
2.5 Правовые и нормативные методы регулирования
Совершенствование правового
регулирования инвестиционного
процесса является одним из важнейших
условий его активизации. Базисными
законами в области инвестиционной
деятельности являются, как отмечалось,
Федеральный закон «Об
Между тем в практической
организации инвестиционной деятельности
остается целый ряд проблем, которые
требуют правовой регламентации. К
ним можно отнести: гарантии реального
обеспечения прав собственности, вопрос
о частной собственности на землю,
процедуры регистрации