Инвестиционный климат в России. Позиции России на инвестиционной арене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение особенностей формирования благоприятного инвестиционного климата в России и возможностей государственного содействия этому процессу. Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
• Раскрыть суть понятия «инвестиционный климат»;
•Показать механизм формирования оценки инвестиционного климата;
• Описать государственные меры совершенствования благоприятного инвестиционного климата в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие «инвестиционный климат». 5
1.1 Механизмы формирования благоприятного инвестиционного климата 6
1.2 Внутренние источники инвестирования. 10
1.3 Критерии оценки инвестиционного климата страны. 13
Глава 2. Инвестиционный климат в России. Позиции России на инвестиционной арене. 17
2.1 Экономические проблемы инвестиционного климата России. 20
2.2 Неэкономические проблемы инвестиционного климата России. 22
Заключение. 29
Список литературы: 31

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)
">     Такое положение есть результат неправильной оценки ученых российскими политиками: научная сфера оценивается как  элемент культуры, следственно положение  ученых приравнивается к учителям, врачам и другим работникам социальной  и культурной сферы. Было бы правильно относить деятельность ученых к экономической сфере, а науку расценивать как производительную силу общества.

     Выбранный путь разрешения данной проблемы фактически обусловит дальнейший путь развития России. В ежегодном докладе Организации промышленного развития ООН были описаны два пути развития того или иного государства на основе состояния научно технического прогресса. В частности было выделено два понятия: нижний путь (обедняющий экономический рост) и верхний путь ( способствующий экономическому росту). Последний предполагает стремление к конкурентоспособности и экономическому росту за счет ускоренного освоения новейших мировых знаний и технологий, а также развития собственных НИОКР и собственного инновационного производства. Такая перспективная стратегия противопоставлялась наиболее распространенному "нижнему пути" - пути выхода развивающихся стран на мировые промышленные рынки за счет привлечения иностранных инвесторов ценой

     предоставления  в их распоряжение как можно более  дешевых трудовых и природных  ресурсов. Следуя по нижнему пути, Россия может поставить себя в положение сырьевого придатка развитых государств. Существующая ситуация объясняет, почему инвестиции в сферу добычи сырья являются приоритетными, также, при таком положении страна во многом проигрывает в качественности инвестиций.

     Для России данная проблема стоит наиболее остро, так как если изменения не будут осуществлены в самое ближайшее время, России понадобятся многие десятилетия для того, чтобы только восстановить тот интеллектуальный потенциал для технологических инноваций, который имеется в настоящее время. Человеческий капитал, в отличие от других видов капитала, нельзя сохранить, если он не используется по назначению. Известно, например, что конструкторы и инженеры теряют профессиональные навыки, если долго не получают заказов на разработку новых технологий, а ученые мирового класса, естественно, уезжают за рубеж, если не чувствуют себя нужными в своей стране. Более того, когда страна не может обеспечить гражданам достаточного вознаграждения за повышенную квалификацию, спрос населения на высшее образование также в конце концов снижается. И если ситуация будет развиваться по такому сценарию, Россия станет обычной развивающейся страной, полностью зависимой от импорта устаревших технологий из стран-лидеров.

     Есть  также и искусственно созданный  фактор препятствия инвестициям. Причем, создан он не столько Россией, сколько  действиями западных СМИ. Они регулярно публикуют статьи, описывающие всевозможные препятствия для иностранного бизнеса в России, в частности, произвол властей. Действительно, российское правительство непродуманно повело себя в ситуации с "ЮКОСом". Но, в то же время, "дело "ЮКОСа" затрагивает интересы только 2 процента западных компаний, ведущих бизнес в России. Большинство же компаний, которым выгодно вкладывать деньги в нашу экономику и получать прибыль, никак не пострадали. Возможное решение проблемы заключается в том, чтобы не допустить дело «ЮКОСа» в тенденцию.

     Одним из наиболее крупных препятствий  для деятельности иностранных компаний является избирательное применение законов. Российские административные органы часто не соблюдают принципы, признанные в западных государствах в качестве основополагающих, в частности, равенства всех перед законом, соразмерности всех принимаемых административных мер и запрета произвольных действий. Особенно это относится к сфере деятельности таможенных и налоговых органов. Часто исполнительные органы в своих решениях руководствуются соображениями по защите предполагаемых первостепенных государственных интересов.

     Особый  ущерб деятельности иностранных  инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам  со стороны российских исполнительных органов. При этом часто речь идет о случаях, когда инвестор полагался на определенное, подтвержденное этими органами толкование закона, которое затем подвергается изменениям собственными инструкциями данного органа. Российские организации зачастую применяют такие изменения в ущерб иностранному инвестору также и в случае возникновения правоотношений, имевших место в прошлом. В случае если изменения в толковании законодательства впоследствии приводят к тому, что признававшаяся ранее законной деятельность иностранного инвестора после изменения инструкций квалифицируется как незаконная, то в этих случаях обязательно применяются предусмотренные за такое нарушение штрафы и санкции.

     Первым  шагом в направлении к соответствующим  административным действиям могло  бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности обязательного для всех ветвей административной власти. Кроме того, к основополагающим принципам правового государства относится и положение об ответственности государства в случае нарушения отдельными административными органами законов и других правовых актов, регламентирующих их деятельность. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнительные органы к строго правовым действиям. Кроме того, она обеспечит гражданам и организациям, пострадавшим в результате противоправных действий административных органов, возможность соответствующего возмещения причиненного им ущерба.

     Значительным  препятствием для иностранных инвестиций становятся нерегламентированные в  российском законодательстве права акционерного меньшинства. Общества, большинство акций которых принадлежит другому обществу, часто терпят убытки в результате того, что правление заключает договоры, которые наносят ущерб данным обществам. Данные договоры являются благоприятными для тех обществ, которые связаны с собственником большинства акций. Отсутствие защиты прав меньшинства особенно вредит российской промышленности, так как западные инвесторы опасаются приобретать меньшинство акций обществ из-за связанного с этим риска.

     Возможным решением проблемы было бы создание закона защищающего права акционерных меньшинств. В частности предусматривающего возмещение убытков, нанесенных акционерному меньшинству в результате договора и ответственность за неполную или недостоверно предоставленную информацию

     Негативно сказывается на инвестиционный климат и уровень экономической преступности в России. Тем не менее, прокуратура, даже при наличии явных подозрений, не начинают расследования преступлений вообще или же, даже если расследования  начинаются, проводят их недостаточно эффективно. Причинами этого часто являются коррупция или угрозы в адрес ответственных чиновников. В результате во многих случаях экономическая преступность остается безнаказанной.

     Российские  официальные органы вынуждены не только смириться с упреками в том, что не осуществляют в необходимой степени преследование экономических преступников. Во многих случаях чиновники являются и соучастниками в противозаконных действиях. Примерами этого могут служить явления «рейдерства», то есть физического захвата предприятия, поддерживаемого сфабрикованной документацией. Нередко чиновник выступает заинтересованной стороной, действуя через своих родственников и предоставляя им протекции в бизнесе.  Ситуация неблагоприятна не только использованием служебных полномочий, подобные действия делают чиновников уязвимыми, а значит, контролируемыми.

     В отношении этого вопроса российское правительство пока бездействует. Законопроекты  по противодействии коррупции и  превышении полномочий до сих пор  в проекте. Только в апреле текущего года Госдума отклонила два подобных законопроекта. Возможно, в данной проблеме поможет недавно ратифицированная Россией конвенция Совета Европы о борьбе с коррупцией, согласно которой злоупотребление влиянием также является коррупцией. Также возможен вариант контролирования и наложения ряда запретов на родственников чиновников,  однако, это значит ущемление их гражданских прав и свобод. 
 

 

Заключение.

 

     Основная  часть данной работы состоит из двух частей: теоретической и практической.

     Объект  работы, инвестиционный климат, описан в теоретической части. Часть состоит из четырех глав, в которых отражен механизм формирования и оценки инвестиционного климата. Также описаны источники инвестиций, как внешние, так и внутренние.

     В работе раскрыто понятие «инвестиционный климат», его функции. Отображено значение и функции других предметов, связанных с понятием: в частности, инвестиции и предпринимательский климат, инвестиционная политика.

     Также отображен механизм формирования инвестиционного климата государством. Действия государства по формированию инвестиционного климата, и рычаги, которыми оно для этого пользуется. Также был описан механизм капиталообразования, как важного фактора формирования климата. В качестве главного вывода можно сказать, что действия государства направлены по двум путям: формирование самого климата и устранение неэкономических рисков.

     В работе описывается внутренние источники инвестирования. В их числе описан процесс самоинвестирования, и вклады граждан как источник. Также была отмечена важность внутреннего инвестирования, которая заключается в предпочтительности отечественных инвесторов иностранным. Была   описана степень доверия государству и субъекту инвестирования как факторы инвестиционного климата.

     Также рассмотрены методы оценки инвестиционного климата, в частности описана система оценки BERI. Также приведены факторы оценки странового риска, входящего в формирование инвестиционного климата. Классифицированы и описаны действия государства по формированию климата, которые разделены на оказывающие позитивные и негативный эффект. Также они были разделены на направленные и ненаправленные.

     Первая  глава этой части описывает настоящее  состояние российского инвестиционного  климата. Описание основано на  исследованиях  иностранных оценочных агентств, заключениях экспертов, приведенных в статьях и статистике макроэкономических показателей за 2006-2007. Также перечисляется ряд агентств, занимающихся этими исследованиями. В конце главы приводится рейтинговая оценка позиций России, сравниваемая с позициями Индии и Китая.

     За  последние восемь лет в ходе реформ правительство стало оказывать  позитивное влияние на инвестиционный климат. По сумме потока инвестиций Россия уступает ряду стран, в том  числе Китаю и индии. Однако, важно  отметить, что в двух последних странах упор делается на дешевую рабочую силу и высокую долю иностранных инвестиций, что не способствует улучшению уровня жизни населения. Тогда как Россия стремится стать равноправным партнером иностранных инвесторов и показывает протекционистскую политику внутренним инвестициям. Этот вариант развития меньше способствует благосостоянию государства, однако улучшает уровень жизни населения, который в России значительно выше по сравнению с Индией и Китаем. Как свидетельствует пример государств западной Европы, ставка на население более перспективна, чем на благосостояние государства.

     Принимаемые действия не позволят России обогнать конкурентов по инвестициям, но обусловят  окончательное становление России как европейского государства. Приоритетными задачами России можно назвать становление собственного хозяйства и обрабатывающей промышленности, развивающимися за счет научно-технического прогресса. Это более сложный вариант развития, чем акцентирование на добывании сырья, однако этим путем Россия перестанет быть сырьевой базой для других стран.

 

Список литературы:

 

1.Дмитрий Беденков.  Инвестиционная привлекательность России: экономический рост и российский фондовый рынок//издательский дом «бюджет» 2006г.

2. Нина  Куликова. Инвестиционная привлекательность России растет// экономический обозреватель «РИА-новости» 2007г.

3. Михаил  Хмелев. Зачем российскому бизнесу  иностранные инвестиции?// экономический  обозреватель «РИА-новости» 2007г.

4.Александр  Юров Новым правилам игры для  иностранных инвесторов быть// экономический обозреватель «РИА-новости» 2007г.

5.Петр Гельтищев Деньги с препятствиями// новые известия 2007г.

6.Татьяна  Субботина Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности// ж. «Вопросы экономики» №2 2006г.

7. Михаил Киров рост прямых инвестиций в России неизбежен// ж. «экономика России XXI век» №16 2006г.

8. Евгенией  Петайкин О притоке иностранных  инвестиций в Россию в 2006 году// www.finam.ru 2007 г.

9. Ник  Хоккинс, Энтони Сакка Слияния и поглощения как фактор роста инвестиционного климата в России// ж. «экономика России XXI век» №16 2006г.

10. Олег  Негинский Рынок коллективных  инвестиций: мнения экспертов// www.finam.ru 2007г.

11. Кузьмин Д.В. Проблемы страхования иностранных инвестиций в России от политических рисков// Канд. дисс. – М., 1997 
 
 
 

Информация о работе Инвестиционный климат в России. Позиции России на инвестиционной арене