Основные направления инвестиционной активности в ЮФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе углубления методологии формирования инвестиционной стратегии макрорегиона выявить ее специфику и разработать механизм реализации применительно к ЮФО с учетом роли строительного комплекса в инвестиционном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ 6
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности 6
1.2 Сущность стратегических целей инвестиционной деятельности 15
2 АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЮФО 19
2.1 Причины снижения инвестиционной активности 19
2.2 Пути повышения инвестиционной активности 24
3 ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОН-НОЙ АКТИВНОСТИ В ЮФО 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 110.87 Кб (Скачать документ)
stify">      Но  важно, что ПИФы живы и остаются удачной  формой коллективного инвестирования, готовой к аккумулированию накоплений граждан, как только изменятся их инвестиционные настроения.  

2.2 Пути повышения инвестиционной активности

      Для стабилизации положения в экономике  и последующего экономического роста  в каждом регионе необходима активизация  инвестиционной деятельности, мобилизация  инвестиций в реальный сектор экономики  и их эффективное использование.

      Позитивные  сдвиги в региональной экономике  произойдут лишь тогда, когда рост инвестиций приведет к адекватному росту  валового регионального продукта (ВРП).

      Прирост валового регионального продукта ( ) в результате прироста инвестиций ( ) характеризует мультипликатор инвестиций :

        В развитой рыночной экономике  прирост инвестиций, как правило,  вызывает более значительный  прирост валового продукта, в  чем и проявляется эффект мультипликатора.  Эффект мультипликатора инвестиций  образуется в результате взаимосвязанного  воздействия прироста объемов  производства в какой-либо отрасли, вызванного увеличением инвестиций в нее, на положение и развитие в других смежных отраслях региональной экономики. Для возникновения позитивного эффекта мультипликатора необходимо, чтобы темпы роста производительности труда, фондоотдачи и материалоотдачи в инвестируемых производствах и отраслях превышали темпы роста инвестиций. Для достижения этого следует выбрать приоритетные, наиболее значимые и выгодные объекты инвестирования, разработать и реализовать высокодоходные инвестиционные проекты.

      Для повышения эффекта мультипликатора  инвестиций, большего их воздействия  на развитие экономики региона, по нашему мнению, необходимо безотлагательно  осуществлять следующие крупные  меры на макро-, мезо- и микроуровнях экономического развития.

      Прежде  всего, надо внести коррективы в ход  проводимых реформ в направлении  усиления государственной поддержки  реального сектора экономики, создания благоприятных экономических условий  хозяйствования отечественным товаропроизводителям, усиления социальной защиты населения, повышения рыночного спроса и  предложения.

      Среди макроэкономических мер улучшения  положения дел в реальном секторе  экономики особо важное значение имеет ограничение правительством роста цен на продукцию и услуги естественных монополий, снижение налогов  и удешевление кредитов, а также  улучшение регулирования экспорта и импорта, таможенных пошлин и квот.

      Большое значение имеет также укрепление прав и экономического положения  регионов, прежде всего, путем оптимизации  распределения между федеральным  центром и регионами собираемых сумм федеральных налогов. Регионы  особо нуждаются в увеличении оставляемой им доли этих налогов.

      Для мобилизации инвестиций в регионах, их лучшего использования и усиления воздействия на прирост валового регионального продукта в каждом регионе следует акцентировать  внимание на осуществление структурной  перестройки, поддержку товаропроизводителей, развитие предпринимательства, формирование конкурентной среды на региональных рынках, развитие рыночной инфраструктуры, разработку и реализацию крупных  инвестиционных программ и др.

      В числе первоочередных мер по улучшению  экономического положения товаропроизводителей надо назвать незамедлительное преодоление  кризиса неплатежей предприятий. Взаимная задолженность предприятий огромна. Так, в ЮФО на 1 декабря 2008 г. кредиторская задолженность предприятий и организаций составила 105213,4 млн. рублей, в том числе просроченная - 4508,7 млн. рублей. Сумма задолженности поставщикам за товары (работы, услуги) составила 6227,1 млн. рублей, в том числе просроченная - 2766,5 млн. рублей. Дебиторская задолженность предприятий и организаций области на 1 декабря 1998 г. составила 6243,1 млн. рублей, в том числе просроченная - 2310,2 млн.рублей.

      Для преодоления кризиса неплатежей предприятий целесообразно осуществить  реструктуризацию их долгов, провести взаимозачеты, ввести вексельное обращение  и в больших масштабах осуществлять процедуру банкротства хронически убыточных предприятий.

      Укреплению  экономического положения хозяйствующих  субъектов в регионах будут способствовать процессы роста концентрации и специализации  производства. Кооперация и агропромышленная интеграция в форме создания районных агрофирм будет способствовать концентрации и централизации ресурсов и инвестиций и широкому маневрированию ими в  целях укрепления наиболее отсталых звеньев, преодолению убыточности  и повышению доходности агропромышленных предприятий.

      Для улучшения экономических показателей  производственно-хозяйственной деятельности (и соответственно, для повышения  эффекта мультипликатора и увеличения валового регионального продукта) необходимо повысить деловую и инвестиционную деятельность всех хозяйствующих субъектов  в регионе. Для этого предприятиям надо лучше изучать рыночную конъюнктуру, применять активный маркетинг и  эффективный менеджмент, использовать энерго-ресурсосберегающие технологии при выпуске пользующейся рыночным спросом продукции высокого качества, снижать издержки производства и  реализации продукции и на этой основе добиваться получения большей прибыли.

      Ключевой  проблемой развития региональной экономики  является мобилизация и эффективное  использование инвестиций, особенно в отраслях материального производства.

      Предприятиям  следует максимально использовать все доступные внутренние и внешние  источники инвестиций.

      В условиях убыточности или малорентабельности многих предприятий такой важный источник инвестиций, как прибыль, отсутствует  или незначителен. Поэтому особое внимание предприятиям надо уделить  умелому использованию такого важного  внутреннего источника инвестиций, как амортизация. За годы реформ, начиная  с 1992 г. в начислении и использовании амортизации на предприятиях допущены крупные просчеты. Прежде всего, в период проводимых переоценок основных фондов применялись заниженные коэффициенты их пересчета с учетом инфляции, в результате чего остаточная стоимость основных фондов занижена и начисленная амортизация не может возместить реальный их физический износ. У предприятий не хватает накопленных средств на замену изношенных орудий труда. Положение усугубляется тем, что многие предприятия тратят амортизационные средства не по их целевому назначению, а на текущие расходы, в том числе и на выплату зарплаты своим работникам.

      Среди внешних источников инвестиций предприятий  основными являются кредиты и  отчасти бюджетное финансирование. В ЮФО в 2008 г. 14,4% капитальных вложений финансировалось из федерального бюджета.

      Основная  доля кредитов предприятий различных  организационно-правовых форм приходится на кредиты коммерческих банков. Недостатками такого кредитования являются чрезмерно  высокие процентные ставки за ссуды, превалирование краткосрочных кредитов и трудности получения ссуд. Положение  в кредитной сфере ухудшилось после валютно-финансового кризиса  августа 1998 года. Надо укрепить ведущие  коммерческие банки в регионах. Для  удешевления же кредитов следует  добиться снижения учетной ставки Центрального банка РФ и развивать конкуренцию  между кредиторами.

      Гораздо большее распространение в мобилизации  и использовании инвестиций должен получить лизинг как долговременная аренда предприятиями машин, оборудования, транспортных средств и т.п. Лизинг способствует разрешению противоречия между потребностью предприятий  в инвестициях и средствах  производства и ограниченными финансовыми  возможностями хозяйствующих субъектов. Поэтому в каждом регионе следует  уделять больше внимания распространению  лизинга, создавать больше лизинговых фирм.

      В регионах необходимо создавать благоприятную  среду для привлечения и использования  иностранных инвестиций. Для этого  нужна стабилизация политического, экономического, социального и правового  положения в регионах, разработка эффективных, привлекательных для  иностранных инвесторов инвестиционных проектов, обеспечения инвесторам высокой  прибыли, правовая защита иностранных  инвестиций.

      В ЮФО создан благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций, благодаря чему удалось привлечь в экономику области значительные средства иностранных инвесторов, разработать и приступить к реализации ряда крупных инвестиционных проектов.

      Для успешной мобилизации инвестиционных средств из различных источников необходимо обеспечить надежные государственные  гарантии сохранности, рационального  использования и возврата этих средств  инвесторам вместе с определенными  доходами.

      Очевидно, что повышение инвестиционной активности в регионах можно добиться только при использовании многих мер  со стороны государства, администрации  регионов, предприятий, различных организаций, рыночных структур и населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
3 ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЮФО

      Инвестиционная  стратегия макрорегиона как инструмент государственной координации соответствующих  стратегий и интересов регионов-членов округа. Инвестиционная стратегия выступает как система разносрочных целей, приоритетов, ориентиров и пределов (императивов) инвестиционной деятельности, задающая траекторию развития хозяйственной системы. На практике инвестиционная стратегия развития макрорегиона должна  представлять собой комплекс взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих синергический эффект при решении системных проблем экономического роста.

     Макрорегиональная инвестиционная политика представляет собой устойчивую форму долгосрочного  управления инвестиционными процессами в федеральном округе (привлечением, освоением и осуществлением инвестиций), порождающая разветвленную систему  его отношений с федеральным  центром и другими регионами, в том числе зарубежными.

     Сложность стратегического управления инвестиционными  процессами на макрорегиональном уровне состоит в том, что оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений, наиболее полно соответствующих осуществляемой экономической стратегии, связана со значительными трансакционными издержками. Эволюционное представление об инвестиционной стратегии связано с учетом ее объективного устаревания (износа) с течением времени, необходимостью периодической корректировки в соответствии с изменением внешних условий и появлением новых возможностей роста макрорегиона, его субъектов или страны в целом.

     Исходным  обязательным пунктом (атрибутом) инвестиционной стратегии является введение в макрорегиональный  хозяйственный механизм новой модели желаемого состояния экономики  округа, на основе которой разрабатывается дифференцированная по регионам система приоритетов, ориентиров и ограничений инвестиционного процесса; формируется динамичный комплекс («дерево») целей; определяются ресурсы и резервы их достижения; устанавливаются формы использования средств, методы и инструменты государственного регулирования; производится оперативный контроль и периодический многокритериальный мониторинг результатов осуществления стратегии; вносятся необходимые коррективы в исходную модель.

      Межуровневые  связи макрорегиональной инвестиционной стратегии со стратегиями социально-экономического развития СНГ, РФ, входящих в округ  регионов и территориально-производственных комплексов. Макрорегиональная инвестиционная стратегия должна базироваться на общих принципах государственной инвестиционной стратегии России с учетом региональных особенностей. Конкретизация инвестиционной стратегии во времени ее реализации предполагает установление четкой последовательности ее реализации, этапов, конкретных сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. В процессе этой конкретизации обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация процесса стратегического регулирования инвестиционного процесса во времени, соответственно, с общей стратегией социально-экономического развития страны и прогнозируемыми изменениями конъюнктуры регионального инвестиционного рынка, с одной стороны, а, с другой, согласование временных параметров реализации отдельных направлений инвестирования между собой и с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов. Тем самым будет обеспечена реальная сбалансированность расширенного макрорегионального воспроизводства за счет дополнения коротких воспроизводственных циклов более длинными. Это позволит восстановить устойчивое накопление в экономике округов и обеспечить стабильное социально-экономическое развитие за счет интенсификации наукоемкого технологического базиса.

Информация о работе Основные направления инвестиционной активности в ЮФО