Инвестиционный климат в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата в России на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы инвестиционного климата

1.1 Понятие инвестиционного климата и его составляющие

1.2 Оценка инвестиционного климата на основании различных методов

Глава 2. Анализ современного состояния инвестиционного климата в России

2.1 Влияние экономического кризиса на экономику России

2.2 Оценка инвестиционного климата в России

Глава 3. Перспективы развития инвестиционного климата в России

3.1 Концепция улучшения инвестиционного климата в России

3.2 Меры на ближайшую перспективу

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ИК.docx

— 74.42 Кб (Скачать документ)

 

Впрочем, российские власти пока спокойно смотрят на временный отток портфельных инвестиций. Объем же чистого притока капитала в 2008 году, по оценке министра финансов России Алексея Кудрина, был немалым и достиг отметки чуть ниже прогноза в 30-40 млрд долл., сделанного ЦБ.

2.2 Оценка инвестиционного  климата в России

 

Инвестиционный климат представляет собой набор факторов, специфичных  для данной страны и определяющих возможность фирм к расширению масштабов  деятельности на основе осуществления  продуктивных инвестиций, созданию рабочих  мест, активному участию в глобальной конкуренции. Риск инвестиционных решений  лежит на предпринимательском сообществе. Государство оказывает значительное воздействие на инвестиционный климат с точки зрения гарантирования прав собственности, правового регулирования  и налога бизнеса, условий функционирования финансового рынка и рынка  труда, создания рыночной инфраструктуры, а также решения таких проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность.

 

Этап экономического роста  в России в 2000 - 2005 гг. характеризовался быстрым наращиванием экспорта и  капиталовложений, началом многих инвестиционных проектов, существенным повышением производительности труда в частном и государственном  производительных секторах. Этому способствовали макроэкономическая стабильность, устойчивость государственной финансовой системы, заметное снижение инфляции и безработицы  по сравнению с 1998 - 1999 гг.

 

Благодаря росту мировых  сырьевых и энергетических цен для  отечественной экономики сложились  исключительно благоприятные условия. В 2007 г. реальный ВВП России вышел  на уровень 1990 г. (90% в 2005 г), хотя его  структура будет совершенно иной.

 

В послании Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. говорится  о крайней заинтересованности России в масштабном притоке частных, в  том числе иностранных инвестиций, что является стратегическим подходом в вопросе ускорения темпов роста  национальной экономики.

 

В условиях постоянного развития научно-технических процессов и  в целом глобализации мировой  экономики эффективное управление народным хозяйством без инвестиционных вливаний становится практически возможным. Россия, находясь на стадии вступления в ВТО, ставит цель окончательно интегрироваться  в международное экономическое  сообщество, имея при этом довольно скудные собственные, производственно-технические  и финансовые возможности. Как следствие  этого, в настоящее время нашей  стране необходима разработка "прозрачной" инвестиционной стратегии, позволяющей  решить проблемы преодоления дезинтеграции  экономики, чтобы предотвратить  дальнейшее бегство капитала из производственной сферы, и в целом развития народного  хозяйства.

 

В связи с тем, что в  настоящее время инвестиционная активность, несмотря на некоторые  положительные тенденции, является самым слабым местом в российской экономике, инвестиционная стратегия  России должна вбирать в себя абсолютное большинство предложений и пожеланий потенциальных иностранных инвесторов, которые базируются на многолетней практике.

 

Использование иностранных  инвестиций - это объективная необходимость, которая обусловлена участием нашей  страны в мировой экономике и  переливом капитала в отрасли, свободные  для предпринимательства.

 

Необходимо отметить, что  привлечение иностранных инвестиций будет способствовать ускорению  экономического и технического прогресса, обновлению и модернизации основных производственных фондов, износ которых  в некоторых отраслях, как отмечалось выше, достиг отметки 80%. Перелив капитала в нашу страну позволит решить вопросы  обеспечения занятости, овладения  передовыми методами организации производства, подготовки кадров, отвечающих требованиям  новой экономики.

 

Оживление экономики, постепенный  выход из кризиса, создание производства, способного предотвратить подобные явления, требуют осуществления  комплекса мероприятий.

 

И все же реальный выход  из сложившийся ситуации в стране, структурная перестройка, а затем  и движение к более высоким  рубежам, требуют реконструкции  предприятий, их технического перевооружения, расширения их профиля (диверсификации), создания высокоэффективного производства, способного быстро осваивать новую  продукцию. Все это означает необходимость  инвестиций и инноваций, практически  невозможных друг без друга. Это  единственный процесс, цель которого - создать предприятия, занимающие твердую  нишу на рынке, обеспечивающие (причем на длительный период) конкурентоспособность  своего производства и продукции, ее более высокое качество, широкий  и постоянно обновляющийся ассортимент  и низкие издержки производства.

 

Между тем, Минэкономразвития  прогнозировал общий рост инвестиций в 2006 - 2008 годах на уровне 10% в год. В 2006 г. рост инвестиций составил 11%, благодаря  направлению на инвестиции части  средств, оставляемых у предприятий  в результате осуществления налоговых  новаций с 2006 года. Об этом говорится  в материалах Минэкономразвития, подготовленных к заседанию правительства.

 

Темпы роста инвестиций обосновываются исходя из спроса на инвестиции, а также  прогноза источников финансирования инвестиций:

 

• доля прибыли, направляемая на инвестиции, по мере снижения налогов  и улучшения инвестиционного  климата, постепенно возрастает с 16,5% в 2004 г. до 17,5% в 2008 г.;

 

• доля амортизации, направляемой на инвестиции, сохраняет возрастающую тенденцию с 55,3% в 2004 г. до 63,5% в 2008 г.;

 

• сохраняется также повышающаяся тенденция доли привлекаемых кредитов банков в общем объеме инвестиций с 7,3% в 2004 г. до 10,2% в 2008 г.;

 

• продолжается рост доли заемных  средств других организаций с 7% в 2004 г. до 8,1% в 2008 году.

 

Основной приток прямых инвестиций был в 2006 - 2007 годах, и уровень, относительно ВВП, повысился с 1,6% в 2004 году до 2,5% ВВП  в 2008 году. Несмотря на увеличение прямых инвестиций в долларовом выражении  за четыре года более чем вдвое, их относительный уровень по-прежнему значительно уступает параметрам стран  Восточной Европы и Юго-Восточной  Азии.

 

Важной особенностью российской экономики остается экспорт прямого (легального) капитала за рубеж и  большой импорт портфельного капитала. Общий объем накопленных иностранных  инвестиций в отечественную экономику  к концу сентября 2008 г. составлял  около 96,5 млрд. долл. Привлекательными для иностранных инвесторов являются отрасли, экспортный или внутренний спрос на продукцию, которых в  последние годы был устойчиво  высок: добыча полезных ископаемых; операции с недвижимостью; оптовая и розничная  торговля; финансовая деятельность; пищевая  промышленность и другие. Среди лидеров  по инвестициям в российскую экономику  традиционно фигурируют Кипр, Люксембург, Нидерланды, Великобритания и Германия, суммарная доля которых и по прямым иностранным инвестициям (ПИИ), и  по общему объему накопленных инвестиций близка к 70%. Значительную долю в этой сумме, по-видимому, составляют ранее  вывезенные российские капиталы.

 

Инвестиционные процессы в России находятся в глубоком кризисе, и без серьезной поддержки  государства не обойтись. Для оживления  инвестиционной активности необходимо осуществление ряда радикальных  мер, таких как создание инвестиционного  механизма формирования благоприятного климата для инвестиций, концентрация необходимых финансовых средств  в банковской системе, с помощью  которой можно было бы осуществлять перелив капитала с ориентацией  на приоритетные, перспективные направления  развития отраслей народного хозяйства.

 

Процесс инвестирования сегодня  является малоэффективным и непривлекательным  для потенциальных инвесторов. Это  обусловлено и отсутствием четкой инвестиционной стратегией государства, которая должна быть направлена на подъем, инвестиционной активности, поддержку  и оздоровление воспроизводственной  структуры экономики.

 

Преодоление дезинтеграции  экономики и предотвращение дальнейшего  бегства капитала из производственной сферы требует активных и адекватных усилий государства. Нужны экономические  и организационные инструменты, направляющие денежные потоки в подъем производственных инвестиций.

 

В целях улучшения инвестиционного  климата Правительством Российской Федерации реализуются несколько  направлений структурных реформ.

 

Особое внимание в настоящее  время уделяется реформе системы  государственного управления, направленной на сокращение избыточного вмешательства  государства в экономику. Ощутимые результаты достигнуты в реализации административной реформы в части  оптимизации структуры федеральных  органов исполнительной власти и  устранении дублирующих и избыточных функций.

 

Особого упоминания также  заслуживает реформа технического регулирования, направленная на создание условий для успешного развития бизнеса, гармонизацию существующих внутри страны стандартов с международными. Базовый закон принят, сейчас готовятся  соответствующие подзаконные акты.

 

В декабре 2004 г. Президентом  Российской Федерации подписан Градостроительный  кодекс Российской Федерации, который  регулирует вопросы, связанные с  отношениями по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному  проектированию, строительству объектов капитального строительства и их реконструкции.

 

В рамках реформы правоприменения  продолжается разработка механизмов обеспечения  защиты прав собственности, в том  числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Продолжается судебная реформа, направленная на повышение эффективности судебного  разбирательства и обеспечения  независимости судебных органов.

 

Одним из условий защиты прав субъекта экономической деятельности является эффективное антимонопольное  законодательство, направленное на поддержание  конкуренции.

 

В целях инвестиционного  обеспечения экономики продолжается реформирование финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества.

 

После всего вышесказанного можно отметить некоторые благоприятные  условия и тенденции:

 

Россия обладает одним  из самых высокообразованных кадровых потенциалов в мире;

 

Формальный сектор НИОКР  в России (1,17% ВВП) выигрывает в сравнении  с некоторыми странами, например, с  Бразилией (0,98%) и Индией (0,85%);

 

Российские компании высказывают  меньше жалоб по сравнению с сопоставимыми  компаниями в Индии и Китае  по поводу: налоговых ставок, процедур лицензирования, выдачи разрешений и  налоговых правил, инфраструктуры;

 

В результате осуществления  реформ в 2001-2008 гг. упростились административные процедуры лицензирования, регистрации  и налогообложения предприятий.

 

Глава 3. Перспективы развития инвестиционного климата в России

3.1 Концепция улучшения  инвестиционного климата в России

 

После всего сказанного можно  сделать несколько основных выводов  относительно политики улучшения инвестиционного  климата в России:

 

На нынешнем этапе благоприятный  инвестиционный климат становится главной  задачей, с помощью которого обеспечивается экономический рост и сохраняется  научно-технический потенциал для  поддержания статуса России как  индустриально развитой страны.

 

Учитывая все благоприятные  тенденции развития инвестиционного  климата в стране с 1992 г., он остается весьма непривлекательным. Поэтому  необходимо радикальное улучшение  инвестиционного климата в течение  короткого периода времени;

 

Но приведенный выше обзор  показывает, что быстро и кардинально  решить эту проблему практически  невозможно. Так как многие процессы как, например, борьба с преступностью, обеспечение надежной работы судебной системы и другие меры стабилизации экономики требуют длительного времени.

 

Отсюда принципиальный вывод: разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение  ситуации. У инвесторов должна сложиться  уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция  не зависит от политической конъюнктуры.

 

Таким образом, требуется  долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в законодательной базе функционирования инвестиций. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными  общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.

 

Есть несколько фундаментальных  вопросов, на которые надо ответить, прежде чем определять долгосрочную стратегию[9]:

 

Все же еще раз надо задаться вопросом, есть ли иной выход, кроме  ставки на частные инвестиции?

 

Частные инвестиции отличаются значительно большей эффективностью, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия приходят новые технологии, современные методы управления. В тоже время частные  инвестиции чрезвычайно чувствительны  к условиям инвестирования - стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, уровню вмешательства государства  в экономическую деятельность, простоте и понятности процедур согласования инвестиционных проектов, степени гармонизации национальных стандартов с международными, адекватности законодательства о защите инвестиций и т.д. Отсюда - безальтернативность  самых серьезных усилий по улучшению  инвестиционного климата.

Информация о работе Инвестиционный климат в России