Классификации иностранных инвестиций и пути улучшения инвестиционного климата в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование понятия и классификации иностранных инвестиций и пути улучшения инвестиционного климата в России.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Исследование сущности и классификации иностранных инвестиций.
Анализ инвестиционного климата в России.
Рассмотрение государственной политики улучшения инвестиционного климата в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Иностранные инвестиции: сущность и классификация…………………….. 5
1.1 Сущность иностранных инвестиций……………………………………...5
1.2 Классификация иностранных инвестиций……………………………….8
1.3 Прямые, иностранные и прочие иностранные инвестиции в России.
Их динамика. ……………………………………………………………10
2 Инвестиционный климат в России…………………………………………..15
2.1 Понятие инвестиционного климата и методики его оценки…………...15
2.2 Инвестиционная привлекательность России в 2011 году……………...23
3 Государственная политика улучшения инвестиционного климата……….26
3.1 Препятствия на пути притока инвестиций……………………………...26
3.2 Пути и меры улучшения инвестиционного климата…………………..30
Заключение……………………………………………………………………...37
Библиографический список……………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая иностранные инвестиции в России.docx

— 72.82 Кб (Скачать документ)

     Большую роль в оценке социальной среды для  инвестиций играют показатели отношения  к иностранным инвестициям в  обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития, уровень  безработицы и возможность забастовок.

     На  микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения фирмы-инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных  субъектов, поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых коллективов принимающей страны. на этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.

     Макро- и микро- уровни понятия инвестиционного климата воспринимаются как единое целое, поскольку, например, практически любые законодательные усилия Федерального правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льгот хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общего экономического регулирования центрального правительства.

     Для оценки инвестиционного климата  в России обычно используется следующая  система факторов:

     1. Факторы экономического потенциала:

    • Степень обеспеченности региона стратегическими природными ресурсами.
    • Биоклиматический потенциал региона.
    • Наличие и доступность свободных земель для производственных инвестиций.
    • Уровень обеспеченности региона: электроэнергией, газом, водой, тепловой энергией.
    • Потенциал развития транспортной системы в регионе.
    • Обеспечение региона трудовыми ресурсами.
    • Степень обеспеченности квалифицированными кадрами.
    • Уровень научно-технического потенциала региона.
    • Возможности использования потенциала оборонных производств для выпуска гражданской продукции.

     2. Общие условия хозяйствования в регионе

    • Развитие отраслей материального производства.
    • Степень экологической безопасности региона.
    • Возможности использования объектов незавершенного строительства.
    • Степень изношенности основных производственных фондов на предприятиях ведущих отраслей региона.
    • Возможность использования свободных производственных мощностей.
    • Степень развития строительной базы.
    • Уровень развития производственной инфраструктуры.

     3. Формирование рыночной инфраструктуры в регионе.

    • Уровень развития рыночной инфраструктуры.
    • Влияние приватизации на инвестиционную активность.
    • Влияние инфляции на инвестиционную активность.
    • Степень вовлечения населения в инвестиционный процесс.
    • Степень развития конкурентной среды предпринимательства и разрушения монополизма производителя.
    • Емкость местного рынка для новой продукции и услуг.
    • Интенсивность хозяйственных связей региона с другими регионами.
    • Экспортные возможности региона.
    • Степень присутствия иностранного капитала в экономической жизни региона.

     4. Политические факторы

    • Степень доверия населения к региональной власти.
    • Уровень эффективности взаимодействия представительной и исполнительной власти в регионе.
    • Уровень политической стабильности в регионе.
    • Уровень национально-религиозной стабильности в регионе.

     5. Социальные и социокультурные факторы

    • Уровень жизни населения в регионе.
    • Уровень развития жилищно-бытовых условий.
    • Степень развития медицинского обслуживания.
    • Степень распространения алкоголизма и наркомании среди местного населения.
    • Уровень преступности в регионе.
    • Покупательная способность заработной платы населения.
    • Влияние миграции населения на инвестиционный процесс.
    • Отношение населения к рыночным реформам.
    • Степень терпимости населения к имущественной дифференциации.
    • Отношение населения к труду.
    • Отношение населения к отечественным предпринимателям.
    • Отношение населения к иностранным предпринимателям.
    • Наличие в регионе привычных условий для жизни и работы иностранных специалистов.
    • Степень привлекательности культурно-исторического наследия для потенциальных инвесторов.

     6. Организационно-правовые факторы

    • Уровень соблюдения хозяйственного законодательства.
    • Отношение работников региональных органов к предпринимательству.
    • Отношение региональных властей к иностранным инвесторам.
    • Уровень оперативности в принятии решений.
    • Доступность для инвесторов и предпринимателей информации о существе региональных, нормативных актов.
    • Уровень профессионализма сотрудников аппарата местной администрации.
    • Уровень эффективности деятельности региональных органов юстиции.
    • Условия свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы.
    • Наличие отработанных связей местных предпринимателей с иностранными инвесторами.
    • Уровень деловых качеств и деловой этики местных предпринимателей.

     7. Финансовые факторы

    • Обеспеченность доходами регионального бюджета населения
    • Обеспечение региона внебюджетными фондами.
    • Степень доступности финансовых ресурсов.
    • Степень доступности финансовых ресурсов из регионального бюджета.
    • Степень доступности кредита в национальной валюте.
    • Средний уровень банковского процента.
    • оперативность работы банковской системы.
    • Сумма вкладов на душу населения.
    • Доля убыточных предприятий в регионе.

     Конечная  цель анализа инвестиционного климата - приведение различных показателей к некоему общему знаменателю.

     Таким обобщающим показателем выступают  показатели инвестиционного риска. Категории инвестиционного климата  и инвестиционного риска взаимосвязаны.

     Чем лучше инвестиционный климат, тем  ниже инвестиционный риск. Вместе с  тем, между отдельными составляющими  понятия инвестиционного климата  и величиной инвестиционного  риска нет взаимной корреляции. Так, размер рынка и его ресурсная  обеспеченность, т. е. I группа факторов не влияет на величину инвестиционного  риска, но является важной характеристикой  инвестиционного климата. Ход реформ в стране и состояние экономической  конъюнктуры, а также законодательная  среда для инвестиций и политический климат прямо определяют величину инвестиционного риска.

     Оригинальная  методика оценки инвестиционного климата  основана на применении интегральных факторов и индексов.

     Для правильной оценки климата тех или  иных регионов нужно проанализировать каждую из составляющих: региональные факторы, региональная политика, социальная ситуация в регионе - а затем выйти на сводную его оценку.

     Затем проводится оценка эффективности. Рассчитываются отклонения от среднероссийского уровня по различным параметрам и делается окончательная оценка.

      
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Инвестиционная привлекательность  России в 2011 году.

     Инвестиционный  климат в России в 2011 году продолжает отпугивать многих отечественных и  зарубежных специалистов от крупных  инвестиций в российскую экономику. По данным статистики, в апреле 2011 года отток капитала из России составил 5 миллиардов долларов, что значительно  ниже, чем отток капитала в марте. По мнению многих аналитиков, несмотря на укрепление политической и экономической ситуации, инвестиционный климат в России за последние несколько лет ничуть не улучшился.

     Высокий уровень коррупции и «оригинальность» работы многих государственных и  муниципальных органов приводит к постепенному сокращению инвестиций в российскую экономику.  Кроме  того, одной из особенностей ведения  экономической политики в нашей  стране является применение заградительных пошлин или введения ограничений  на поставку или закупку тех или  иных товаров на западных рынках.

     Также многие специалисты отмечают замедление темпов восстановления экономики после  финансового кризиса, что также  крайне негативно влияет на инвестиционный климат.

     Кроме того, количество законопроектов, которые  регулируют экономическую деятельность на территории Российской Федерации  постоянно растет, а срок действия многих постановлений составляет несколько  лет, что значительно повышает инвестиционные риски как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.

       Некоторое время назад инвестиционная  ситуация в нашей стране была  крайне выгодна для спекулянтов,  которые могли зарабатывать «быстрые  деньги» в некоторых секторах  экономики, в настоящее время  прибыль многих компаний стала  заметно меньше, что приводит  к постепенно оттоку капитала  из страны.

     Экономические проблемы, которые возникли в странах  Европейского союза и США, также  приводят к ухудшению инвестиционного  климата в России в 2011 году, что связано с привязкой деятельности многих отраслей экономики нашей страны к иностранным валютам.

     По  оценкам аналитиков, отток капитала из Российской Федерации приостановится в середине 2011 года, но это не означает, что инвестиционный климат в России значительно улучшиться.

     Одной из причин неблагоприятного инвестиционного  климата является неопределенность, связанная с выборами, смена политической власти может привести как к ужесточению  требований к инвесторам, так и  к облегчению налогового режима или  создания благоприятных условий  для инвестирования в определенные сектора российской экономики.

       По оценке, сделанной в ряде  заявлений руководства страны, инвестиционный  климат в России остается неудовлетворительным, несмотря на то, что за последние  два года предприняты серьезные  шаги по его улучшению. В  2010 году было привлечено прямых  иностранных инвестиций на 41,2 миллиарда  долларов, но хотелось бы выйти  на уровень 60–70 миллиардов долларов. Важно помнить, что мы конкурируем с другими странами за мировой инвестиционный капитал, который доходит до трех триллионов долларов. Однако даже сами цифры не так значимы, борьба за инвестиции — это не просто привлечение большого количества денег, это новое производство, новые технологии, новое качество управления во всех отраслях, а значит, улучшение качества жизни населения.

     Правительство РФ два года назад приняло План по улучшению инвестиционного климата, который состоял из семи направлений  и содержал 43 мероприятия. В основном эти мероприятия предполагали внесение изменений в законодательство, дабы сократить уровень административных барьеров. Этот план выполнен на 70 процентов, в процессе его реализации выявляются новые направления, над которыми нужно работать. Самое важное, что  было выявлено сразу, это то, что  одних законодательных изменений  недостаточно, главная проблема российской действительности — в огромном разрыве  между принятым законодательством, вполне достойным и конкурирующим  во многих сферах с развитыми странами, и правоприменительной практикой. Законодательство не ограничивает инвестиционную активность и в целом привлекательно для инвесторов, но то, с чем сталкивается инвестор на практике, сильно отличается от написанного на бумаге. Необходимо решить в первую очередь этот вопрос, и тогда приток инвестиций позволит стране совершить столь необходимый технологический скачок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Классификации иностранных инвестиций и пути улучшения инвестиционного климата в России