Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:52, курсовая работа
Целью данной работы является определение особенностей формирования благоприятного инвестиционного климата в России и возможностей государственного содействия этому процессу. Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
• Раскрыть суть понятия «инвестиционный климат»;
•Показать механизм формирования оценки инвестиционного климата;
• Описать государственные меры совершенствования благоприятного инвестиционного климата в России;
Введение 3
Глава 1. Понятие «инвестиционный климат». 5
1.1 Механизмы формирования благоприятного инвестиционного климата 6
1.2 Внутренние источники инвестирования. 10
1.3 Критерии оценки инвестиционного климата страны. 13
Глава 2. Инвестиционный климат в России. Позиции России на инвестиционной арене. 17
2.1 Экономические проблемы инвестиционного климата России. 20
2.2 Неэкономические проблемы инвестиционного климата России. 22
Заключение. 29
Список литературы: 31
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.
Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики и инвесторы связаны через финансового посредника. Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.
Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Одним из источников инвестиций может быть прибыль. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.
Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.
К внутренним инвестициям также относятся амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. В случае высокой инфляции амортизационные отчисления теряются. Тогда для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда. Также нужно распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда. Усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против нецелевого применения и вывоза амортизационного фонда за пределы российской национальной территории. Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.
В случае дефицита государственного бюджета нецелесообразно рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль над целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:
-
выделение государственных
-
поддержание научно-
-
выделение субсидий на
Инвестиционный климат страны формируется политикой правительства под влиянием множества факторов, им созданных.
Все факторы делятся на две группы: направленные и ненаправленные. Под направленными факторами понимаются целенаправленные изменения инвестиционной политики правительства с целью изменить инвестиционный климат. Под нецеленаправленными следует понимать все остальные шаги правительства, учитываемые инвесторами.2 Нецеленаправленное влияние политических факторов на инвестиционный климат происходит через определенные политические события, которые могут иметь как негативный, так и позитивный эффект.
В первом случае, говорят о
дефектном политическом
Все эти признаки устранимы, однако некоторые из них, такие, как слабость государственной власти, конфликтность, могут принять латентный характер вновь актуализироваться.
Состояние
вышеперечисленных процессов
– политическая стабильность и предсказуемость;
– компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;
–макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);
– качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
– качество банковской системы и других финансовых институтов;
–защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;
– обязательность контрагентов по исполнению договоренностей;
– открытость экономики;
– уровень развития инфраструктуры;
– качество рабочей силы;
– уровень монополизации рынков, барьеры входы на рынок;
– уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции.
Из вышеперечисленных параметров видно, что основное значение для привлечения инвестиций играет степень демократизации общества, а также стабильность и предсказуемость политической системы.
Этим можно объяснить
Политический риск, в совокупности с экологическим, отраслевым, социально-экономическим и другими, образуют страновой риск.
Одной из методик для определения общего странового риска является цифровая система BERI, разработанная Гарвардской школой бизнеса. Система состоит из пятнадцати оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес.
Установочными критериями являются:
1) политическая стабильность (удельный вес – 12);
2)
отношение к иностранным
3)возможность национализации (6);
4) влияние девальвации (6);
5) состояние платежного баланса (6);
6)
состояние экономического
7) конвертируемость валюты (10);
8)
уровень зарплаты и
9) возможности получения прибыли (8);
10)
условия формирования
11) уровень государственного регулирования инвестиций (4);
12)
возможность реализации
13)
возможность получения
14) состояние инфраструктуры (4);
15)
возможность кооперирования в сфере
производства (4)
Трижды в год независимая группа экспертов дает оценку 45 странам мира по системе BERI. Недостаток системы BERI состоит в том, что она не учитывает регионов страны и их особенностей.
Наряду с этой системой существуют различные рейтинговые оценки инвестиционного климата и странового риска, по которым легко можно провести сравнительный анализ. Такие оценки проводит ряд экономических журналов. В их числе “Multinational Business” (приложение к журналу “Economist”), “Fortune” (журнал американкой консультационной фирмы “Plan econ.”), “The Wall Street Journal Europe’s” и некоторые другие.
Как
уже было отмечено в данной работе,
Россия переживает переходное состояние
между неблагоприятным
Большинство статистических данных говорят в пользу улучшения инвестиционного климата России, однако некоторые сферы остаются проблемными. В их числе иностранные эксперты отмечают высокую степень коррупционности чиновников, повышение инфляций, сильные административные барьеры и некачественную инфраструктуру (в частности, дорожную сеть).
Увеличивающийся объем инвестиций свидетельствует об эффективной инвестиционной политике правительства. Особенно примечателен 2006 год, в котором году произошло резкое увеличение инвестиционного капитала. По состоянию на конец 2006 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил $142,9 млрд. Как указывается в сообщении Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), это на 27,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и прочие.) - 49,1% (на конец 2005г. - 53,8%), доля прямых инвестиций составила 47,5% (44,5%), портфельных - 3,4% (1,7%).
Информация о работе Инвестиционный климат в России. Позиции России на инвестиционной арене