Миграция рабочей силы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание

По мере глобализации мировой экономики все более важным
фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится миграция рабочей силы и населения. Усиливающееся мировое разделение труда способствует тому, что миграционные потоки постоянно направляются из одной страны в другую, и влекут за собой как проблемы, так и выгоды для стран, участвующих в миграционном процессе.
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Ведь сегодняшний мир - мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Необходимо, и наиболее важно, найти такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере удовлетворяло бы насущные потребности человека.

Содержание

Введение
1. Миграция рабочей силы в современном мире
1.1 Основные понятия и сущность миграции рабочей силы
2. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда
2.1 Основные центры притяжения миграционных потоков
2.2 Последствия миграции кадров для стран-реципиентов и стран-доноров
2.3 Последствия миграции кадров для России
3. Правовое регулирование миграционных потоков
3.1 Государственная политика стран мира в области международных миграций
3.2 Механизмы контроля миграции и её регулирование
3.3 Регулирование миграции рабочей силы в России
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

интегр проц в торг сан.docx

— 46.11 Кб (Скачать документ)

Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы  имеют право нанимать иностранную  рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и  продаж или после внесения определенных платежей в государственных бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать  в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное  предприятие иммигранты обязаны  платить. Некоторые льготы предоставляются  для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных  граждан в домашнем хозяйстве.

Временные ограничения. Законодательства большинства  стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых  они должны либо покинуть принимающую  страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление  своего пребывания в ней. Зачастую для  лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются  жесткие правила, не позволяющие  продлить свое пребывание в ней, требующие  обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают  право вновь приехать в принимающую  страну.

Географические  приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и  национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью  количественных квот на въезд иммигрантов  из определенных стран. Иногда, чтобы  избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства  проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать  между представителями разных стран  из одного географического региона.

Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо  перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам  нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или  специальностей, в которых могут  работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к  ним иностранцев. Обычно для любых  передвижений иммигранта, изменения  специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые  могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная  иммиграция, которая в большинстве  стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно  устанавливаются санкции на нарушение  порядка иммиграции. Они могут  накладываться как на самих иммигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно  въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение  в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается  депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное  повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более  длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые  также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные  штрафы, что они могут вести  к разорению некоторых больших  фирм и предприятий.

В данном пункте работы были изучены основные механизмы контроля миграции кадров, а также регулирование миграционных потоков. В следующем пункте подробно рассматриваются основные направления по регулированию деятельности миграционных потоков в Российской Федерации.

3.3 Регулирование миграции  рабочей силы в  России

Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок  труда требует государственного регулирования миграции.

Необходимо  создание условий для свободного перемещения рабочей силы в пределах России в соответствии с изменяющимися  потребностями развития и размещения производительных сил страны.

Не меньшее  значение имеют геополитические  и военные интересы России. Усиливается  иммиграционное давление на малозаселенные территории Сибири и Дальнего Востока.

Поэтому главными целями миграционной политики должны стать селективный отбор  и активное привлечение иммигрантов, обеспечение их адаптации в российском обществе и сведение к минимуму негативных последствий миграции.

В настоящее  время Россия только приступила к  формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов. Правительством России одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации .

Миграционная  ситуация сложившаяся в России в  настоящий момент требует новых  подходов, с тем чтобы миграционные процессы в Российской Федерации  стали фактором, способствующим позитивному  развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов  национальной безопасности, охраны общественного  порядка и здоровья населения  при строгом соблюдении международных  обязательств Российской Федерации.

Целями  регулирования миграционных процессов  в Российской Федерации являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в  трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование  интеллектуального и трудового  потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих  принципах:

· защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;

· защита национальных интересов и обеспечение  безопасности Российской Федерации;

· сочетание  интересов личности, общества и государства;

· дифференцированный подход государства к решению  проблем различных категорий  мигрантов;

· взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов.

Законодательное регулирование государственной  миграционной политики регламентируется Федеральным законом «О занятости  населения в Российской Федерации» (1991 год), Федеральным законом «О беженцах» (1993 год), Федеральным законом  «О вынужденных переселенцах» (1993 год), Федеральным законом «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию» (1996 год) с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 года; Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002 год).

В тоже время, следует отметить, что основы системного законодательного обеспечения  государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 году, после принятия Федерального закона «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» и внесения дополнений в Федеральный  закон «О занятости населения в Российской Федерации».

Развитие  правоприменительной практики в  области миграционного законодательства потребуют его дальнейшего законодательного, институционального, финансового, информационного, научного и кадрового обеспечения.

В числе  важнейших вопросов - распределение  компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации  в области регулирования миграции. Необходимо формирование региональной правовой базы регулирования миграционных процессов.

Регулирование миграционных процессов позволит создать  условия для решения задачи по обеспечению национальной безопасности, будет способствовать устойчивому  развитию экономики страны, соблюдению прав человека и повышению качества жизни населения Российской Федерации.

Заключение

Миграция  представляет собой пространственное перемещение населения, изменение  его территориального распределения, то есть географии. Миграция рабочей  силы - это перемещение трудоспособного  населения. Процесс миграции рабочей  силы может быть обусловлен мотивами экономического, политического, этнического, культурного, семейного и иного  характера. Сущность миграции рабочей  силы заключается в её функциях, которые можно разделить на две группы: общие функции и специфические.

Существует  несколько теорий, объясняющих причины  и направленность миграционных процессов, они представлены концептуальной, исторической и структуралистской концепциями.

Миграцию  можно представить в виде классификации, по следующим признакам: классификация  по направлению миграций (внешняя, внутренняя), классификация по степени организации  миграций (организованная, неорганизованная), классификация по причинам, а так  же классификация по временному признаку.

Изучение  миграционной ситуации на любом территориальном  уровне (страна, регион, отдельная территория или поселение) предполагает использование  комплекса абсолютных и относительных  показателей. Показатели миграции для  разных стадий миграционного процесса позволяют не только выявить и  локализовать те или иные проблемы миграции населения на той или  иной территории, но и проследить их временную динамику, а также оценить  остроту этих проблем с позиций  регионального политического, социально-экономического и демографического развития.

По мере роста интернационализации хозяйственной  жизни, значение миграции рабочей силы возрастает. Основными центрами трудовой иммиграции были и остаются страны американского континента и, прежде всего США, Канада и Австралия. В  современных условиях появились  новые центры трудовой иммиграции, к ним относятся страны Европейского союза, страны - члены ОПЕК а также ряд стран Латинской Америки.

Трудоэмиграция и трудоиммиграция оказывают противоречивые последствия для стран-доноров и стран-реципиентов. Эти последствия могут носить, как положительный, так и отрицательный характер влияния на выше обозначенные категории стран.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее  непосредственно размеры, особенности  и последствия миграционных процессов  на международном уровне, теперь же столкнулось с необходимостью координации  усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному  регулированию миграционных потоков. Теперь это явление достигло таких  размеров, что государства и международные  организации, ранее не испытывавшие проблем с миграцией, вынуждены  объединять усилия для разрешения возникающих  проблем, связанных с миграцией.

Что касается регулирования миграционных потоков  в Российской Федерации, 1 марта 2003 года Распоряжением Правительства РФ была принята Концепция регулирования  миграционных процессов в России, которая представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права 
 
 

Список  литературы

2. Архипов Ю.А. Миграционная ситуация и ее влияние на положение в стране и регионе // Миграция и внутренняя безопасность. - 2003. - 23 июня

3. Батуркин А.П. Некоторые аспекты нелегальной миграции. Нерегулируемость миграции // Нелегальная иммиграция. - 2002. - №9

4. Башкатов Б.И. Практикум по международной экономической статистике. - М., 2000

5. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. - М., 2001

6. Бояркин  Г. Трудовая миграция и экономический  потенциал района. // Человек и труд. - 2003. - №2

7. Булатов А.С. Экономика. - М., 2000

9. Витковская Г.С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Нелегальная иммиграция. - 2005. - №9

10. Волгин Н.А., Одегов Ю.Г. Экономика труда. - М., 2002

11. Гельбрас В.Г. Китайская реальность в России. - М., 2001

Информация о работе Миграция рабочей силы в современном мире