Так к чему же
пришел российский арт-рынок за
более чем 20 лет свободного
развития?
На мировом рынке
предметов искусства весь объем
продаж традиционно разделен
на два больших сектора –
аукционы (их доля составляет
примерно 48%), галереи и арт-дилеры
(52%). По отечественному рынку антиквариата
(учитывая его закрытость) достоверной
статистики не существует. Несмотря на
то что в современной России относительно
цивилизованные аукционы искусства стали
появляться с 1992 года, по сей день им не
удалось занять той ниши, которая на мировом
арт-рынке отведена открытым торгам предметов
искусства. Они не играют значительной
роли ни в ценообразовании, ни в разделении
клиентской базы между участниками рынка.
Основной оборот предметов искусства
приходится на галерейные продажи, а в
верхнем ценовом сегменте – на частных
дилеров.
В первом полугодии
2010 года мировой оборот аукционного
рынка произведений искусства
составил 2,9 миллиарда евро. Огромными
темпами развиваются аукционы
Китая. Рано или поздно мировые
тенденции должны были дойти
и до России. Поэтому вполне
закономерно, что в последние
годы число аукционных домов
в нашей стране неуклонно растет.
Эта тенденция, безусловно, является
очень позитивной с точки зрения
развития такого аспекта арт-рынка
как инвестиции в искусство.
Общепризнано, что именно
аукцион является формой продажи
предметов искусства, позволяющей
определить самую справедливую
цену арт-объекта. Во всем мире
между галереями, дилерами и
аукционами идет интенсивная
борьба за право продать предмет,
что провоцирует некоторое напряжение
и неприязнь между ними. Тем
не менее, они сотрудничают, дополняют
друг друга и в итоге все
стороны остаются в выигрыше
от этого взаимовыгодного симбиоза.
Аукционы получают до трети контрактов
на продажи от дилеров и галерей, а дилеры
имеют шанс реализовать предмет по более
высокой цене, чем сумели бы сами. Привлекательность
аукционной формы продажи предметов искусства
очевидна и для продавцов, и для покупателей
антиквариата.
Для продавца это
возможность точно знать, за
сколько посредник (в данном
случае аукционный дом) реализует
предмет. Не секрет, что получить
доступ к такой информации, продавая
произведение через галерею или
частного дилера, не всегда возможно.
Обладая уникальным предметом
искусства, как вы предпочтете
его продавать: через небольшую
галерею или через крупную
публичную площадку, где ее увидит
гораздо большее количество потенциальных
клиентов, готовых вступить в
борьбу за шедевр и, возможно,
значительно поднять стартовую
цену в процессе торгов? Ответ
очевиден. Для покупателя бренд
аукционного дома должен, прежде
всего, служить гарантией качества
предмета. На наш аукцион попадают
только избранные произведения
искусства. Главными приоритетами
для солидного аукционного дома
должны быть: тщательный отбор
и всесторонняя экспертиза лотов,
с привлечением ведущих специалистов
и музейных организаций. Это
позволит избежать появления
на торгах поддельных предметов,
с которыми, к сожалению, все
чаще приходится сталкиваться
покупателям антиквариата.
Рекордные цены на
антиквариат на мировых аукционах
привлекают в эту сферу все
больше инвесторов, которые рассматривают
покупку произведений искусства
как выгодное вложение. Заработать
на предметах искусства сложнее,чем
просто положить деньги в банк
и ждать, пока набегут проценты.
Однако произведения искусства
часто приносят инвестору более
серьезную прибыль, чем вклады
или акции. Финансовый кризис
навел порядок на рынке предметов
искусства. Высокохудожественные
произведения ничуть не потеряли
в цене.
А вещи, цены на которые
были завышены (в силу мимолетной
моды или умело созданного
ажиотажа), заметно подешевели. Инвестиционный
рынок на ниве искусства еще
только строится. Помимо частных
галерей и аукционных домов
есть и другие игроки. Некоторые
банки пытаются играть в арт-банкинг,
то есть предлагать своим клиентам
инвестиции в искусство. Появляются
инвестиционные фонды, которые
предметно занимаются искусством,
делают аналитику, помогают в
покупке/продаже. Здесь можно
смело проводить параллели с
рынком акций. Аналитики следят
за индексами цен на предметы искусства,
обсуждают с клиентом, что сейчас необходимо
продать, что купить, какую ротацию нужно
провести в коллекции. По статистике инвестиции
в антиквариат (предметы среднего ценового
уровня) дают устойчивый годовой процент
на уровне 12-15%, а в некоторых случаях и
больше. Вкладывая средства в высококлассные
произведения (живопись художников первого
ряда, изделия Фаберже), инвестор может
получить гораздо более серьезную прибыль.
Однако серьезный бизнес интересуется
искусством не только как предметом инвестиции.
Так, например, всемирно известна коллекция
Дойче Банка. Начиная с 1979 года, банк формирует
свою собственную коллекцию современного
искусства, которая называется «Искусство
на рабочем месте» и сегодня насчитывает
более пятидесяти тысяч работ. С самого
начала предполагалось, что коллекция
станет частью жизни, займет свое важное
место в ежедневной деятельности сотрудников
банка. Картины предназначались в первую
очередь не для выставочных залов, а для
помещений банка. Служащие и гости, переступая
порог банка, оказываются в атмосфере
бизнеса и искусства одновременно. На
сегодняшний день его коллекция является
одним из самых значительных собраний
современного искусства в мире, активно
участвует в культурных проектах и выставках,
став тем самым не только прекрасной инвестицией,
но и высокоэффективным PR-инструментом
для своего владельца. Понятия «произведение
искусства», «антиквариат», «шедевр» имеют
такие устойчивые коннотации, как «уникальность»,
«ценность», «элитарность» и «стабильность».
Инвестиции в
искусство могут принести хорошую
прибыль. Но только профессионалам.
В кризис предметы
искусства оказались тихой гаванью
по сравнению с традиционными
финансовыми инструментами. В
целом спрос на искусство за
последние годы возрос. На это
есть несколько объективных причин.
В частности, массированный выход
из активов и появление большого
количества наличных денег на
руках. Кроме того, ситуация на
финансовых рынках достаточно
неопределенная: непонятно, во что
инвестировать, будет ли вторая
волна кризиса. В таких случаях
у людей возникают инвестиционные
соблазны, они вкладывают в долгосрочные
и, как им кажется, надежные
вещи.
Картины (в широком смысле - живопись, рисунок,
гравюра) - наиболее востребованный сегмент.
Классика, а к ней относится и широкий
спектр живописи от голландцев до модернистов,
- это известный, устоявшийся рынок. Здесь
наиболее понятное ценообразование. Но
на этом рынке самый дорогой товар. И он
не очень ликвиден, потому что чем дороже
картина, тем больше шансов застрять с
желаемой ценой. Транзакционные издержки
очень высоки, крупные аукционы и дилеры
берут по 20%. Много придется потратить
на хранение дорогих объектов, их оценку.
Кто-то пошутил, что полотен умерших классиков
живописи с каждым годом становится все
больше. Подделок на рынке очень много,
а стопроцентно эффективной системы атрибуции
и идентификации нет.
Рынок emerging
art (современные художники, второй эшелон
XX века, национальные художники) ведет
себя как рынок акций компаний с небольшой
капитализацией. Такие художники гораздо
дешевле, их можно раскручивать. Иногда
картинам нужно вылежаться много лет,
чтобы попасть в струю, зато цены могут
возрасти в 10-20 раз. Профессионалы периодически
очень много на этом зарабатывают.
Можно
выбрать одну картину за 100 000 - 200 000 евро,
повесить и ждать своего часа. Но если
вы хотите диверсифицированный портфель,
то без 1-2 млн евро об этом не стоит и говорить.
Иначе вы рискуете ошибиться в теме и потерять
большие деньги.
Арт-рынок не очень динамичный.
Индекс классических произведений искусства
в последние 30-40 лет ежегодно возрастает
примерно на 4%. Это значит, что только
на покрытие транзакционных издержек
придется потратить пять лет. Инвестиции
в классику - это долгосрочные инвестиции.
Бренд Patek Philippe продвигает себя не просто
как часы, а как наследство для детей. То
же можно сказать и о классическом искусстве.
В России сегодня Независимой
оценкой и подсчетом индекса занимается
американское агентство Skate's Art. Оно делает
оценки для гарантий по аукционам и для
частных сделок.
Это сложный и непрозрачный
рынок. Один коллекционер рассказывал
курьезный случаи.
« Раз принесли очень хорошую
картину с экспертизой и провенансом.
Но когда я похвалился дочке художника,
она ответила: "Отец такой картины не
писал". До сих пор не уверен: то ли это
хорошая подделка, то ли дочь стремится
монополизировать экспертизу работ отца
и просто бракует все, что идет не через
нее»
Давно подмечено, что инвестирование
в предметы искусства становится
популярным тогда, когда происходят
спады на финансовых рынках или когда
другие инструменты перестают приносить
высокую доходность. Доходность таких
инвестиций нередко бывает больше,
чем проценты по вкладу в банке, однако
и риски здесь несравненно
больше.
Очень часто арт-рынок
сравнивают с фондовым рынком. Художник,
как и компания, выпускает «ценную
бумагу», свою картину. Картины известных
мастеров можно сравнить с «голубыми
фишками», а малоизвестных художников
— с акциями второго эшелона.
Риски инвестиций в искусство:
• Объект инвестирования может
не вырасти в цене
• Картина может оказаться
подделкой
• Ее невозможно будет продать
• Предмет искусства могут
просто украсть или изъять на таможне
при перевозке
• Сам «шедевр» может
быть краденным и находиться в
розыске, о чем новый владелец
может и не знать
Подведем итог. Инвестиции
в искусство могут быть интересным
способом сохранить и приумножить капитал.
Это связано с большим риском, что произведение
искусства может не вырасти в цене или
быть украдено. Однако с помощью диверсификации
можно уменьшить риск и получить прибыль
и удовольствие от инвестирования в искусство.
www.denga.com
www.auction-house.ru
www.slon.ru
www.fingramota.kz
www.richdadinvest.ru