Миграция рабочей силы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание

По мере глобализации мировой экономики все более важным
фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится миграция рабочей силы и населения. Усиливающееся мировое разделение труда способствует тому, что миграционные потоки постоянно направляются из одной страны в другую, и влекут за собой как проблемы, так и выгоды для стран, участвующих в миграционном процессе.
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Ведь сегодняшний мир - мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Необходимо, и наиболее важно, найти такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере удовлетворяло бы насущные потребности человека.

Содержание

Введение
1. Миграция рабочей силы в современном мире
1.1 Основные понятия и сущность миграции рабочей силы
2. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда
2.1 Основные центры притяжения миграционных потоков
2.2 Последствия миграции кадров для стран-реципиентов и стран-доноров
2.3 Последствия миграции кадров для России
3. Правовое регулирование миграционных потоков
3.1 Государственная политика стран мира в области международных миграций
3.2 Механизмы контроля миграции и её регулирование
3.3 Регулирование миграции рабочей силы в России
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

интегр проц в торг сан.docx

— 46.11 Кб (Скачать документ)

США привлекают программистов, инженеров-химиков, физиков-математиков, четко определяется возрастной ценз: не старше 30 лет. На ученых не ограничивается возрастной ценз. Наиболее жесткие  иммиграционные правила устанавливает  Австралия. В консульствах этой страны помимо психологического и профессионального  тестирования, претенденты на въезд  в эту страну подвергаются дополнительному  медицинскому освидетельствованию (более  подробно правовое регулирование миграции рабочей силы рассматривается в  третьей главе).

Так же основными центрами трудоэмиграции были и остаются многонаселенные страны: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Африканские страны.

Африканцы как правило едут в страны бывшие метрополии, что связано с языковыми особенностями.

После II Мировой войны центрами трудоэмиграции стали Турция, Греция, Югославия. С распадом мирового социализма и СССР появился третий центр эмиграции: страны восточной Европы и СНГ, включая Россию.

По массовости основным потоком трудоэмигрантов из России была Германия, а профессионалы едут в США, Канаду и другие развитые страны.

Этнические  евреи едут в Израиль. Среднегодовой  отток рабочей силы из России на протяжении 90х годов превышал 100 тысяч человек. На начало 2003 года из России выехало 1 миллион 200 тысяч человек взрослого населения, не считая детей и пенсионеров.

В настоящее  время на долю трудоиммигрнтов приходится в Люксембурге - 37% занятых, в Бельгии и Голландии - 19%, в Германии, Франции, Великобритании - 7-9%.

В данном пункте работы были рассмотрены основные центры притяжения миграционных потоков. Следует иметь в виду, что миграция рабочей силы - это не только экономическое, но и сложное политическое, а также социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов, как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

В следующих  пунктах данной главы рассматриваются  последствия как для вышеуказанных, так называемых стран-доноров и  принимающих стран, а так же последствия  миграции кадров для России.

2.2 Последствия миграции  кадров для стран-реципиентов  и стран-доноров

Прежде  чем приступить к раскрытию содержания данного пункта работы необходимо дать определение терминам «страны-доноры» и «страны-реципиенты». Итак, страны-доноры - страны, из которых идет отток миграционных кадров, «станы-реципиенты» - страны, принимающие трудоспособное население (отдельные государства, в том числе и Россия, являются одновременно и странами-донорами и странами-реципиентами. Америка выступает донором для государств Латинской Америки, Великобритании и Австралии. Однако, Россия, будучи и страной-донором и реципиентом, теряет на уровне профессиональной подготовки трудоэмигрантов и трудоиммигрантов).

Трудоэмиграция и трудоиммиграция оказывают противоречивые последствия как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Рассмотрим подробнее возникающие последствия.

Приток  иностранной рабочей силы оказывает  положительное влияние на страны-реципиенты.

Одним из, несомненно, положительных следствий  притока иностранной рабочей  силы является получение странами-реципиентами иностранной квалифицированной  рабочей силы, на подготовку которой  страна не расходовала ни финансовые средства, ни учебное время. Ярким  примером может служить так называемый процесс «утечки мозгов» - отъезд ученых за рубеж, например для экономики  США. Достаточно сказать, что 40% из пришедших  на рынок труда США в 80-х годах докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в ВУЗах - тоже иммигранты. В середине 90-х годов в США проживало более 11 миллионов иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам экспертов, 240 миллиардов долларов в год. При этом они платят налоги в размере 90 миллиардов в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальную помощь иммигрантам до 5 миллиардов долларов. Ясно, что отдача от иммигрантов даже чисто в денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Только в 1993 году, например, в США въехало 23,5 тысяч ученых и инженеров из-за рубежа.

Так же к положительным влиянием миграции кадров специалисты относят следующие: иностранные рабочие участвуют  в создании экономического продукта страны пребывания, а также в ряде экономически развитых государств, и  прежде всего в странах Европейского Союза, «арбет-гайстеры» (то есть рабочие гости) нередко используются в неквалифицированных видах труда, на низкооплачиваемых работах и заняты в «непристижных» видах труда: строительство, сфера гостиничного хозяйства, общественного питания, общественного транспорта, разнорабочие и т.д.

Наряду  с положительными последствиями  миграции кадров существуют и отрицательные. Массовый приток иностранной рабочей  силы, особенно когда приглашаются с семьями, осложняет нравственно-культурную среду в местах работы и местах компактного проживания иностранных  рабочих, так как трудоиммигранты зачастую являются представителями совершенно другой культуры, религиозных убеждений, обычаев, традиций и менталитета.

Несомненно, и то, что многие ученые из развивающихся  стран, повысив свою квалификацию и  поработав, например, в США или  других развитых странах, возвращаются к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в  своих странах. К такой группе людей можно отнести не только ученых. Получив образование и  поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные  рабочие. Все они привносят в  свои страны новые знания, квалификацию. Важно, чтобы и эти страны научились  ценить свои кадры и создавали  для них условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

Рассмотрим  последствия миграции рабочей силы для стран-доноров. Итак, для стран-доноров  отток трудоспособного населения  приносит следующие положительные  явления:

1) снижает  социально-политическую напряженность  в обществе, приводит внутренний  рынок труда к относительному  равновесию, что является позитивным  фактором;

2) трудоэмигранты для поддержания своих семей высылают валютные переводы, которые становятся важным фактором притока иностранной валюты в страну донора. Например, валютные поступления только по денежным переводам от трудоэмигрантов в Пакистане превышает 5 миллиардов долларов в год. Китайская народная республика осуществляет организованную трудовую эмиграцию, зарабатывая на этом 2 и более миллиардов долларов в год.

3) трудоэмиграция приносит определенную выгоду странам-донорам и по возвращении граждан, выехавших на временную работу за границу, они привозят накопленные валютные средства, нередко обзаводятся определенными орудиями труда за границей и привозят их с собой, используют производственную культуру из-за рубежа, получают новые умения и знания, которые применяют в своей стране.

В то же время трудоэмиграция сопровождается и негативными последствиями для стран-доноров:

1) определенная  часть трудоспособного населения  отвлекается от национального  производства и не участвует  в создании ВВП.

2) часть  трудоэмигрантов положительно зарекомендовавшая себя на работе в заграничных фирмах либо лангирует свое там пребывание, либо остается на постоянное место жительства, и страна теряет определенную часть квалифицированной рабочей силы (этим каналом происходит «утечка мозгов»). Например, Россия по оценкам специалистов из-за стихийного потока трудоиммиграции уже потеряла около четверти научных работников. Общий ущерб от выезда ученых и квалифицированных инженерно-технических, а также станочных работников исчисляется 60 миллиардами долларов ежегодных потерь.

3) трудоиммигранты удачно устроившиеся с работой и бытом за границей нравственно расстраивают определенную часть населения своей страны, представители которой трудятся на родине и с такой же отдачей сил и профессиональных знаний, но получают заработную плату намного ниже своих иммигрировавших коллег.

Таким образом, в данном пункте работы были подробно рассмотрены последствия миграции кадров, как для стран-реципиентов, так и для стран-доноров.

2.3 Последствия миграции  кадров для России

В предыдущем пункте достаточно подробно рассматривались  последствия миграции кадров для  стран-реципиентов и стран-доноров. Россия в той или иной степени  относится к обеим вышеназванным  категориям стран, тем не менее, считаю необходимым перейти от общей  информации к частной, касающейся только последствий миграции кадров в Российской Федерации.

А.С. Булатов считает, что масштабы трудовой миграции из нашей страны слишком преувеличены. В своих авторских работах он говорит о том, что миграция ограничивается как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран достаточной высокий уровень безработицы составляющий примерно 7-10%, что резко усиливает, конкуренцию на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур и т.п.) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.

Масштабы  выезда на работу и постоянное место  жительства ученых и инженеров составляют ежегодно около 8 тысяч. Доля выехавших  из страны ученых за 1985-1997 годы составила  не менее 2-3% от их общего числа, что  не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако автор признает, что в отдельных  областях науки процент уезжающих  гораздо выше. Усиление этой тенденции  может привести к серьезным отрицательным  последствиям для отечественной  науки.

Но, несмотря на возможность оттока за рубеж части  наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных  рабочих-специалистов), чрезмерных поводов  для алармизма, утверждает А.С. Булатов, нет. Подтверждая это следующим: во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей и во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы.

Серьезные негативные последствия имеет для  России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян  и представителей других национальностей  из бывших советских республик требует  гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих  мест. Особенно это касается вынужденных  мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации), и  вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). Их число с начала регистрации (в 1992 году вынужденных переселенцев и  в 1993 году беженцев) возросло до 1,2 миллионов  человек. В условиях продолжающегося  экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов  из стран - членов СНГ представляется весьма затруднительным. Но вместе с  тем необходимо подчеркнуть, что  именно приток иммигрантов из СНГ  позволяет удерживать численность  населения России от еще более  значительного уменьшения по причине  естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит и в других странах-реципиентах.

Наряду  с созданием соответствующих  финансовых и экономических условий  в стране необходимо законодательное  регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами - членами СНГ, политическая и социальная поддержка  этнических россиян, проживающих в  этих странах.

Наиболее  сложной с точки зрения последствий  для России проблемой является нелегальная  иммиграция иностранных граждан. По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тысяч  человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных  мигрантов, возможность ухудшения  криминогенной обстановки и появление инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

Информация о работе Миграция рабочей силы в современном мире