Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Децентрализация государственного управления экономикой страны привела к усилению роли региональных органов власти в регулирования экономических процессов. Различия в социально-экономическом развитии каждого региона диктуют необходимость формирования сбалансированной региональной инвестиционной политики. Региональные органы должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы, формировать благоприятные условия для привлечения необходимого объема инвестиций в промышленность региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ………………………………………..3
1.1 Современные подходы к трактовке понятий инвестиций и инвестиционной деятельности…………………………………………………..3
1.2 Регион как объект приоритетного инвестирования………………………..7
1.3 Сущность и составляющие инвестиционной привлекательности регионов…………………………………………………………………………..9
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ…………….14
2.1 Обоснование необходимости системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности регионов………………………………..14
2.2 Критерии и факторы оценки инвестиционной привлекательности регионов……………………………………………………………....................18
2.3 Анализ современных методик оценки инвестиционной привлекательности регионов…………………………………………………..22
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ……………………………………...36
3.1 Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности….36
3.2 Обзор современного российского опыта повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ…………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по инвестициям.docx

— 373.59 Кб (Скачать документ)

3) отсутствие научного  обоснования методических положений  анализа и прогнозирования инвестиционной  привлекательности регионов;

4) недостаточная обоснованность  принципов агрегирования десятков  отобранных для оценки показателей;

5) сложность определения  критерия обоснованности применяемых  методик. 

Следует отметить и нерегулярность проведения оценки.

Таким образом, возникает  необходимость дальнейших исследований и разработки системного подхода  к оценке инвестиционной привлекательности  регионов с позиций их отраслевой специализации.

В рамках такого подхода, с  учетом существующих методик оценки, Т.М. Смаглюковой в ее работе «Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов» , предложена комплексная методика оценки, учитывающая территориальные  факторы и отраслевые условия  развития регионов.

В основе методики лежит  расчет сводного интегрального показателя инвестиционной привлекательности, который  формируется под влиянием множества  частных факторов, измеряемых соответствующими показателями.

Расчет итогового показателя инвестиционной привлекательности  региона в работе производится по формуле:

 

 

Х, Y – веса каждого показателя инвестиционной привлекательности.

Для оценки инвестиционной привлекательности региона с  позиций территории или отрасли  в работе используется модель, включающая две составляющие:

1) экономическую отдачу (оценивает  уровень доходности инвестируемых  средств);

2) рискованность вложений (оценивает степень риска, связанного  с рассматриваемым уровнем региона  (территории или отрасли).

 

 

Таким образом, показатель инвестиционной привлекательности территории (отрасли) представляет собой чистую экономическую  отдачу от вложения инвестиций, которая  определяется как размер полученного  от инвестирования дохода за минусом  потерь, вызванных проявлением рисков.

Показатель экономической  отдачи определяется в работе как  отношение прибыли, полученной организациями  региона в анализируемом периоде  к величине вложенных в предыдущем периоде инвестиций в основной капитал. Смаглюкова замечает, что полученный результат представляет собой усредненную  величину, поскольку достоверно выяснить число организаций, получивших прибыль  от инвестиций в анализируемом периоде, затруднительно.

 

 

где ЭОр – показатель экономической отдачи региона;

П – сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций региона, полученный в анализируемом периоде;

Y – объем инвестиций  в основной капитал, вложенных  в регион в предыдущем периоде.

Исходя из того, что сальдированный финансовый результат деятельности организаций является величиной  общей по всем предприятиям региона, можно сделать вывод, что экономическая  отдача характеризует эффективность  функционирования региона в целом. Основываясь на этом Т.М. Смаглюкова предлагает формулу (5) преобразовать  в формулу (8):

 

 

Показатель рискованности  вложений позволяет оценить, какая  часть доходов будет потеряна в результате проявления рисков. Определить уровень рискованности вложений Т.М. Смаглюкова предлагает по формуле  средневзвешенной арифметической величины значений частных факторов:

 

 

где РВj – показатель, определяющий уровень рискованности вложений в j – регион или отрасль;

Кi – величина частного показателя инвестиционного риска;

mi – вес частного показателя, определяемый экспертным путем;

n – число показателей;

i – индекс частных  показателей; i = 1, 2, … n – в соответствии  с максимальным числом анализируемых  нами показателей.

Из всего многообразия показателей, определяющих инвестиционную привлекательность региона, Т.М. Смаглюкова выбирает показатели, в наибольшей степени соответствующие требованиям  комплексной оценки. По ее мнению данные показатели включаются в состав факторов инвестиционной привлекательности, отражающих все стороны инвестиционного  процесса. Совокупность сформированных показателей затрагивает внешние  и внутренние факторы функционирования регионов как экономических систем и объектов инвестирования. К числу  факторов инвестиционной привлекательности  регионов Т.М. Смаглюкова относит:

 

1) политический;

2) социальный;

3) экономический;

4) экологический;

5) инфраструктурный;

6) законодательный и криминальный; 

7) инновационный;

8) производственный;

9) трудовой;

10) финансовый;

11) инвестиционный;

12) ресурсно-сырьевой.

 

С помощью всех приведенных  факторов по мнению Т.М.  Смаглюковой  может быть проанализирована рискованность  вложений на территориальном уровне. Для оценки рискованности вложений на отраслевом уровне из перечня исключены  политический, социальный, инфраструктурный, законодательный и криминальный, инновационный и ресурсно-сырьевой факторы. Это объясняется их незначительным влиянием на формирование оцениваемого показателя. Кроме того, включение  одних и тех же показателей  в состав факторов как территориальной, так и отраслевой инвестиционной привлекательности, считается нецелесообразным.

С целью приведения в соответствие количества показателей инвестиционной привлекательности требованиям  малой выборки, в работе производится их ранжирование по степени влияния  на показатель объема инвестиций в  основной капитал, характеризующий  инвестиционную активность в регионах. Выявление степени тесноты взаимосвязи  между переменными (объемом инвестиций и показателями инвестиционной привлекательности) осуществляется путем расчета коэффициента корреляции. Таким образом, выявляется группа наиболее значимых показателей, характеризующих рассматриваемый  регион комплексно: в территориальном  и в отраслевом аспектах.

Для сравнения показателей  между собой и использования  полученных значений в дальнейших расчетах в работе предлагается использовать метод балльной оценки по 10-балльной шкале, позволяющий произвести перевод  разных шкал измерения в одну –  балльную .

Расчет показателя рискованности  вложений предполагает определение  весов отобранных показателей. Для  этого в работе используется метод  экспертных оценок. ,

Используя рассчитанные показатели экономической отдачи и рискованности  вложений на территориальном и отраслевом уровнях, можно определить комплексный  показатель инвестиционной привлекательности  региона по формуле (8).

Данный показатель позволяет  определить регион, наиболее привлекательный  для инвестирования с позиций  осуществления вложений в конкретную отрасль экономики. Кроме того, субъекты инвестиционной деятельности и прочие заинтересованные лица имеют возможность  анализировать текущее состояние  регионов либо сравнивать регионы между  собой. Для этого в работе предложена следующая классификация регионов по степени их инвестиционной привлекательности (табл.3).

 

Таблица 3

Классификация регионов по степени их инвестиционной привлекательности

 

Источник: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=22724

 

Ранжирование регионов в  работе осуществляется на основе среднероссийского  уровня странового риска, рассчитанного  с помощью метода кумулятивного  построения. Согласно этому подходу  уровень странового риска может  быть определен как:

 

r = rf + Δr,         (10)

 

где rf – доходность безрисковых  активов;

Δr – риск-премия.

В связи с необходимостью учитывать субъективную составляющую для стратегических инвесторов Т.М. Смаглюкова считает целесообразным в качестве rf использовать величину ставки рефинансирования ЦБ РФ, которую  принято относить к безрисковым  ставкам. 

Величина риск-премии в  работе рассчитывалась исходя из странового кредитного рейтинга, т.е. риск-премия представляет собой оценку суверенного  риска с точки зрения внешних  инвесторов.

В результате критическая  величина комплексного показателя инвестиционной привлекательности составила:

 

r = ИП кj = 0,11 + 0,675 = 0,1775.

 

Таким образом, предлагаемая методика оценки инвестиционной привлекательности  регионов позволяет увязать полученные значения комплексного показателя инвестиционной привлекательности с финансовыми  расчетами инвесторов и местных  органов власти, а также характеризовать  доходность вложенных средств с  учетом вероятных потерь. Кроме того, методика применима и за пределами  РФ, поскольку позволяет установить различия в развитии регионов, выделить факторы, определяющие их, разработать  механизм воздействия на эти факторы, способствующий достижению желаемого  уровня развития региона при минимальных  затратах.

 

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ

 

3.1 Зарубежный  опыт повышения инвестиционной  привлекательности и возможности  его применения в РФ

 

Рассмотрев факторы, влияющие на формирование благоприятного инвестиционного  климата региона, нельзя не отметить, что, прежде всего, необходимо целостное  представление государства с  точки зрения инвестиционной привлекательности  на мировой арене. Стратегия продвижения  инвестиционного имиджа имеет большое  значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. В этой связи  особенно интересен опыт Ирландии –  страны, которая добилась успеха за счет четко сформулированной активной политики, направленной на развитие конкретных отраслей промышленности. Где в настоящее  время более двух третей всей промышленной продукции производится иностранными фирмами, а иностранные инвестиции позволили в последние годы добиться высоких темпов экономического роста.

Исследования, опирающиеся  на опыт 50 промышленно развитых и  развивающихся стран, показали, что  маркетинговые расходы на поощрение  инвестиций способствуют росту прямых иностранных инвестиций. Был сделан вывод, что каждый доллар, потраченный  на продвижение инвестиционного  имиджа, мог принести прибыль, чистая приведенная (дисконтированная) стоимость  которой достигла 4 доллара.

В составе основных направлений  государственной политики, ориентированной, в том числе, на улучшение инвестиционного  климата, заслуживают внимания следующие:

• поддержка инновационной и исследовательской активности, первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий;

• создание технопарков и инновационных кластеров ;

• формирование инфраструктурных и финансовых условий, благоприятных для иностранных инвесторов. В их числе: предоставление им земельных участков для строительства промышленных помещений, грантов на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки, капитальных субсидий для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий, налоговых льгот ;

• формирование института государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры инвестиционного процесса. Так, для удовлетворения запросов ведущих компаний в сфере информационных технологий реализуются проекты по расширению и модернизации сетей для передачи информации, которые предполагают: модернизацию локальных внутренних сетей с переходом на усовершенствованные телефонные линии и беспроводные методы соединения; модернизацию в более отдаленной перспективе линий международной связи с использованием оптоволоконных соединений .

Опыт США. В оценке опыта  США следует обратить внимание на ряд важных для целей данной работы положений:

1) Создание благоприятного  инвестиционного климата определяется  как одно из ключевых направлений  деятельности территориальных органов  власти. Особое внимание уделяется  экономико-организационному обеспечению  притока иностранных инвестиций. В настоящее время на уровне  местных органов власти действуют  около 6 тыс. программ стимулирования  экономического развития, предусматривающих  широкие нефинансовые льготы  для иностранных инвесторов.

К числу важнейших рычагов  воздействия на инвестиционную активность предпринимательских структур относятся: развитие за счет средств органов  власти штатов производственной и социальной структуры; подготовка в инженерном отношении мест для возможного промышленного  строительства; создание специально оборудованных  для этого промышленных   парков,  технополисов,  научно-технологических  парков  и т. д.

Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется посредством льготного налогообложения, предоставления дешевых кредитов, субсидий, дотаций, финансирования научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

2) Использование комплексного  подхода, ориентированного на  взаимосвязанные изменения разных  групп условий инвестиционной  деятельности (институциональных, финансовых, инфраструктурных и др.). Его реализация  сопряжена в первую очередь  с апробацией механизма государственно-частного  партнерства, позволяющего улучшать  инвестиционной климат.

В Шотландии улучшение  инвестиционного климата связывается  с развитием процессов кластеризации  экономического пространства. Создание интегрированных предприятий и  подготовка для них специалистов осуществляются через создание сетей  местных компаний (theLocalEnterpriseCompaniesLECs), которые координируют формирование экономической инфраструктуры территории, включая административную, бухгалтерскую  помощь, услуги по предоставлению недвижимости, маркетинг, разработке инвестиционных программ, защите земель и др.

Опыт проведения имиджевой  политики в Индии. Государственные  органы Индии, прежде всего Министерство торговли и промышленности и Министерство иностранных дел Индии, оказывают  активную поддержку объединениям промышленников и предпринимателей Индии в осуществлении  деятельности по продвижению национального  и региональных брэндов, а также  формированию благоприятного образа страны за рубежом.

Правительство Китая также  вложило средства в так называемые «сети для экспорта». Это были приоритетные сектора экономики, в  частности, легкая промышленность и  электроника, которым выделялись субсидии для модернизации заводов и приобретения сырья. Цель программы - улучшение качества и количества китайских экспортных товаров. В «сетях» компаниям, которые  более чем на 25% контролировались иностранцами, предоставлялись особые льготы и доступ к кредитам Центрального банка Китая. Сегодня подобные компании производят более 80% китайских экспортных товаров.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов