Оценка инвестиционной привлекательности отрасли (на примере металлургической отрасли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание

Оценка инвестиционной привлекательности отрасли при ведении экономической деятельности

Содержание

Введение
Теоретические основы инвестиционной привлекательности
Понятие инвестиционной привлекательности
Методы оценки инвестиционной привлекательности отрасли
Общая характеристика металлургической отрасли
Фактическое состояние металлургической отрасли
Структура металлургической отрасли: черная металлургия
Размещение предприятий черной металлургии в Российской Федерации
Инвестиционная привлекательность металлургической отрасли
3.1. Инвестиционная активность в рамках металлургической отрасли
3.2. Уровень инвестиционных рисков, характерных для металлургической отрасли
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУрсач по инвест менедж.docx

— 256.53 Кб (Скачать документ)

 

* Бланк А.И.  Инвестиционный менеджмент. С. 89-94.

 

Поэтому при расчете  синтетического показателя «уровень рентабельности деятельности подотрасли» аналитическим  показателям присвоен следующий  «весь»: уровень прибыльности собственного капитала - 40 %; уровень прибыльности всех используемых активов - 35 %; уровень  прибыльности затрат - 15 %; уровень прибыльности реализации продукции - 10 %.

При оценке уровня перспективности развития подотрасли учитывались следующие аналитические показатели:

а) значимость подотрасли в экономике (количественную основу оценки этого показателя составляли фактический и прогнозируемый удельный вес продукции подотрасли в валовом внутреннем продукте);

б) устойчивость подотрасли к экономическому спаду производства (показатель соотношения динамики объема производства подотрасли и динамики объема валового внутреннего продукта);

в) социальная значимость подотрасли (показатель численности занятых в подотрасли работников);

г) обеспеченность перспектив роста собственными финансовыми ресурсами (объем и удельный вес капитальных вложений за счет собственных средств в подотрасли; удельный вес собственного капитала в используемых активах);

д) степень государственной поддержки развития подотрасли (объемы государственных капитальных вложений; объемы государственного краткосрочного кредитования; налоговые льготы).

При расчете синтетического показателя «уровня перспективности  развития подотрасли» все вышеперечисленные  аналитические показатели рассматривались  как равнозначные.

При оценке уровня инвестиционных рисков, характерных для подотрасли, учитывались следующие аналитические показатели:

а) уровень конкуренции в подотрасли (показатель числа компаний и фирм, функционирующих в данной подотрасли, в том числе занимающих монопольное положение на рынке);

б) уровень инфляционной устойчивости продукции подотрасли (показатель соотношения динамики уровня цен на основную продукцию подотрасли и динамики индекса оптовых цен в целом по стране);

в) уровень социальной напряженности в подотрасли (показатель среднего уровня заработной платы работников подотрасли в сопоставлении с реальным уровнем прожиточного минимума в стране).

При расчете синтетического показателя перечисленные аналитические  показатели так же рассматривались  как равнозначные.

На основе полученных трех групп синтетических показателей  рассчитывался интегральный показатель оценки их инвестиционной привлекательности. Экспертным путем установлена следующая  значимость каждого синтетического показателя:

- уровень прибыльности  деятельности - 65 %;

- уровень перспективности  развития - 20 %;

- уровень инвестиционных  рисков - 15 %.

Приведенная методика представляет собой одну из первых попыток оценки и прогнозирования  инвестиционной привлекательности  отраслей экономики в странах  СНГ.

Вообще надо сказать, что  анализ подходов и методов оценки инвестиционной привлекательности  отраслей представляется нам несколько  затруднительным, поскольку эти  методики немногочисленны и стоят  особняком . Их исследование позволяет  наряду с их достоинствами (использование  количественных и качественных факторов, а также показателей, широко применяемых  в статистической практике), выявить  определенные проблемы, характерные  для этой группы методов. Прежде всего, это проблема формализации или количественного  выражения результатов оценки.

( анализ существующих подходов  и методик) 
Можно выделить две основные методологические проблемы оценки инвестиционной привлекательности отрасли:                                . 
а) проблема формализации (количественного выражения результатов оценки). Любая оценка, по определению, должна в конечном итоге выражаться в числовом выражении (цифрах, баллах, рейтинговых таблицах и т.п.), иначе смысл этой оценки будет равен нулю. Особенно это актуально для сравнительного анализа инвестиционной привлекательности данной отрасли с другими отраслями. Чтобы проводить сравнение, нужны определенные, количественно выраженные критерии, унифицированные для отраслей объектов сравнительного анализа;………………………………………………….. 
б) проблема спецификации методологических подходов исходя из: типа инвестиций (прямые или портфельные), вида инвестиций (в расширение производственных мощностей, в модернизацию производства и пр.), срока инвестиционного периода (срока амортизации (или полезного срока действия) инвестиций).

Следует сказать, что рассмотренная  методология является наиболее распространенной и подробной при оценке инвестиционной привлекательности, но в данной работе будет рассмотрен другой метод оценки на основе уравнения множественной  регрессии.

 

 

 

 

    1. Общая характеристика металлургической отрасли
    1. Фактическое состояние металлургической отрасли

Металлургическая промышленность, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику  России. Успехи в развитии отрасли  в период 2000-2007 гг. были обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с  другой – исключительно благоприятной  внешнеэкономической конъюнктурой вплоть до 2008 г. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние  годы значительный вклад металлургической промышленности в прирост ВВП  и других макроэкономических показателей.

В составе металлургической промышленности комплекс  предприятий  по добыче и обогащению руд черных и цветных металлов, нерудных материалов, по производству чугуна, стали, проката, труб стальных, метизов, ферросплавов, огнеупоров, кокса, алюминия, меди, никеля, кобальта, свинца, цинка, олова, сурьмы, ртути, вольфрама, молибдена, ниобия, тантала, редкоземельных металлов, обработке  цветных металлов (алюминия, титана, магния, тяжелых цветных металлов), по производству твердосплавной, углеродной, полупроводниковой продукции, по переработке  ломов и отходов, производству ряда видов химической продукции, большой  комплекс предприятий вспомогательного назначения, а также научно-исследовательские  и проектные организации.

Доля металлургической промышленности в ВВП страны составляет около 5 %,  промышленном производстве порядка 18%, экспорте – 14 %. Доля металлургической промышленности в налоговых платежах во все уровни бюджетов составляет более 5%. Как потребитель продукции  и услуг субъектов естественных монополий металлургия использует от общепромышленного уровня   28,0 % электроэнергии, 5,4 % природного газа от общего потребления, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках –   23 % .

Металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации  России в современном международном  разделении труда. На сегодняшний день по производству стали Россия занимает 4-е место в мире (уступая Китаю, Японии и США), по производству стальных труб- 3 место в мире, по экспорту металлопродукции – 3 место в мире (экспорт стального проката в 2007 году составил около 27,6 млн. т; из Китая - 52,1 млн. т, из Японии – 35,6 млн. т). По производству алюминия Россия занимает 2-ое место  в мире (после Китая), его экспорту – 1-ое место; по производству и экспорту никеля – первое место в мире; по производству (отгрузкам) титанового проката – второе место. 1

Однако, несмотря на адаптацию  металлургической промышленности к  рыночным условиям, его технико-технологический  уровень и конкурентоспособность  ряда видов металлопродукции нельзя считать удовлетворительными.

    1. Структура металлургической отрасли

Металлургический комплекс включает черную и цветную металлургию, то есть совокупность связанных между  собой отраслей и стадий производственного  процесса от добычи сырья до выпуска  готовой продукции - чёрных и цветных  металлов и их сплавов.

В данной работе более подробно будет рассмотрена отрасль черной металлургии.

Ядром черной металлургии  выступает металлургический передел: чугун-сталь-прокат. В современных  условиях соотношение затрат на сырье  и топливо показывает, что металлургические предприятия полного цикла, расположенные  вблизи железорудных месторождений  и пользующиеся привозным топливом, при прочих равных условиях способны давать более дешевый металл по сравнению  с теми же заводами, расположенными у источников коксующегося угля ( свою специфику имеет локация предприятий  передельной металлургии и мини-заводов)2

В состав черной металлургии  входят следующие основные подотрасли:

    • добыча и обогащение рудного сырья для черной металлургии (железных, марганцевых и хромитовых руд);
    • добыча и обогащение нерудного сырья для черной металлургии (флюсовых известняков, огнеупорных глин и т.п.);
    • производство черных металлов (чугуна, стали, проката, доменных ферросплавов, металлических порошков черных металлов);
    • производство стальных и чугунных труб;
    • коксохимическая промышленность (производство кокса, коксового газа и пр.);
    • вторичная обработка черных металлов (разделка лома и отходов черных металлов).

Емкость внутреннего рынка  металлопродукции из черных металлов определяется состоянием основных металлопотребляющих отраслей – машиностроительного (включая ОПК), топливно-энергетического и строительного комплексов.

В 2007 году видимое потребление  готового проката черных металлов составило 37,1 млн.тонн. По сравнению с предыдущим годом существенно возрос объем  импорта готового проката (до 5,1 млн. тонн), а доля  импортных поставок в удовлетворении спроса внутреннего  рынка составила 13,7%.

Свыше 17,4 млн.тонн готового проката или 47% от общего объема потребления  израсходовано в металлургическом комплексе на производство стальных труб,  проката с покрытиями и  других изделий дальнейшего передела и метизов. Около 19,7 млн. тонн или 53% составило потребление готового проката  в  металлопотребляющих  отраслях экономики.

В 2008 году  производство готового проката снизилось до 56,6 млн.тонн, в связи с тем, что среднемесячное производство за три последних месяца 2008 г. (октябрь –декабрь) составило 3,3 млн.т против 5,2 млн. т за январь-сентябрь. В России снижение производства будет небольшим по сравнению с другими странами-сталепроизводителями. Объем экспорта остался на уровне 2007 года – около 27,3 млн.тонн, импорта – сократился до 3,7 млн.тонн. Таким образом, внутреннее потребление составило 33,0 млн.тонн, т.е снизилось по сравнению с 2007 годом на 4,1 млн.тонн (на 11%).    

К 2020 году спрос внутреннего  рынка в готовом прокате может  составить от 53 до 61 млн.тонн, т.е. прирост  потребления  готового проката по сравнению с 2007 годом может составить 16-24 млн.тонн. При этом вследствие опережающих  темпов роста производства продукции  с высокой добавленной стоимостью потребление готового проката в  металлургическом комплексе вырастет примерно в 1,7 раза, а доля готового проката, потребляемого металлургическим переделом вырастет до 54-55% по сравнению  с 47% в 2007 году.

Примерно на 36-40% вырастет потребление готового проката в  машиностроительном и строительном комплексах России, а также в других отраслях экономики. Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего  рынка в период до 2020 года будут  являться:

    • реализация проектов утвержденных отраслевых стратегий развития промышленности и транспорта;
    • развитие  инфраструктурных проектов (Сочи-2014, национальные проекты, инфраструктурные проекты в рамках государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда, реформирование ЖКХ);
    • развитие оборонно-промышленного комплекса; 
    • освоение новых проектов топливно-энергетического комплекса.

Можно ожидать оживления  спроса со стороны наиболее металлоемких подотраслей машиностроения – железнодорожного транспорта, подъемно-транспортного, сельскохозяйственного  и строительно-дорожного машиностроения, автомобильной промышленности, оборонно-промышленного  комплекса, энергетического и атомного машиностроения. Потенциально высоким  может быть спрос на металлопродукцию для железнодорожного транспорта, в  том числе на рельсы и рельсовые  скрепления для высокоскоростных магистралей.

Рынок стальных труб, как и прежде, будет в основном формироваться спросом топливно-энергетического, строительного и машиностроительного комплексов. В топливно-энергетическом комплексе стальные трубы используются для бурения, строительства и эксплуатации разведочных   и промысловых скважин, для монтажа коммуникаций внутрипромысловых, сборных и нагнетательных трубопроводов, для строительства магистральных газонефтепроводов и распределительных сетей.

Перспективы добычи нефти и газа в России связаны  с освоением месторождений Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, о. Сахалин, на шельфе арктических и  дальневосточных морей.  Свыше 1/3 всех стальных труб используются при  строительстве газо-нефтепроводов. Действующая система газонефтепроводов  была рассчитана, в основном, на внутрироссийский транспорт газа и нефти, а новое  строительство трубопроводов рассчитано на транспорт углеводородов, в основном, на экспорт.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности отрасли (на примере металлургической отрасли)