Инвестиционный климат в России и пути его улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание

Подводя итоги, можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций в экономику России остается на низком уровне. В целом объем иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых инвестиций является незначительным и не отвечает задачам стабилизации долговременного экономического роста. Импорт инвестиций в экономику России значительно меньше, чем экспорт капитала из России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие иностранных инвестиций 4
1.1. Понятие иностранных инвестиций и инвестиционный климат 4
1.2. Законодательство об инвестициях в Российской Федерации 6
Глава 2. Характеристика иностранных инвестиций в России: 10
2.1. Иностранные инвесторы и российские организации с иностранными инвестициями 10
2.2. Основные направления улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации 11
Заключение 15
Список используемой литературы: 16

Работа состоит из  1 файл

Контрольная иностр.инвест.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

Московская  открытая социальная академия

Контрольная работа

 
 
 
 
 
 
 

По  дисциплине   Иностранные инвестиции 

Тема  работы    Инвестиционный климат в России и пути его улучшения  
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент_____________группы

__________________________факультета

___________________________________

фамилия

___________________________________

                       имя, отчество

Домашний  адрес_____________________

___________________________________

___________________________________

Телефон____________________________

 
 

ОЦЕНКА___________________________

               «____»________________200    г.

  Преподаватель

___________________________________

ученая  степень, звание

___________________________________

фамилия, имя, отчество

                                                    Подпись___________________________ 
 
 
 

Содержание

 

Введение

 

     Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и  у всех народов, для экономики  складывается и возрастает с развитием рынка. После формирования национальных и международных рынков инвестиции и инвестиционный процесс приобретают непреходящее значение для национальной и мировой экономики. Другими словами, основу современной рыночной экономики всех стран и мировой экономики в целом составляют отношения, связанные с инвестированием в производство материальных и духовных ценностей.

     Проблема  привлечения иностранных инвестиций в экономику России продолжает сохранять  свою остроту. Несмотря на моменты активизации  иностранной инвестиционной деятельности на территории нашей страны в последние примерно десять лет, именно такой срок насчитывает активная политика привлечения иностранного капитала в российскую экономику, в целом Россия проигрывает конкуренцию на мировых рынках. Привлечь широкомасштабные инвестиции в экономику России в условиях общего кризиса и сохранения тяжелого бремени обслуживания и выплаты внешнего долга можно только, по мнению специалистов, путем разработки новой, тщательно продуманной, политики привлечения инвестиций. Это должна быть новая инвестиционная политика, основанная на либерализации режима привлечения и функционирования как отечественных, так и иностранных инвестиций.

     Одним из важнейших направлений при  осуществлении новой инвестиционной политики должен стать новый подход к проблеме о привлечении иностранных инвестиций, основанный на современных реалиях. Одна из них заключается в том, что на рубеже 20 и 21 веков международный инвестиционный процесс приобрел глобальные масштабы.

Глава 1. Понятие иностранных инвестиций

1.1. Понятие иностранных  инвестиций и инвестиционный  климат

 

     Согласно  ст. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации», иностранная  инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской  деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

     Само  понятие «инвестиция» (от англ. in vest – «в жилетку») означает использование частными – юридическими и физическими – лицами имущества, прежде всего денег, для получения дохода или прироста капитала либо для того и другого. Понятие инвестиции может относиться к определенным действиям лица, которые совершаются с целью получения прибыли и с риском утраты как предполагаемой прибыли, так и вложенного капитала, а также к финансовым операциям при помещении денег в ценные бумаги. Присутствие риска объясняет тот факт, что понятие инвестиции, как правило, используется при характеристике капиталовложений в частном секторе. Понятие инвестиции очень тесно связано с такими понятиями, как «рынок ценных бумаг», «рынок капиталов». Для рыночной экономики участие государства в рыночных отношениях скорее исключение, чем правило. В случае участия государства в гражданско - правовых отношениях, как, например, в случае выпуска государственного займа, действия государства как участника рыночных отношений подчиняются общим правилам регулирования частных инвестиций.

     Категория «иностранная инвестиция» образована из двух составляющих, главная из которых – инвестиция, подчиненная – иностранная. Эта зависимость требует последовательного рассмотрения. Не разобравшись с первой составляющей, невозможно привязать вторую.

     Прописной истиной стало сегодня то, что  важнейшим из направлений государственной  политики в развитии экономики является привлечение национального и  иностранного капитала. Все чаще и  чаще отмечают, что в России создан и укрепляется комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений, оформленный в виде норм и правил, по которым декларируется благоприятный режим взаимного инвестирования.

     Внешняя инвестиционная политика государства представляет собой создание благоприятного правового климата для иностранных инвестиций, что предполагает использование национально-правового регулирования, национально-правовых форм и норм (законов и других нормативных актов), а также соответственно международно-правового регулирования, международно-правовых форм и норм (двусторонних и многосторонних договоров и соглашений). Названное выше должно исходить из учета инвестиционной политики как внутренней, так и внешней. Инвестиционный процесс представляет собой совокупность юридических норм, регламентирующих отношения, складывающиеся между различными участниками инвестирования - инвесторами (физические и юридические лица - национальные и иностранные государства и международные организации - собственники капиталов - инвестиций, которые являются субъектами инвестиционного права). Из единства предмета регулирования инвестиционного процесса в условиях единого и взаимосвязанного мира формируется инвестиционного право, состоящее, как уже было сказано, из двух видов и сфер правового регулирования - национально-правового и международно-правового. Современная инвестиционная политика должна исходить не из эгоистических интересов классов, групп, союзов, а из общечеловеческих мировых интересов рационального использования Земли и рациональной организации экологически чистого производства. Инвестиционная политика в условиях научно-технического прогресса взаимосвязанного и взаимозависимого мира должна быть реальной, демократичной и основываться на достижениях современной науки и практики. Такое состояние современной инвестиционной политики может быть достигнуто только в случае, если эта политика будет опираться на право как средство определения (формирования) и реализации ее. При этом следует подчеркнуть, что современная инвестиционная политика и инвестиционное право как государственное, так и международное должны сохранить преемственность и использовать национальный и мировой опыт.

1.2. Законодательство  об инвестициях  в Российской Федерации

 
 

     Если  рассматривать развитие законодательства об инвестициях в ретроспективе, то представляется возможным выделить, по крайней мере, три этапа его развития.

     Начальный этап развития законодательства охватывает промежуток с 1991 по 1996 гг. Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом «бурной» приватизации государственной собственности. Для начального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще не сформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целях регулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечить цели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования. Проводимая на данном этапе приватизация осуществлялась в условиях практического отсутствия инфраструктуры финансового рынка, развитого законодательства, обеспечивающего защиты прав миноритарных инвесторов (т.е. населения, в той или иной форме участвующего в приватизации, а также пытающегося сохранить накопленные сбережения путем вложения их в сомнительные предприятия.

     Второй  этап охватывает период примерно с  начала 1996 г. по 1999 - 2000 гг. На данном этапе  происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Данный период хронологически начинается с принятия Федерального закона «О рынке ценных бумаг», а также Указа Президента РФ № 1009, которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). На этом этапе были приняты также Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Составленная на основе указанных Законов нормативная база способствовала формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала. Последний, однако, носил главным образом спекулятивный характер, поскольку законодательство в целом не способствовало привлечению стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном и надежном размещении капитала. Сложившаяся, в том числе и вследствие недостатков законодательства, ориентированность системы на спекулятивных инвесторов привела, в конечном итоге, к финансовому кризису августа 1998 г.

     Третий (современный) этап связан, с одной  стороны, с преодолением последствий финансового кризиса 1998 г., а с другой – устранением причин его возникновения, скрытых в конечном итоге в законодательстве, стимулирующем или, наоборот, ограничивающем то или иное поведение участников рынка. Законодательство современного периода отличается следующими чертами.

     Во-первых, оно направлено на дальнейшее развитие института защиты прав инвесторов. При этом речь идет о внесении изменений  в действующее законодательство, направленных на повышение прозрачности и определенности для инвестора  при решении вопросов, связанных с осуществлением инвестиций. К таким мерам следует отнести вступление в действие в полном объеме с 1 января 2002 г. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах». Вносимые в Закон об акционерных обществах изменения и дополнения в целом направлены на повышение роли собрания акционеров, защиту прав меньшинства акционеров, конкретизацию полномочий совета директоров.

     Вторым  направлением развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования. Данное направление также связано  с защитой прав инвесторов, поскольку  расширение возможностей для маневра  в смысле выбора форм и инструментов инвестирования создает дополнительные возможности для минимизации инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционного портфеля.

     Третьей тенденцией в развитии законодательства, характеризующей современный этап, следует признать дальнейшее расхождение в принципах и формах регулирования прямых и портфельных инвестиций. На начальном этапе регулирования законодатель практически не проводил различий между регулированием прямых и портфельных инвестиций. Принятые в 1991 г. Законы РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» не видели различий в регулировании инвестиций, когда инвестор сохраняет контроль за инвестированными им средствами и участвует в управлении предприятиями, созданными с его участием (прямые инвестиции), и случаями, когда инвестор заинтересован лишь в получении дохода от инвестированного капитала и практически не участвует в управлении предприятием (портфельные инвестиции). После 1998 г. законодатель начал проводить различия между первым и вторым типом инвесторов, что выразилось в принятии новой редакции Федеральных законов «Об иностранных инвестициях в РФ» и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Информация о работе Инвестиционный климат в России и пути его улучшения